Ребекка Роанхорс «Черное солнце». — М.: Эксмо: Fanzon, 2022. Серия: Fanzon. Наш выбор. (Первый роман трилогии «Между землёй и небесами»).
Города без богов, или Древнеамериканское фентези/Под крылом Ворона
Жрица Солнца Наранпа ясно ощущала, что нужно что-то менять. Все меньше детей приходило в Небесную башню, чтобы стать адептами. Слишком зашевелились культисты. Да и среди самих жрецов душевного согласия было немного.
Но она даже не догадывалась, что привычный ей мир доживает последние дни.
Ведь один из торговых правителей Кьюколы уже нанял корабль и нашел необычного капитана, согласного отвезти в священный город Тов странного мужчину. Вызывающего оторопь загадочного слепца с телом, покрытым шрамами, складывающимися в изображение вороны. Того, кого с нетерпением ждут почитатели культа старых богов.
Одо Седоха. Само воплощение Бога-Ворона.
Сосуд божества, собирающися изменить расклад сил во всем мире.
Фентези, навеянное южноамериканскими мотивами. С недружелюбным к читателю началом, плавным развитием событий, неуловимо напоминающее работу Стейвли, Города и драконов.
Сеттинг романа любопытен и основан на мифологии южноамериканских индейцев (хотя хватает намеков, приближающих фентези Роанхорс к научной фантастике). Добровольное членовредительство. Обсидиановые ножи. Какао-бобы вместо валюты. Своеобразные корабли. Крылатые змеи (жаль мы их не увидим) и огромные водомерки (!). Колоритно, ничего не скажешь.
Континент Меридиан, где правят бал три города. Торговая Кьюкола под покровительством ягуаров (с ними правда, неприятность приключилась), чье главное достояние моряки. Легендарная Това – религиозный центр, место обитания жреческих орденов Наблюдателей и кланов, Созданных Небесами. Хукайе – некогда сосредоточие полководческой мудрости, нынче после установления мира, известное военным колледжем, где юноши из кланов укрепляют тело и обучаются боевым искусствам.
Четыре ведущих клана: Черных ворон, Беркутов, Крылатых Змеев и Водомерок (клан водомерок – это «пять»!). Один из этих кланов, кстати, затаил серьезную жажду мести за кровопролитную Ночь Ножей — разгром ереси в квартале Ворон. Эта жажда становится одной из основных сюжетообразующих линий романа. Ордена жрецов-Наблюдателей, три столетия назад остановивших войну меж кланами, и с тех пор поддерживающих мир (не бесплатно само собой). А до того с «помощью научных достижений, прекративших поклонение старым богам» (это кстати о намеках). Внутренние терки между орденами жрецов. Торговые правители Кьюколы, жаждущие избавиться от десятины, выплачиваемой жрецам и вообще поумерить влияние Това. Культисты, мечтающие о возвращении тех самых древних божеств (а вот и вторая центральная линия).
Как видите, конфликтов, противоречий и движущих сил в романе хватает. А значит, скучно не будет. Если бы еще не дебютная часть, когда автор бросает неподготовленного читателя в омут своего мира, предоставляя первые полсотни страниц самому разбираться в том «кто кому Рабинович». Да изрядная неторопливость описаний. Обычное дело: первая книга цикла, куда спешить.
Благо по завершению затянувшейся экспозиции дело идет веселее. Начинают активно играть козыри «Солнца», крепко прихватывая наше внимание.
Магия, которую мы видим в исполнении двух персонажей. Причем у каждого свой уникальный подход к волшбе.
Прочие, неожиданно открывающиеся особенности локации, как-то звериные наездники с их огромными тотемными верховыми животными (вдобавок достаточно разумными).
Интриги внутри Небесной башни, попытки подсидеть нашу передовую Жрицу, собирающуюся реформировать орденское болото.
Мореходные особенности Меридиана, в виде огромных плоскодонных каноэ сотни шагов в длину, во время шторма вывешивающих за борт для остойчивости плавучие пузыри.
Клан Воронов, где с одной стороны к власти приходит молодое поколение. С другой – все больше влияния приобретают поклонники старых культов. Причем и те и другие активно лелеют уже прилично остывшее блюдо, практически готовое к употреблению.
Глубокие ущелья Товы, никогда не видящие солнца.
Основных линий в книге две, они непременно пересекутся.
За первую в основном отвечает Жрец (жрица) Солнца Наранпа. Она глава ордена оракулов, которые занимаются составлением звездных карт, фактически чтением будущего по заказу. Причем, читать собственное грядущее им строго настрого запрещено. Редкий пример жреца, не происходящего из главных кланов. Нара из самой что ни на есть бедноты, родом из местных флавел. К примеру, один из ее братьев достиг немалых высот местного криминального дна. Наранпа не так давно заняла самый важный пост в башне, и изо всех сил старается вернуть посту Жреца его славу, достоинство и уважение, которые в последнее время тают как снег на солнце. Несмотря на изрядный (20-летний) опыт жизни в башне, и карьеру, построенную от служки до самых высот, наша жрица поражает изрядной наивностью и полной неготовностью к паучьим играм и интригам, разворачивающимся вокруг ее персоны. Читателю практически с первых страниц демонстрируют, что судьба Нары будет непростой, остальное время ретроспективно показывая как она докатилась до жизни такой.
Дополняет линию Товы Око – брата матриарха клана Черных Ворон. Парень, закончивший пресловутый военный колледж и готовящийся стать капитаном Щитов своей старшей сестры.
За вторую — Ксиала и Серапио. Это те самые колдуны, о которых я уже упоминал.
Ксиала – получеловек-тик. Дочь моря, рыбоженщина, отличающаяся от людей необычными глазами (и не только, как мы выясним впоследствии), а главное способностью к Песне, позволяющей воздействовать на морскую стихию. Шторм такой Песнью не остановишь, но плавание сделать попроще можно. Восприятие тиков среди народонаселения двойственное. С одной стороны их пугаются и не любят, при случае норовят откромсать кусочек плоти: кости и глаза тиков считаются талисманами. Зато среди вменяемых моряков тиков (мужиков среди них не имеется, одни дамы) уважают за их способности к вычислению курса и понимание океана.
Серапио – сын женщины из Черных ворон, родившийся на чужбине, и с младых ногтей готовящийся к возвращению домой. Причем не просто так, а в облике долгожданного Одо Седоха. Сосуд божества с предначертанной (или нет?) судьбой. Серапио крайне дружен с воронами, способен впадая в транс, вселятся в своих пернатых друзей. Лишен зрения, отличается отлично развитыми иными чувствами (до Мэтта, конечно, далеко, но все же впечатляет) и боевыми умениями. Молод, не приспособлен к обществу, одновременно и тянется и шарахается от людей.
На их примере автор заодно пройдется по иным — «не таким как все», и отношению к ним обычных гомо сапиенсов.
Как и по одной из основных тем книги – возмездию и его последствиям. Для всех сторон.
Женские образы в романе на первых ролях (разве что Серапио может постоять за честь сильного пола). Оно и неудивительно, ведь в тех же кланах царит натуральный матриархат, а у тиков мужиков вообще нет (как они воспроизводят потомство – вопрос открытый).
Отдельное спасибо за расширенные эпиграфы к главам, среди которых как поговорки тиков, рассказы о воронах, так и работа местного Миклухо-Маклая, исследующего особенности жизни Това для торговых правителей Кьюколы. Добавляют глубины миру изрядно.
А вот за недоговоренности хотелось бы попенять. Как появились жрецы? Как умирали боги? Шлейф мира провисает. Понятно, что впереди еще долгий путь. Но все же.
Эрго. Фентези, стоящее на плечах мифологии индейцев древней Южной Америки. Недружелюбный дебют, чересчур плавное развитие событий, компенсируются колоритным сеттингом и недурными персонажами.