Воевал в Первую мировую, куда пошел добровольцем, ранен, попал в плен, бежал. Рисовал декорации и карикатуры, был актером, писал сценарии, снимал картины, учил молодежь, стал одним из известнейших теоретиков и практиков кинематографа. Наряду с Эйзенштейном положил начало поэтическому монтажно-типажному кино. Лауреат трех Сталинских премий, многих орденов и медалей, призов Международных кинофестивалей, заслуженный и народный.
Родился Всеволод 28 февраля 1893 в Пензе. С детства показал себя весьма разносторонней личностью. Среди его увлечений числились игра на скрипке, живопись, сочинительство, и точные науки. Согласитесь, одаренный юноша. Как оказалось и весьма романтичный. Когда Отчизне стала грозить опасность, он добровольцем ушел на фронт. Поратоборствовать довелось не очень долго. Ранение. Плен. Три года. Затем побег.
А на родине уже вовсю буяла революция.
В 1920 году Пудовкин впервые прикоснулся к величайшему из искусств. Всеволод поступает в Первую государственную школу кинематографии при Всероссийском фотокиноотделе Наркомпроса (ныне ВГИК). Сперва класс Владимира Гардина, затем — мастерская Льва Кулешова – одного из основоположников российского кино. Параллельно с учебой юноша занялся актерским ремеслом (последней его ролью, кстати, стал образ юродивого в первой серии «Ивана Грозного» (1945) С. Эйзенштейна). Еще занимаясь у Гардина, Пудовкин выступил сорежиссером Владимира в картине «Голод… голод… голод» (1921). Перейдя к Кулешову, Всеволод полностью погружается в мир рождающегося кинематографа. Поиск, находки, открытия, разработка языка кино, свежих оригинальных приемов. Дел было по горло. Всеволод работал сценаристом, ассистентом режиссёра, художником-декоратором, актёром. И постановка фильмов.
1925 – короткометражка «Шахматная горячка», при участии чемпиона мира Хосе-Рауля Капабланки, о влиянии великой игры на судьбы молодой пары, собирающейся пожениться. В следующем году на счету Пудовкина документальный фильм «Механика головного мозга», посвященный учению об условных рефлексах. Тогда же в свет выходит дебютная сольная полнометражка режиссера по мотивам романа Горького «Мать» (кстати, первая экранизация романа). Фильм, который по силе воздействия сравнивали с «Броненосцем» Эйзенштейна. Гармоничный, по полной использующий выразительные средства, метафоричность образов (монтаж кадров демонстрации со сценами весеннего ледохода), киноязык, стильный, психологичный, достоверный. «Мать», снятая потрясающим оператором Анатолием Головней, по сценарию, написанному Натаном Зархи (хорошим другом Пудовкина) и Максимом Горьким, талантливо срежиссированная нашим героем, стала шедевром не только советского, но и, пожалуй, мирового кино.
Второй картиной «революционной трилогии» Всеволода стал «Конец Санкт-Петербурга» (1927). Сделанный той же командой (Зархи, Головня), показывающий путь к революции простых людей, пребывая в русле типичного для тех лет идеологического кино, тем не менее является настоящим произведением искусства. Выверенные кадры, классная композиция, мастерский монтаж, отточенная стилистика, (особенно если не обращать внимания на карикатурность буржуинов и идеологические перегибы). Завершил трилогию «Потомок Чингисхана» (1928) по мотивам повести И. Новокшонова, о борьбе монгольского народа с британскими колонизаторами в 1920 году. Этот фильм, нашедший своего зрителя скорее на Западе, чем в Союзе, оказался не менее необычным, чем история его съемок. Основная сюжетная линия, разворачивающаяся лишь во второй половине, практически полное отсутствие профессиональных актеров, реконструкция произошедшего с живыми участниками описываемых событий (в съёмках участвовали, к примеру, бывшие партизаны, громившие банды Семёнова в монгольских степях), дорабатываемый по ходу сценарий. Плюс практически полное отсутствие привычных условий для работы. И даже при этих раскладах Пудовкин, показав свое возросшее мастерство постановщика, сделал динамичное, экспрессивное, выразительное, глубокое кино, пользовавшееся большой популярностью в Европе (под названием «Буря над Азией»). А у нас… а что у нас. Про пророка в своем отечестве известно уже давно.
В 1933 режиссер ставит первую в своей фильмографии звуковую картину — «Дезертир». О классово сознательном гамбургском докере, сознательном настолько, что меняет Страну Советов на возвращение в буржуазный ад Германии. 1938 – «Победа» о беспосадочном кругосветном перелёте советских летчиков. Во время работы над фильмом в автокатастрофе гибнет Натан Зархи, и сценарий дописывал Всеволод Вишневский. В следующем году режиссер выпускает первый из своей плеяды исторических фильмов: «Минин и Пожарский» по повести В. Шкловского «Русские в начале XVII века», выделяющийся шикарно разработанными и поставленными массовыми сценами. 1940 – «Суворов», в котором батальные эпизоды заменены слайдами с их описанием. В 1941 Пудовкин получает Сталинские премии за обе последних картины. 1942 – «Убийцы выходят на дорогу», по мотивам пьесы Бертольда Брехта «Страх и отчаяние в Третьей империи». Фильм состоял из шести новелл, не связанных друг с другом, но объединённых исследованием низших человеческих качеств – страха и подлости. Хотя лента была полностью построена на примерах из жизни нацистcкой Германии, аллюзии с другой тоталитарной державой были настолько яркими, что «Убийцы» даже не были представлены на просмотр для высшего руководства и сразу отправились на полку. В этом же году выходит в свет прохладно встреченная «Во имя Родины», по пьесе Константина Симонова «Русские люди», построенная на приемах монтажного кинематографа.
После войны Пудовкин возвращается к историческому кино в «Адмирале Нахимове» (1946), «патриотической» картине в хорошем смысле этого слова. Премия МКФ в Венеции-47, еще одна Сталинская премия. В 1950 Всеволод (совместно с Д. Васильевым) выпускает, как бы сейчас сказали, байопик «Жуковский» об основоположнике современной аэродинамики. Последней работой Пудовкина стало «Возвращение Василия Бортникова» (1953) о послевоенной деревне.
Умер режиссер 30 июня 1953, поиграв в теннис, не до конца оправившись после гриппа. Инфаркт.
Он сделал для киноискусства, пожалуй, не меньше чем Эйзенштейн, Кулешов, Вертов, Довженко. Его фильмы и книги открывали для молодежи, и всех заинтересованных, загадки теории монтажа, сценария, специфики кино, работы с актёром, нюансы режиссерской профессии. Картины и теоретические работы Пудовкина стали для молодого кинематографа опорой, позволившей удержаться на ногах и развиваться дальше. Опорой, благодаря которой остается надежда, что даже сейчас, в эпоху кризиса, найдутся люди, не забывшие очень важную вещь — искусство кино это не зеленый экран, компьютерные спецэффекты и разжевывание одной мысли. В настоящее кино нужно вложить душу. Как это делал один из его родителей — Всеволод Илларионович Пудовкин.
Имя Пудовкина,конечно, было » на слуху». Но ни полной фильмографии, ни судьбы режиссёра не знала. Когда вспоминаем ушедшего в мир иной, говорим о нём,появляется чувство, что «он» это знает и ему приятно, что не забыт. Спасибо автору статьи. Н.Л.