Гарет Л. Пауэлл «Угли войны». — СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2020 г. Серия: Звёзды новой фантастики. Первый роман цикла «Угли войны».
Как успокоить Суку? или В поисках Цели
Будущее. Жуткая война между двумя межзвездными группировками человечества, уносящая миллионы людских жизней, закончилась. Способом, повергшим в шок каждое мыслящее существо. Война закончилась, но исчезли ли породившие ее причины?
Проходит несколько лет, бывший тяжёлый крейсер класса «хищник», подавший в отставку и ставший спасательным судном, отправляется на выручку потерпевшему крушение лайнеру. К экипажу корабля присоединяются двое агентов спецслужб тех самых противоборствующих группировок. Получивших задание отыскать живым или мертвым одного из пассажиров лайнера.
С крушением не все чисто. Очень похоже, что судно сбили, и это не банальные пираты.
А от результатов спасательной экспедиции «хищника» зависят не только жизни выживших после крушения. Но и судьбы большинства представителей вида гомо сапиенс. А, возможно, и других разумных рас.
Космоопера жанр благодарный, переживающий в последнее время настоящий расцвет. Вспомним хотя бы Кори, Гамильтона, Руоккио, Уэджерс, Флинна или Леки.
Англичанин Пауэлл в первом романе своего цикла не особо торопится вскрывать все карты, лишь обозначая нюансы созданного мира, и радуя читателя сложными моральными дилеммами.
Одна из которых и становится зачином романа. Какой цену можно заплатить за прекращение войны? Сколькими людьми пожертвовать? Как посчитать потенциальное количество погибших в продолжающейся войне и соотнести с числом гекатомбы? Есть ли право решать судьбы мирного населения? Отбирать жизнь у одних, возможно сохраняя ее другим? Походя уничтожать иную жизнь, учиняя натуральный геноцид? Или бог с ним со всем, будем после каждой военной операции хоронить сотни тысяч людей вкупе с еще большим «сопутствующими потерями» до того момента, пока кто-то из противников не сдастся?
Чертовски болезненные вопросы, не имеющие простого ответа и решения.
Сюда же автор подверстывает тему силы, и цели для этой силы. Ведь даже источнику непредставимой мощи, способной изменить ход развития людских и прочих рас, нужна цель, ради которой стоит отрывать задницу от дивана. Некий достойный, лидер, который «скажет как надо». Да ну ладно, могут возразить мне, это ты описал особенности не человека разумного, а недолугого ИИ, неспособного самому решить, где черное и где белое. В ответ я попрошу вспомнить людскую историю.
Вопросом цели бытия, так или иначе, задаются большинство героев романа.
Антивоенные размышления о суке-войне, уродующей всех своих участников. Суке, которая никогда не утешается, и как ее, тварь, успокоить — неведомо никому. Не полагаться же, в самом деле, на миллион отыскавших цель Deus ex machina.
Вопросы всеобъемлющего потенциального полицейского государства, насаждающего мир и справедливость на кончиках штыков, пардон торпед и лазеров (а вот идея уничтожения «продвинутых средств ведения войны» вызывает законный скепсис, камни и палки, отлично подходящие для изничтожения себе подобных, еще никто не отменял.). Морального насилия для благой цели. Лишения свободы, пускай даже в ее анархическом варианте, ради прекращения войн. Вопросы, регулярно поднимающиеся в качественной фантастике, но до сих пор тревожащие умы.
Морально-этический базис у книги хорош.
Второй любопытной фишкой становятся разумные звездные корабли. Тема не слишком новая, вспомним хотя бы тот же Радч, но до сих пор волнительная. Здешние звездолеты чертовски умны, наделены сознанием, индивидуальностью, и, по большому счету, могут обходиться без экипажа (исключая разве что ремонтника), который порой лишь мешает. Корабельный мозг, выращенный в инкубаторе с использованием клонов людских клеток, обладает высочайшей скоростью реакции, далеко опережающей людскую. Способностью контролировать одновременно множество процессов. При этом без проблем подчиняется капитану. Идеальная боевая машина. Вот только незапланированные людские эмоции, несколько портят благостную для «ястребов» картину. Есть даже прецедент корабля, отрастившего совесть.
Фантдопущения «Углей» не завершаются разумными кораблями.
Тут вам и Объекты (одна из основных сюжетообразующих тем романа), некогда обычные планеты, переделанные местными «предтечами» в циклопические скульптуры в виде мозга, додекаэдра, часов, кубка etc (и это далеко не все сюрпризы Объектов).
И чужие расы, близко из которых мы познакомимся лишь с драффами. Синекожие гермафродитные «пауки» с органами восприятия/лицами на каждой из шести двенадцатипалых рук/ног. Шикарные механики звездных кораблей, чья цель — служение Мировому древу. Мыслят они в своих главах короткими рублеными фразами, пронизанными идеей служения.
И прыжки через гиперпространство, оно же высшее измерение, способом бурения червоточин в ткани пространства/времени.
Не густо, но антураж создается знатный.
Весь роман написан короткими главками от первого лица, перемежающими истории нескольких протагонистов. Нередко используются клиффхэнгеры.
Капитан Салли Констанц. Далекий потомок основательницы Дома Возврата – организации, занимающейся спасением экипажей людских звездных кораблей, попавших в беду. Во время войны командир медицинского фрегата, после отрекшаяся от прошлого, как собственно и все сотрудники Дома. Периодически теряющаяся в критических ситуациях, рефлексирующая, переживающая о смертях, произошедших по ее вине.
О героях. Поэтесса Она Судак, ставшая одним из самых известных стихотворцев, пишущих о недавней войне. Пассажир злосчастного лайнера, дама хорошо средних лет, скрывающая некислую тайну.
Аштон Чайлд – экс-коп, нынче агент разведки Конгломерата, застрявший на провинциальной планете. Жутко уставший от бесполезной работы, желающий вырваться из этого бега в колесе.
Нод – драфф-механик, открывающий для нас особенности своей расы. Кстати, драфф называет корабль не Злой, а Тревожной Собакой.
И, безусловно, Злая Собака. Тяжёлый крейсер класса «хищник», считающий себя не мясником, но воином-самураем. Совместившая в своем мозгу людские клетки с собачьими генами, придающими кораблю немало чеснот овчарки. Тот самый пример самостоятельно выращенной совести, решивший сменить военную карьеру на служение всей человеческой Общности. Также не чужда рефлексиям и чувству вины.
Описание от первого лица корабля автору не всегда удается, но Гарет старается.
Развивается действие плавно, мир, как я уже сказал, прописан не слишком подробно, многое оставлено для других книг трилогии (благо они уже переведены). В первом романе нас ждет лишь достаточно условный промежуточный финал.
В наличии пара всплесков экшена, в частности дуэль кораблей с использованием крайне нестандартного тактического хода и оружия, в которое никто не верит.
Интрига с неведомым и жутко опасным врагом, который опять же припрятан для второго тома.
Эрго. Недурная, пускай и не выдающаяся космоопера от первых лиц с качественной морально-этической базой, разумными кораблями и хорошей затравкой на будущие тома трилогии.