Нил Стивенсон «Семиевие». — М.: Э: Fanzon, 2017 г. (Серия: Sci-Fi Universe)
Апокалипсис и как с ним бороться, или Конец света? Какая мелочь для человечества!
Человечество обречено. У него осталось около двух лет. Можно повести их по-разному. В удалом загуле, пытаясь получить компенсацию за непрожитые года жизни. Или, не забывая о приятном, попытаться сохранить гомо сапиенс как вид. Соорудив на орбите рой кораблей, способных стать домом нескольким тысячам землян. И, может быть, через многие тысячелетия привезти твоих отдаленных потомков обратно на матушку Землю. Вновь зародив ростки цивилизации на ее отдохнувших от человека просторах.
Нил Стивенсон, автор завораживающего «Барочного цикла» — своеобразной энциклопедии Нового времени, всегда наполнял свои книги до предела. «По винця», так, что на читателя обрушивался девятый вал информации, научных фактов, теорий, размышлений и идей. Выплывали из этого бурного океана не все, но пищу для размышлений получал почти каждый.
Seveneves исключением не станет. Причем материала в книге хватит на несколько томов, а то и на трилогию. Нил же героически втиснул все в одну книгу. Поэтому ее смело можно условно разбить на несколько частей.
Первая начинается с того, что человечество вдруг узнает о том, что ему осталось жить ровно два года. После чего на Земле на 5-10 тысячелетий наступит натуральный ад. Ну, конечно, подумаете вы. Счас начнется. Бунты, грабежи, убийства, насилие. Все равно помирать, так че ж не оттянутся напоследок. И ошибетесь. В варианте Стивенсона апокалипсис наступает чинно и мирно. Почти без эксцессов. Неужто Нил настолько наивен? Или слишком верит в людей? Сперва кажется, что так оно и есть. Основной причиной спокойствия умирающего человечества автор называет идею Наследия. На орбите вокруг МКС за эти два года сооружается изрядное количество маленьких капсул, готовых принять к себе на борт около двух тысяч народу. Параллельно на борт по максимум грузятся оплодотворенные эмбрионы, ДНК различных земных экосистем, причем в цифровом виде, предметы земной культуры разных народов, и огромное количество литературы, видео и фотографий, написанных и снятых максимальным количеством гомо сапиенсов, способных держать ручку, щелкать по клавиатуре или жать на кнопку камеры. Концепция вложения всех сил в будущее, литературное, духовное и художественное наследие. Если подытожить – занимайтесь сексом и творчеством, а не всякой фигней типа войны и насилия. Идея богатейшая, но в том, что у нынешнего человечества хватит мозгов и духа действовать в случае чего именно так, сомнения имеются. И крупные. Причем, похоже, и у самого автора, потому что со временем худшие черты человека все же потихоньку вылазят наружу. Итак – первый пласт книги это психология масс, сперва идеалистическая, затем реальная. По размаху событий и психологическим этюдам с ходу вспоминается трилогия Робинсона о Марсе (http://perekat.kiev.ua/красный-марс-робинсон-red-mars-robinson/ ).
Следующая тема романа – масштабная и подробно описанная подготовка человечества к исходу. Причем в отличие от привычного, особенно русскоязычного постапа автору интересно не выживание отдельных особей, нахапавших хабара, а возможность сохранения вида, спасение людского наследия и возможное последующее возвращение. Масштаб, знаете ли, несколько иной. Самую малость. Да и подход внушает. Вокруг читателя, будто в невесомости, плавают научная информация, факты и теории. Мелькают мысли и идеи об организации Облачного ковчега. Лучшие умы Земли напрягают свои «серые клеточки», продумывая будущую жизнь в космосе. До предела напрягается земная экономика, выдавая на гора технику, нужную для доставки людей и грузов на орбиту.
О! Судя по идее космического плацебо Стивенсон, пожалуй, наивностью не страдает. Его политики остаются вполне нормальными политиками, продолжающими до конца держать вожжи людского стада, запряженного в их повозку.
По наполнению научным материалом «Семиевие» весьма походит на «Марсианина» Вейера или «Ложную слепоту» Уоттса. Что приятно, настоящей научной фантастики у нас отнюдь не сады. Вы познакомитесь с нюансами и особенностями космической робототехники и механики, выживания в невесомости, строительства космических кораблей, защиты от метеоритов, долговременного планирования быта и работы массы людей в неземных условиях, обустройства колонии в вакууме. Нас ждут тысячи мелочей, необходимых для выживания избранных. Сперва описание происходящего дается чуть ли не по дням, затем, когда все входит в колею, происходит перерыв в месяцы. Затем за кадром пролетает год. И вот уже приходит Большой Песец, принося с собой абсолютно нежданный «подарочек» от автора, эдакого троянского коня (точнее кобылу) на будущее. И оказывается, что все проблемы, возникавшие перед героями до этого, были лишь цветочками. Ягодки начались сейчас. Обитателям Облачного ковчега предстоит научиться жить, рассчитывая лишь на свои силы, принять подарок от Шона Пробста, разобраться с тем, что же делать дальше, и ответить на незаданный вопрос – как они собирались уцелеть во время Каменного ливня.
А чтобы жизнь обитателям ковчега не казалась медом, добрый Нил добавляет проблем, вводя в действие не только роковые случайности, угрозу болидов и массу технических проблем, но и казалось прочно оставленное на земле явление – политику.
Рассказ о происходящем звучит изысканной полифонией. Одна глава от лица астронавтов на Иззи-МКС, следующая — от лица оставшихся на Земле. Космос-Земля -Земля-Космос — эдакая постоянная перекличка. Затем все важные герои перебираются на МКС, и с землей мы надолго прощаемся.
Персонажи первой части романа хороши, разнообразны, интересны и до предела наполнены. Простых работяг с 9 до 18 и офисного планктона среди них нет. Ученые, технари, оригиналы и таланты. Действующие в стиле все того де Марка Уотни: есть проблема – надо решить. Пускай не удастся спасти конкретных людей и самих себя, сделаем все возможное для нашего вида.
Драматургия также в порядке. Начальная перипетия – шок – поиск решения проблемы. Работа над решением. Все на время устаканивается. Следующая неожиданная перипетия – шок – поиск решения проблемы. По классике.
Да, имеются вопросы. Самый главный – почему в самом начале ни слова не сказано о возможности силового решения проблемы обломков. То, что идеи такого рода просто обязаны возникнуть во всех странах – сомнений нет ни малейших. Да хотя бы бросить все силы на полет к Селене и попытку развести или отловить Сестер, сменить их орбиты, как тот же астероид Амальтею. До того, как начнется экспоненциальный процесс. Да, возможно в данных условиях это невозможно по тем или иным причинам. Но упомянуть такие идеи и посвятить пару страниц их опровержению, автор был просто обязан.
Как и то, почему станция так мало подвергается метеоритным атакам. Лично для меня осталось непонятным. Да, Амальтея как щит это аргумент, но у нас тут, простите, целый Каменный дождь, явление, уничтожившее все живое на Земле. По всем раскладам болидов, атакующих Иззи и капли должно быть гораздо больше.
Что забавно, после гибели цивилизации Нил активно пришпоривает события. Нас ждут гораздо меньше подробностей, монтаж в месяцы и годы становится привычным делом, изложение приобретает телеграфный ритм. Вскоре оставляя нас в самом начале возрождения человечества.
Но оставляя не навсегда.
Последняя треть романа переносит нас ровнехонько на пять (!) тысяч лет вперед. И позволяет повидаться с тем самым возрожденным человечеством. Начинается классическая «чистая» фантастика с предположениями по поводу технических новинок, изобретенных за это время. Вариантов «оживления» Земли. И, конечно же, по поводу социальных пертурбаций, возможных в том, весьма неординарном обществе. А уж общество нам покажут весьма и весьма интересное. Плюс ближе к финалу нас ожидает неожиданный (но предсказуемый) сюрприз.
Эрго. Масштабная картина конца, операции по спасению и последующего возрождения людского рода. Мощно, талантливо, научно, эпично, подробно. Стивенсон в грязь лицом не ударил.