Он вышел на сцену в пятилетнем возрасте, и хотя родился в театральной семье, в молодости не особо стремился к лицедейской карьере. Зато когда все-таки пришел к своему призванию, им восхищался сам Марк Захаров. Недаром. Ведь Александр стал один из немногих актеров, олицетворяющих собой советский кинематограф, и сумевших практически безболезненно перейти в новое, постсоюзное кино.
Артист, практически никогда не использовавший грим. Всю жизнь остававшийся фанатом «Спартака» и «ливерпульской четверки». Рыцарь, любимый женщинами и вызывающий восхищение у мужчин.
Абдулов появился на свет 29 мая 1953 года в Тюменской области, у отца-режиссера и матери- гримерши. Учился средне, любил проказничать, музыку и футбол. Сразу после школы, отец настоял на театральном училище имени Щепкина. Однако, по-видимому, время для актерства еще не пришло, да и самого юношу пока больше влекло в спорт. После неудачи в «Щепке» Александр поступает на факультет физкультуры Ферганского государственного педагогического института, одновременно работая на подхвате в отцовском театре.
Парню хватило года, чтобы понять, что он посвящен Мельпомене. Дальше был ГИТИС, и нелегкие для провинциального студента годы обучения, когда приходилось хвататься за любую приработку. Тогда же Александр впервые приобщается к кино. В массовке.
В 1974 во время дипломного спектакля, Абдулова замечает главный режиссёр Московского театра имени Ленинского комсомола Марк Захаров.
Вместе они создадут пять величайших картин, которые войдут в золотой фонд мирового кино. Но это будет потом. А сейчас будущий «второй отец» приглашает юношу к себе в театр, поручая роль лейтенанта Плужникова, в спектакле по повести Б. Васильева «В списках не значился». Молодой актер справился на «ура», получив за работу премию «Театральная весна», и став на долгие годы одним из лидеров Ленкома.
Полноценный дебют нашего героя в кино состоялся годом раннее, в подростковой приключенческой ленте «Про Витю, про Машу и морскую пехоту», но практически до конца десятилетия его кинокарьера в основном состояла из эпизодов.
Прорыв произошел в 1978, после «Обыкновенного чуда» все того же Захарова. Роль Медведя в этой потрясающей ленте, открывающей пятитомник философских захаровских притч, до последнего сражающегося за свою неожиданную любовь, делает Абдулова знаменитым (кстати, фехтовальные сцены сделаны полностью без помощи дублеров). «- Принцесса! Это вы? Какое счастье! Зачем вы здесь? — 3 дня я гналась за вами. Да! Чтобы сказать, как вы мне безразличны!»
И понеслось. Без перерыва от двух до шести картин в год, аж до середины 90-х. Практически каждая роль событие, каждый образ врезается в подкорку.
Припомним самые интересные работы нашего именинника за этот период.
Шофер «Черной кошки» Жжёный в бенефисе Высоцкого, великолепном памятнике эпохе «Место встречи изменить нельзя» (1979).
Митя Лавров из трогательного семейного калейдоскопа «С любимыми не расставайтесь» (1979), где Александр сыграл вместе с супругой Ириной Алфёровой.
Генрих Рамкопф в «Том самом Мюнхгаузене» (1979), многими почитаемом лучшим фильмом «пенталогии» Захарова, о творце и обывателях. Фильме с потрясающей главной ролью Олега Янковского, артиста, вместе с которым наш именинник еще не раз создаст мощнейший дуэт, зачастую делающий из обычных кинолент настоящие шедевры. «Мой лучший друг меня предал, моя любимая отреклась.. Я улетаю налегке.»
Обаятельнейший Евгений Волков в детективе «Сицилианская защита» (1980).
Уолтер Хартрайт из «Женщины в белом» (1981), по мотивам романа Уилки Коллинза.
Доктор Ричард Симпсон в «Доме, который построил Свифт» (1982). Третья картина триумвирата Захаров/Янковский/Абдулов, плюс как всегда ярчайшее созвездие лучших советских актеров. Именно такие фильмы и делают нас людьми. «Утверждение „Человек — существо разумное“ преждевременно, правильно говорить: „Человек — существо, восприимчивое к разуму».
Изобретатель Сергей Вишняков из легкой, воздушной сказки «Предчувствие любви» (1982), второй совместной картины Абдулова и Алферовой.
Иванушка в «Чародеях» (1982), чертовски вольной, но все равно любимой многими фантазии на тему «Понедельник начинается в субботу» Стругацких.
Альберт Грегор в мюзикле «Рецепт ее молодости» по мотивам пьесы К. Чапека «Средство Макропулоса» с монументальной ролью Гурченко.
Несколько персонажей в телеспектакле «Юнона и Авось» с искрящимся энергией Караченцевым.
Жакоб в «Формуле любви» (1984) Захарова, ироничном буквально до мозга костей рассказе о людях, жаждущих дармового чуда. «А зачем нам кузнец? Не, нам кузнец не нужен. Что я, лошадь, чтоль?»
Бандит Боб Деготь в увлекательных, но местами чересчур свободных вариациях на тему Жюля Верна «В поисках капитана Гранта» (1985).
Володя Смирнов из заводной и юморной мелодрамы «Самая обаятельная и привлекательная» (1985).
Сергей в незаслуженно позабытой мощной военной картине «Сошедшие с небес» (1986).
Климов в неординарной, но неровной психологической драме «Храни меня, мой талисман» (1986) Романа Балаяна. Еще одна лента дуэтом с Янковским.
Энтони Марстон в атмосферной до дрожи экранизации Агаты Кристи «Десять негритят» (1987) Станислава Говорухина.
Ланцелот (приз Абдулову как лучшему каскадеру) в последнем на сегодня фильме Марка Захарова «Убить дракона» (1988), о худших чертах человека, фильме мрачном, жутком, беспросветном, но все же дающем в конце малюсенький лучик надежды. Дракон в исполнении Янковского — бесподобен. «Он у нас такой. Строгий, но справедливый».
Гена в первом советском коммерческом проекте, весьма противоречиво воспринятой криминальной комедии «За прекрасных дам!» (1989).
Владимир из неоднозначной, но весьма популярной в свое время фантасмагорической то ли комедии, то ли мелодрамы «Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (1989).
Сергей Ненашев в криминально-авантюрно-робин-гудовском «Гении» (1991).
Алексей Удальцов в «Официанте с золотым подносом» (1992), сказе о работнике общепита, решившем стать честным.
Игорь в криминальной мелодраме «Странные мужчины Семеновой Екатерины» (1992).
Ландскнехт Андреас в российско-итальянской исторической драме «Золото» (1993), ленте брутальной, жесткой, но на удивление сильной.
Монах Сергей в истории об искушении «Грехъ. История страсти» (1993).
Актер Валерий Островский в тяжелой картине об эмиграции и возвращении «Кофе с лимоном» (1994).
Миллионер Андрей Рокшин в «Черной вуали» (1995), детективе о России начала века.
С середины 90-х Абдулов снимается пореже, но все равно оставляет зрителю ряд интересных работ, таких как:
Политический детектив «Шизофрения» (1997). Режиссерский дебют Александра Гавриловича в игровом кино «Бременские музыканты и Со» (2000) — «Золотая подкова» за режиссуру и исполнение роли. Лирическая комедия о любви Эльдара Рязанова «Тихие омуты» (2000). Неожиданно удачный сериал о стареющем воре в законе, внезапно узнавшем о наличии у себя сына- подростка «Next. Следующий» (2001). Вариации на тему чеховских рассказов «О любви» (2003). Довольно спорная, но изрядно прогремевшая экранизация гениального романа Булгакова «Мастер и Маргарита» (2005). Чуток подзатянутый, но все равно приятный 12-серийный «Капкан» (2007), интересный помимо прочего, еще одной совместной работой Абдулова и Алферовой.
Мастер спорта СССР по фехтованию, каскадер, болельщик, режиссер, сценарист, директор. Больше сотни киноработ, заслуженный, народный, обладатель орденов и премий.
И главного: людской любви.
Александр считал, что гениальность сродни болезни, а человека нужно принимать таким, какой он есть. Точно знал, что работа артиста опасна для здоровья, и чем серьезнее роль, тем хуже последствия. В какой-то момент организм, похоже, перестал справляться с задачами, которые ставил перед ним Абдулов. Ранняя старость, затем язва, сердце и четвёртая, смертельная стадия рака лёгких.
Его не стало 3 января 2008 года
«Я считаю, что легенда должна оставаться легендой. И я тоже хочу остаться легендой»
У него получилось.