Ник Перумов «Гибель Богов». — СПб.: Терра — Азбука, 1994 г. Серия: Терра – fantasy (Первый роман из «Летописей Хьёрварда»).
Маг и его Ученик: вдвоем против Обетованного, или Кто тут в Небожители крайний?
Хьервард. Искорка в костре Сферы Миров. Родина эльфов и альвов, древесных и горных гномов, троллей и кобольдов, гаррид, хеддов и гоблинов. И, конечно же, людей. Смелых ярлов и танов, вольнолюбивых баронов и бондов, знающих цену деньгам торговцев.
Мир, полный ошеломляющих красот и кошмарных ужасов. Обычный мир, коих тысячи.
Мир, где родился на свет тан Хаген. Человек, без которого хитроумная задумка Хедина не имела шансов на воплощение.
Десять веков Истинный Маг Хедин, Познавший Тьму, ждал, пока закончится изгнание, наложенное на него Советом Поколения. Пока он сможет взять Зерно Судьбы Ученика, назначенного ему Предвечными, из Шара Жребия. Будущего величайшего воина, полководца и правителя. Того, с чьей помощью Хедин собрался осуществить давно лелеемый план. План, способный изменить судьбы не только смертных и Магов, но и самих Богов.
Спустя пару десятков лет после рождения Хагена, ставшего за это время отменным бойцом и предводителем воинов, время пришло.
И устремились дружинники Хагена к столице Хранимого Королевства, залога Магов перед Молодыми Богами. И двинулись рати его противников к берегам острова Хединсея, вновь ставшего оплотом мятежного Мага. И застонал эфир под напором заклинаний, используемых как врагами Хедина, так и самим Познавшим Тьму. И закачались весы Равновесия, не зная, на чью сторону они склонятся через несколько часов.
Николай Даниилович Перумов вырвался на фантастический небосклон в 1993 году с дилогией (позднее трилогией) «Кольцо тьмы». Роман был написан еще в 1989 году, и переносил читателя в Средиземье Толкиена, 300 лет спустя после Войны Кольца. Фэндом буквально порвало. Равнодушных не было. Часть толкиенистов исходила ядом, по поводу «жирования на костях Профессора», другая с удовольствием вылавливая блох, отдавала должное талантливому автору.
«Кольцо тьмы» действительно стало событием. Перумову удалось прочувствовать дух мира Толкиена и показать его более приземленную и менее романтическую сторону. Все бы хорошо, но великолепно начав роман, Перумов не удержался. После того, что автор сделал со Средиземьем в конце, он был просто обязан на нем жениться, или отправиться за решетку за надругательство над чужим миром с отягощающими обстоятельствами.
Ну да это все лирика, а фактаж в том, что получив имя после «литературной игры» на чужом поле, Перумов показал, что и сам в состоянии создавать нетривиальные миры. Более двух десятков книг общим тиражом более четырех миллионов экземпляров стали зримым подтверждением его мастерству.
В последнее время, правда, в творчестве Ника наметился недетский кризис, начавшийся с бесконечных похождений мага, и продолжившийся довольно невнятными Зверями Райлега. То, что свежие идеи подошли к концу, показало и возвращение к Летописям Хьёрварда, в частности приквелы о падении Хрофта и молодом Хедине.
До них (а также продолжения похождений Новых Богов) я еще доберусь, а пока решил вспомнить, с чего все начиналось.
«Гибель Богов» (впервые издана в 1994) стала первой полностью самостоятельной книгой Перумова. Оригинальный мир (даже Сфера миров), как потом выяснится непосредственно связанный с нашей Землей, многочисленные и качественно проработанные системы магии, удалой размах и затягивающий сюжет.
Что всегда было коньком Перумова – это фантазия. Она у него «богатая и нездоровая». Не знаю, было ли уже тогда задумано развитие и дальнейшее описание его вселенной Упорядоченного, но все предпосылки для этой нелегкой работы налицо.
Уже с первых страниц автор рисует нам весьма логичную и неплохо продуманную систему мироустройства. Причем не только и не столько Хьёрварда, показывая, что родина Хагена всего лишь маленькая точка среди тысяч миров с миллионами обитателей. Смертных и не очень, гуманоидных и абсолютно непредставимых, обычных людей и умеющих управлять силой.
А уж магическая система просто великолепна. Количество и способы волшебства разнообразны, вдумчиво описаны и кажутся неотъемлемой и исконной частью этой вселенной. Желающих подробнее почитать о магсистеме Упорядоченного, отсылаю к июньскому «Миру фантастики» за 2013 год, я же повторять хорошо сделанную авторами МФ работу не вижу смысла.
Язык наоборот никогда не был особо сильной стороной Ника. Стиль «Гибели» достаточно тяжеловат и нарочито архаично-героичен.
Оригинальность героев тоже не отнесешь к козырям первой «Летописи Хьёрварда». Хаген – бесстрашен, воинственен, харизматичен, могуч, предан учителю, безжалостен к врагам Рейха, тьфу ты, это совсем другая история.
Хедин – умен, умудрен, опытен, верит в себя, твердой рукой направляет ученика к цели.
Где-то мы такое уже встречали, не находите?
Но боги с ними, с героями. Берет книга другим. Драйвом, движухой, приключениями, магическими битвами и глобальными титаническими сражениями (ну любит Перумов энто дело, любит), коварством Магов и мощью Богов. Поражения сменяются победами, отчаяние – уверенностью, а из любой задницы все же найдется выход. «Рано или поздно, так или иначе».
И понимает читатель, «что это хорошо. И хорошо весьма».
Эрго. «Гибель Богов» — юность независимой российской фантастики. И как любому молодому существу ей свойственно многословие, велеречивость и порывистость, увлеченность и бесстрашность, без апеляционность, подверженность прорывам, шаблонам, ошибкам и заблуждениям. Уверенность, что любые проблемы решаются лишь с помощью меча. Ну, на крайняк огненного заклятья.
Как любое юное создание, она привлекает своей неиспорченной красотой и отталкивает резкостью суждений. Недаром в 18 лет я был без ума от этой книги. Уже лет через пять мне больше нравились следующие части «Летописей».
Но при всех недостатках книги, я не встретил еще ни одного любителя фантастики, жалеющего о потраченном на нее времени.
Наверно это все же знак качества.
Обзор «Гибели богов-2» тут http://perekat.kiev.ua/?p=5109
Вы не писали свой, вы тупо скопипастили, за некоторыми давно известными олухами с личными мотивами. Скорее всего вы вообще не читали Перумова, и вам просто надо набить сайт статейками. Имхо.
Точно, вы меня раскусили, решил на святом имени популярности срубить по легкому, скопипастив (тьфу ты, прости господи за эту языковую отрыжку) неведомо у кого ))
Чем слаба фанатская позиция — всякий труд кумира воспринимается как Завет. И в голову не приходит, что в целом удачной книге могут быть и не очень удачные ходы, слабые и неоднозначные моменты.
А Кумир, простите за святотатство, может испытывать творческий кризис, или попросту встать не с той ноги.
Но нет! Каждая буква — истина в последней инстанции.
Блин, как же просто фанатам жить ))
Так у вас не ток по Перумычу копипаст =)
У меня один кумир Ликург и он не писал литературу вообще. 😀
Понимаете в чем заведомая провальность вашей позиции?Оправдывать собственные ошибки чужим поведением заведомо бесполезно, хоть про литератру речь, хоть про путена. От ошибок это не избавляет. И молится на то что, кто там якобы фанат и продолжать косячить, это ведь так картонно и шаблонно для людей вообще ))))
» что в целом удачной книге могут быть и не очень удачные ходы»
мне показалось и здесь чисто женская логика? 😉
Если бы во рту росли грибы, то был бы не рот, а целый огород. (с) народ.
И только благодаря великому литературоведу мир об этом узнал ))
Говорить об ошибках мы можем при нарушении правил орфографии (к примеру, Путин пишется через «и»), в данном случае вы можете максимум высказать собственное мнение по поводу книги
Нет женской и мужской логики. Логика либо есть, либо отсутствует.
Вы вообще читали мой обзор? Там вполне доходчиво рассказано о удачных и не очень моментах книги (естественно с моей точки зрения, претендовать на истину у меня нет привычки). Или для вас автор, который не Ликург, вне критики?
«То, что свежие идеи подошли к концу, показало и возвращение к Летописям Хьёрварда, в частности приквелы о падении Хрофта и молодом Хедине.»
Извините, а тот странный аттрактор слева на 59 девять сантиметров от вон тот точки, который не просто упрямо, а упорото ныл «хочу ТЛХ и ГБ2» типа не считается ? Это не конец свежих идей, а адекватное регирование на запросы публики. За что честная публика говорит. СПАСИБО! А те кто не в курсе пишут бред.
«отсылаю к июньскому «Миру фантастики» за 2013 год, я же повторять хорошо сделанную авторами МФ работу не вижу смысла.»
опа опа понятно откуда хоббиты гарцуют
Как всегда статью писали не просто не компетентые, неграмотные и предвзятые люди, а еще и ленивые. И самое первое хочешь критиковать Перумова, должен ознакомится с «Ржавыми гвоздями для Гибели Богов». В свое время написаными некто Глумовомым. В общем-то в этой статье до Глумова, как всегда не дотянули, но все туда же рвутся Перумова покритиковать. Слабаки.
Автору статьи настоятельно рекомендуется ознакомиться с Илиадой и Одисеей. Это тот жесткий минимум необходимый для понимания мировой литературы, после которого можно не только мычать от некомпетентности.
Публика ныла уже далеко не первый год, вот только отреагировали на нытье почему то недавно, после жесткого уничтожения Фесса и провала Зверей.
А после смелого сравнения неплохой в принципе ГБ с Гомером, я даже мычать прекратил. Минуты на две )
По поводу Глумова — человек написал свой материал, я — свой. С какого перепугу мне пишушему свой обзор, читать чужой?
По поводу критики — это вы пожалуй давненько нормальной критики не встречали, если моя, вполне лояльная статья воспринимается в штыки.
Ну да ладно, сколько людей — столько мнений, а почитать фанатское — даже забавно.