Джанго Векслер «Тысяча имен». — СПб.: Фантастика Книжный Клуб, 2018 г. Серия: Лучшее зарубежное фэнтези (Первый роман цикла «The Shadow Campaigns»)
Солдатские будни под палящим солнцем, или Колониальная эпопея/Песчаные ходоки, обласканные материнским словом
Временный командир Колониального полка, капитан Маркус д’Ивор с огромным облегчением встретил известие о прибытии в далекий Хандар нового полковника Януса бет Вхалниха. Казалось бы с чего вдруг? Мало когда капитану выпадет шанс покомандовать целым полком, пускай далеко не лучшего качества. Если бы не обстоятельства. А точнее полноценный мятеж Искупителей, вынудивший полк убраться аж на дальнее побережье Хандара.
Рядовой Колониального полка Винтер Игергласс, который на самом деле был не мужчиной, а сбежавшей в армию девицей, аж никак не хотел выделяться из общей массы. Однако пришлось. И теперь, после прибытия пополнения, Винтер уже старший сержант. Выше звание – больше ответственности. И ненужного внимания.
И все ближе время, когда полк столкнется в битве с многотысячными, пускай и слабо обученными ордами Искупителей. Тем более что и сам полк не может похвастать отличной выучкой и несокрушимыми обстрелянными ветеранами.
Но что если дело не только в Искупителях? И в происходящем замешана могущественная и древняя магия?
Книга Векслера вызвала жаркие споры среди любителей фантастики. Одни радовались приятной свеженькой военной фентези. Другие плевались, утверждая, что работа Джанго (имя-то какое тарантиновское))) (http://perekat.kiev.ua/джанго-освобожденный-django-unchained-2012/ ) не идет ни в какое сравнение с монстрами типа Сандерсона (http://perekat.kiev.ua/обреченное-королевство-сандерсон-б/ ), Мартина (http://perekat.kiev.ua/igra-prestolov/ ), Аберкромби (http://perekat.kiev.ua/кровь-и-железо-аберкромби-джо/ ), Эриксона и Сапковского. Что забавно, правы и те и другие.
Перед нами действительно увлекательное боевое фентези. И книга Векслера действительно не дотягивает до работ мэтров (а с чего бы вдруг? мощные новички, типа Вегнера) не такое уж частое явление. Да, я в курсе, что новичком Вегнер оказался для нас, на родине он известен уже лет 10). Что абсолютно не лишает ее привлекательности и положительных моментов.
«Тысяча имен» сверстана по лекалам классиков приключенческой литературы, типа Сесила Форестера (кстати один из героев носит ту же фамилию, не думаю, что случайно) с его Хорнблауэром, или Бернарда Корнуэлла. При этом Джанго творчески развил заветы великих и не забыл про магию.
Векслер посвящает изрядную часть книги будням одного конкретно взятого колониального полка, сражающегося с восставшими туземцами. Магия долгое время (за исключением пары сцен) остается лишь слухом, легендой, ожиданием. Лишь ближе к развязке автор начинает потихоньку это ожидание оправдывать, завершая его ударным колдунским финалом.
А пока волшебство где-то за горизонтом, читатель сможет вплотную познакомиться с жизнью (и смертью) солдат Вордана, защищающих честь короля в жарком заморском Хандаре. На дворе у Векслера примерно конец 17-первая половина 18 веков (по нашим меркам), и картина местами напоминает жизнь англичан в Индии, французов в Египте/Индокитае и прочих колонизаторов среди «подопечных» народов. Имеется местная власть в лице развращенного принца, которому его союзник король Фарус 8 подогнал экспедиционные силы. Силы будем честными, так себе. Ведь в Колониальный полк отправляли как в ссылку: неудачников, пьяниц, лентяев, нарушителей, трусов. Весь балласт из королевской армии.
Правда, встречались исключения. Именно они стали главными героями романа.
Приятно, что автор дарит нам двух основных протагонистов из полка, дополняющих друг друга. И соответственно две сюжетных линии, которые частенько сплетаются и пересекаются, создавая максимально полную картину боевых будней колониальных вояк.
Первый – Маркус д’Ивор. Он отвечает за линию старшего командования. Один из двух офицеров полка, добровольно вызвавшийся служить в Хандаре. Ответственный, приятный человек, хорошо относящийся к товарищам и подчиненным. А за некоторых друзей готовый стоять горой, даже если это идет ему во вред. Не блещет интеллектом, чуток ограничен, лишен особых амбиций, осторожен, но прекрасно понимает солдатский долг. Такие офицеры — становой хребет любой регулярной армии.
Второй (ая) – Винтер. В ее ведении линия младшего офицерского состава. Барышня сбежавшая в армию, и уже несколько лет выдающая себя за мужчину (в вооруженных силах Вордана женщины могут пребывать исключительно в утилитарных качествах, а отнюдь не в качестве солдат). Оставим на совести автора идею женщины, столько долгое время в армии 18 века выдающей себя за мужчину. Причем не в папском дворце, или офицерской палатке, а в самом что ни на есть полевом лагере, в роли солдата, которому отнюдь не полагалось ни отдельных хором, ни уединения в сортире. Вечно на глазах, вечно бок о бок с «товарищем». Так у Векслера такой случай не единственный! Но если отбросить в сторону условности, персонаж вышел хорош. Та, кто аж никак не желала брать на себя ответственность за чужие жизни. Но поставленная перед необходимостью — взялась за дело всерьез. Винтер – неглупа, способна делать выводы и быстро учиться. Обнаруживает недюжинный талант к командованию и харизму. А еще она попросту хороший и чуткий человек. Что касается пресловутых лесбийских грез/воспоминаний: а чего вы хотели от барышни, выросшей в закрытом девичьем приюте? Да и служба вряд ли добавила ей любви к мужскому полу.
Также нельзя забывать нового полковника графа Янус бет Вальних-Миеран. Умнейший человек, почти что гений. Весьма продвинутый командир и тактик. Слуга царю, отец солдатам, таящий в себе немало сюрпризов. Образ явно вдохновлен небезызвестным низкорослым корсиканцем.
Прошлое героев раскрывается в час по чайной ложке, и ко второй половине книги любопытство читателя по поводу былого полюбившихся персонажей достигает высочайшей отметки.
Плюс имеется в «Тысяче имен» и линия восставших, пускай ей уделяется на порядки меньше внимания, взгляд с другой стороны конфликта добавляет роману изрядно вистов. А типажи среди жителей Хандара встречаются любопытные.
На английском в цикле The Shadow Campaigns уже вышло 5 книг.
Откровенным украшением романа стала его боевая (и подготовительная к боевой) часть. Начинается все, как и положено, с обучения, причем происходит оно не в комфортных условиях стационарного лагеря, а прямо по пути на смертельную битву. Нам во всех подробностях покажут и расскажут о нюансах боевой работы армии 17-18 века. О сложностях заряжания мушкета и стрельбы шеренгами. Марш-бросках и перестроениях на ходу. Тренировках по созданию каре. В общем, проведут полноценный курс молодого бойца. Сделают это посредством главных героев, и так, что у читателя почти нет шансов заскучать.
А потом дело, наконец, доходит до драки. Военные действия тоже описаны на удивление не занудно. Сперва нам покажут столкновение условно европейской армии с восточными ордами: многочисленными, но нестойкими и неподготовленными. Следом Колониальный полк встретится с почти равным противником. А затем — с неуловимыми и смертоносными пустынными кочевниками. Мы увидим сражение полка в полном составе, битвы отделившихся подразделений в разных топографических и стратегических условиях. Поглядим на психологию солдата, почувствуем тонкость грани меж победой и поражением. Понаблюдаем за тактическими изысками ворданайских командиров. Ужаснемся шалостям победителей. В очередной раз подивимся тогдашнему способу воевать, шествуя строем во весь рост на пушки («Сомкнуть ряды!» Бо, иначе разбегутся как тараканы). Отправимся походом в самое сердце раскаленной пустыни. Попадем в засаду (и не одну) безжалостных десолтаев. И даже столкнемся с мятежом.
Глобального размаха от первого романа цикла ожидать не стоит. Перед нами локальная операция на краю света, которая меж тем может оказать влияние на тысячи людей и оставляет приятный задел на будущие тома. Которые, по-видимому, и будут отвечать за глобальность.
Мир почти не раскрыт. Где-то за морем лежит континент, несущий на своих плечах королевство Вордан, его северного соседа Мурнск, Борель и некий Союз Шести Городов.
Информации о Вордане (чьи аристократы очень любят чай, а король изгоняет из страны священников, вмешивающихся в политику, и организовывает собственную церковь) немного, но по тому, что мы знаем, перед нами вполне «европейское» государство 17-18 века. Тут имеются министерства, промышленность, регулярная армия, флот, герцоги с графьями, Свободная монотеистическая церковь и политические баталии. Хандар и Два Десола – откровенный восток, с пустынями, медленными грязными реками, скорпионами и убийственной жарой.
Некоторые аллюзии автора по поводу стран и народностей вполне понятны, но хотелось бы побольше фактажа о локации. Скорее всего, в следующих книгах читатель без нее не останется.
Эрго. В сумме «Имена» вполне себе увлекают. Вот только ждать от них глубины и таланта признанных фантастов не стоит. Перед нами жанровое приключенческое военное фентези, не претендующее на особые вершины, способное подарить меж тем пару нескучных вечеров. И возможно даже заставить с нетерпением ожидать продолжения.