Миражи разума, или Психиатрическое расследование
70-е годы. Частный детектив Элис Гольд – умный, увлекающийся человек. Порой даже слишком. Очень уж ее захватила история таинственного самоубийства пациента частного психиатрического «санатория».
Настолько, что Элис соглашается на предложение отца жертвы разобраться со смертью изнутри. Симулировав психическое заболевание и став пациенткой клиники. В больнице явно не все чисто. Но все ли хорошо с психикой самой Элис?
Испанец Ориол Паоло («Тело», «Невидимый гость/Несчастный случай», «Во время грозы», «Харлан Кобен. Невиновен») зарекомендовал себя постановщиком, снимающим великолепные триллеро-детективы с кучей нестандартных поворотов.
Его новая работа, вызывающая ассоциации с Островом, достойно поддерживает реноме режиссера, но в отличие от предыдущих, не дает однозначных ответов.
Паоло, шагнув на эфемерную стезю, связанную с работой нездорового мозга, построил фильм так, что после финальных титров зритель не может быть окончательно уверен ни в чем.
Ориол умудрился не дать нам ни одного железно подтвержденного факта. Подробнее в конце с некоторыми спойлерами, пока просто поверьте на слово — любое вроде как предъявленное событие можно трактовать минимум двояко.
Все логично, двинутый мозг еще и не на такое способен.
По первому впечатлению открытый конец фильма вызывает не самое позитивное впечатление. Мало кто из зрителей любит недомолвки от кинематографистов. Однако после некоторого размышления понимаешь, что такой ход дает благодатное поле для обсуждения возможных вариантов, подоплек событий и построения собственных теорий. После «Линий» есть о чем поговорить и что обсудить.
Создатели ленты активно путают зрителя, пару раз переворачивая восприятие событий с ног на голову, напускают туману, умело играются с временными линиями, отправляя нас не только в прошлое, показывают разные версии свершившихся событий, по полной программе погружая в сознание психов. Людей, способных выстраивать логически безупречные конструкции на в корне неверной предпосылке.
История Элис уже гостила на экранах в одноименном мексиканском фильме 1983 года, основанного на книге Торкуато Лука де Тена «Извращенные ренглоны Диоса» (1979). Причем в книге никакой финальной неоднозначности нет и в помине.
В ленте имеется один персонаж, вокруг которого как вокруг Солнца вертятся все события.
Элис (Ленни) получилась на славу. Женщина с отличным интеллектом и воображением. Шикарно образованная. Хороший детектив. Чертовски увлекающийся человек, готовый на серьезные лишения при работе над делом.
Она аж никак не идеальна. Высокомерна, чрезмерно уверена в силе своего разума. Порой допускает серьезные ошибки. Пару раз эмоционально реагирует тогда, когда необходим холодный рассудочный ответ. Искренне негодует по поводу мужского шовинизма по отношению к прекрасному полу. Но эти черты лишь добавляют образу полноты и сопереживания.
Остальные персонажи лишь исполняют роль подтанцовки при великолепной Элис.
Кроме триллера и детектива Линии вовсю играют на поле психологической драмы. Нам не покажут ни одного полностью психически или психологически здорового человека. Но если в отношении пациентов клиники другого ожидать нелогично, то от врачей хотелось бы более адекватных реакций.
Директор больницы Альвар (Фернандес) – самый проницательный и опытный психиатр среди коллег. Но даже он при всех своих стремлениях к реформам, облегчающим жизнь больных, демонстрирует вопиющую некомпетентность и кучу комплексов. А уж месть больному – и вовсе за гранью.
Его коллеги – движимые то обидой, то стеснительностью, то сомнениями, то амбициями, то психотравмами. Отличное подтверждение теории, что полностью здоровых людей не существует вовсе. И профессиональное образование в сфере психиатрии отнюдь не является признаком здорового индивидуума.
Лента нетороплива, весьма велика по хронометражу. Постановщики изо всех сил стараются следовать золотому правилу: «не рассказывать, а показывать», визуализируя каждую версию и новый поворот в деле. Закручивая клубок интриги, паутину лжи, недоговорок и обмана, с удовольствием разыгрывая карту «ненадежного рассказчика». Пару раз похвастают шикарными пейзажами. Не стесняясь продемонстрируют колоритное безумие пациентов «санатория» и порядки этого милого заведения.
Эрго. Закрученный психиатрический триллер, не дающий зрителю ни одного подтвержденного факта. Паоло в своем репертуаре.
Теперь чуток спойлеров, возвращайтесь к этому разделу после просмотра.
Вроде как финальная реакция героини на неожиданное появление может служить подтверждением правоты директора клиники. И да – аргумент весомый, грубо намекающий на проблемы Элис. Новоприбывший оказывается совсем не тем, кем она его считала. Также приобретают новое звучание дебютные слова о смелости, в варианте смелости пойти на признание проблемы и поездку в санаторий, как способ ее решения. Однако даже наличие патологии, как вариант накрывшей персонажа уже после заселения в больницу, не означает ее неправоты во всем остальном. Возможного заговора также не опровергают. Что мешало заинтересованному лицу поделиться деньгами не только с директором, но и с Донадио?
Кстати, теория о том, что директор просто-напросто «в доле» и вместо настоящего доктора подсовывает самозванца, также имеет право на существование.
С мужем тоже не все однозначно. Счета пусты, но человека никто не видел. Несмотря на слова об Азии, нет подтверждения тому, что этот товарищ вообще находится среди живых, а не стал жертвой очередной попытки. Правда, уверенности в их реальности у нас тоже нет.
Особенно учитывая непонятные банковские документы, которые подписывал супруг, вроде как пребывающий на иждивении жены. Не самое типичное действие того, кто не распоряжается финансами семьи. Может с деньгами тоже не все так просто, и они пропали не по вине мужа?
В общем, как я уже сказал, ни одного неоспоримого факта у нас нет. Постановщикам респект.
А вот действий директора, не разыгравшего козырную карту до голосования, я так и не понял. Исключительно желание мести? Казалось бы, запусти товарища пораньше и ты вновь на коне, весь в белом. И месть тоже недурная будет. Правда, хватит ли этого, чтобы перекрыть гибель одного пациента и допущение возможности смерти второго (развитие конфликта происходило на глазах персонала, и они были обязаны не допустить трагедии)? Не факт.
Режиссер: Ориол Паоло
В ролях: Барбара Ленни, Эдуард Фернандес, Лорето Маулеон, Хавьер Бельтран, Пабло Дерки, Федерико Агуадо, Адельфа Кальво, Антонио Буиль, Дафнис Бальдус, Давид Сельвас, Луис Солер, Висенте Вергара, Мигель Анхель Гонсалес