Ее героини считаются символами нации. Она родилась за «бугром» и иногда может праздновать это событие дважды в год. Стала знаменитой случайно, и сейчас, устав от образов, принесших славу, с удовольствием вспоминает о немногочисленных ролях в комедиях. Она замужем за одним из интереснейших мужчин Союза, и почитается одной из самых темпераментных, стильных и женственных актрис нашей страны.
Ирина издала первый крик 29 февраля 1948 в Вене. Но родители, пожалев ребенка, вынужденного в будущем справлять именины только в високосный год, переписали ее дату рождения на 1 марта.
В Киеве, куда перевели отца-военного, Купченко впервые прикоснулась к своему будущему призванию. Во Дворце пионеров девочка первым делом записалась в театральный кружок, а до купы и в кинооператорский.
Однако мать, учительница английского языка, настояла на продолжении образования по своему профилю. Иняз Киевского университета им. Т. Шевченко. Как и все матери, та еще не догадывалась – от судьбы не уйдешь. В университете Ирина проучилась всего год.
Дальше была Москва. Театральное училище им. Щукина.
На большой экран Ирина попала во многом благодаря все той же судьбе. Девушка зашла на «Мосфильм» подработать в массовке, перепутала дверь и вуаля! Зоркий взор Кончаловского (знаковый режиссер для юной актрисы), и одна из главных ролей в «Дворянском гнезде» (1969). Ее Лиза оказалась натурой гордой, аристократичной, благородной, тонкой, уверенной, но трагичной. Эта роль двинула карьеру Купченко по вполне определенным рельсам. Которые только укрепились после следующей актерской работы. Соня в чеховском «Дяде Ване» (1971) с шикарным Смоктуновским (одним из лучших актеров 20 века). Фактически развитие предыдущего образа. Даже критика признала в Купченко «замечательную чеховскую актрису». В 1970 году Ирина оканчивает щукинское училище, и через год выходит на работу в Академический театр имени Евгения Вахтангова. С этим храмом Мельпомены Купченко не расстается до сих пор.
Параллельно расцветал и креп ее роман с кинематографом.
«Романс о влюблённых» (1974) – мюзикл о влюбленности, жертвенности и ожидании. «Звезда пленительного счастья» (1975) — одно из самых щемящих, романтичных воспоминаний детства. Картина с великолепным подбором актеров (Баталов, Бондарчук, Стриженов, Костолевский) о преданности, ответственности, жертвенности, долге и Любви. «Чужие письма» (1975). История о детстве, взрослении, жестокости, ответственности, поданная через призму отношения двух представительниц прекрасного пола – взрослой и подростка. «Странная женщина» (1977) – смелая тема для того времени, о том, что делать, если брак умер, с мужем живешь лишь по привычке, а желание любить не иссякло. Первая комедийная роль в «Обыкновенном чуде» Марка Захарова (1978). Потрясающая (как и все работы этого режиссера) лента о людях, власти, чувствах, и чуде, на которое способен каждый человек. «А будете настаивать, я пожалуюсь мужу и он превратит Вас в крысу. — А кто у нас муж? — Волшебник. — Предупреждать надо». «Отпуск в сентябре» (1979) – мрачная, но очень сильная картина о пропащем человеке с великолепной ролью Олега Даля.
80-е начались для актрисы с запоминающейся Берил Степлтон, в классических «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей» (1981). Упомянуть нужно также женщину, имени которой зритель так и не узнает, в незаслуженно забытой камерной драме на двоих «Без свидетелей» Никиты Михалкова (1983), где пару Ирине составил пребывающий в самом соку Михаил Ульянов. Клавдию Почукаеву из «Одинокая женщина желает познакомиться» (1986) – рассказе о том, что любви заслуживают абсолютно все люди. Елену из фантасмагорично-перестроечной «Забытой мелодии для флейты» (1987).
90- е нашей героине (как, впрочем, и большинству актеров) в актив не занесешь. Время было не особо располагающее к лицедейским прорывам. Отметить можно разве что «Дом на камне» (1994) по мотивам рассказа Рэя Брэдбери «Отпрыск Макгиллахи». Да в штыки воспринятых «Старых кляч» постаревшего Эльдара Рязанова (1999).
21 век оказался для Ирины Петровны гораздо более продуктивным.
«Приходи на меня посмотреть» (2000). Нежная, добрая, романтическая история, рассказанная шикарным трио Купченко, Васильевой и Янковского, стала одной из лучших мелодрам десятилетия. Человечная и теплая «Подмосковная элегия» (2002), в которой Ирина еще раз пересеклась с Михаилом Ульяновым. Историческая мелодрама «Благословите женщину» (2003) Станислава Говорухина о нелегкой женской судьбе, снятая в стиле «старого советского кино». «Ночь светла» (2004) Романа Балаяна, драма о чувствах, поданная в болезненном антураже интерната для слепо-немо-глухих. Светлая, оптимистичная «Кука» (2007), о силе, преодолении, доброте и Счастье. Ужастико-феминистично-атмосферный триллер «Юленька» (2008), очередная попытка создать приемлемый российский хоррор. Казацкая комедия «с характером» «Калачи» (2011).
Из многосерийных картин с ее участием выделяются неоднозначно воспринятая историческая «Московская сага» (2004) по одноимённой трилогии Василия Аксёнова. И «Бесы» (2007), названные дословной иллюстрацией к книге Достоевского. Сейчас в работе новый сериал «Жить дальше» (2013) о молодой женщине, у которой пропала сестра-близнец. Работа кипит!
Мы пробежались лишь по самым интересным ролям Ирины в кино. А ведь была (и есть!) еще долгая и плодотворная актерская судьба в театре им. Вахтангова.
Ее персонажи всегда раскрывают нам Женщину, во всем ее многообразии. Женщину и ее неотъемлемую подругу – Любовь. Тех, благодаря которым и существует жизнь.
В свои 65 выглядит, дай бог многим 25-летним. Красавец муж – мечта многих тысяч советских женщин. Два прекрасных сына. Любимая работа. Всенародная известность. Премии и призы.
Как это достигается? Все просто. Нужно лишь найти свое призвание и двигаться к цели. Не сворачивая. Как это делает одна из самых очаровательных актрис нашего времени – Ирина Купченко.
Очень хорошо рассказал автор о прекрасной актрисе. Добавлю только, что очень скромной, не «тусующейся». А фильм «Без свидетелей» , один из любимых мною, мне кажется вовсе не забыт. Н.Л.