Владимир Короткевич «Чозения». — М.: Молодая гвардия, 1969 г.
Романтичный гимн Жизни или Чувство, владеющее миром
Физик ядерщик Северин Будрис, доработавшийся до кошмаров и нервного срыва, приезжает отдохнуть на Дальний Восток. Здесь он встречает девушку, чьи предки оказываются родом из Белоруссии. Как и сам Северин.
Эта случайная встреча приводит Будриса к настоящей Песни Песней. Под пологом тайги, под лай собаки и рычание леопарда, мужчина знакомится с женщиной. Единственной Любовью, бывающей лишь раз в жизни.
Фамилия белорусского писателя и поэта Владимира Короткевича (1930-1984), в советские времена была известна каждому, хоть чуточку знакомому с тогдашней современной литературой.
«Седая легенда», «Христос приземлился в Гродно», «Дикая охота короля Стаха», «Чёрный замок Ольшанский» — его книги издавались впечатляющими тиражами (хотя цензоры никогда не забывали изрядно потрепать автору нервы), а большинство были более или менее удачно экранизированы.
Короткевич стал первым белорусом, пишущим исторические детективы, первым, смешивающим в один искрящийся коктейль психологию, хронику, загадку, философию, притчу, сказку, фольклор. Именно благодаря его книгам культура, история, легенды, люди Белой Руси становились нам ближе и роднее, чем даже люди, живущие неподалеку.
Но сегодня я хочу рассказать вам о повести, практически лишенной национального колорита. Повести, почитаемой мной одной из лучших историй о любви (наравне с «Единственной» Баха, и «Гравилетом «Цесаревич» Рыбакова).
О Чозении.
«Дерево, стройное, словно пальма, с пышным султаном мелколистых ветвей где-то вверху, оно солнечно шумело над водой. Очень похожее на эвкалипт, тугое, как струна, оно росло… на камнях».
Историй о любви бесчисленное множество. Счастливых и трагичных, интересных и скучных, однодневок и долгожителей.
Но так, как Короткевич, о любви писали немногие. «Чозения», которую сам автор назвал поэмой, действительно стала лиричным гимном не только чувству мужчины к женщине. Великому, единственному, спасительному, придающему силы и желание жить.
Но и гимном природе, всему ее великому многообразию от хрупких бабочек до стремительного леопарда. От бесполезно-красивых морских звезд до величественных кедров.
Дружбе, когда два не очень-то похожих человека «врастают» друг в друга настолько, что ни расстояния, ни разбушевавшаяся стихия не становятся преградой ни для руки помощи, ни для моральной поддержки в трудную минуту.
Работе, не для зашибания бабла, а любимой, избранной по призванию. Как физической, так и умственной, пускай выматывающей и тянущей из тебя все жилы, но все равно необходимой и увлекательной.
Гимном самой Жизни.
Гимном, написанным очень поэтичным, певучим, живым и вкусным языком. Полным любви к планете, всем тварям земным, и даже, как ни странно, к людям.
Гимном, дарящим Надежду. Надежду на то, что как бы ни сложилась жизнь, какие бы преграды не ставила Судьба, и сам человек (зачастую справляющийся с этим получше безмозглого Фатума), настоящая Любовь все равно принесет счастье. Рано или поздно. Так или иначе.
Эрго. Отличная волшебно-поэтичная повесть о Любви. В самом широком значении этого слова.