Запад есть Запад, Восток есть Восток, не встретиться им никогда или Нео в гостях у Тэнгу.
Начало 18 века. Япония. Даймё Асано (Танака), правитель провинции Ако, спасает в лесу мальчика-полукровку, сына японки и гайдзина.
Окружение даймё приняло найденыша не ласково. Самураи считали, что мальца воспитали демоны–тэнгу. Лишь дочь Асано Мика (Шибасаки) привечала мальчишку.
Шли годы, пацан названный Каем (Ривз), вырос, поселился в маленькой хижине на отшибе, и занялся выслеживанием дичи для охотничьих забав своего господина.
Однажды, поглядеть на турнир, устраиваемый в Ако, выбрался сам сегун Токугава Цунаёси (Тагава). А с ним и правитель провинции Нагато Кира Ёсинака (Асано), лелеющий честолюбивые замыслы по поводу провинции Ако.
В его свите Кай замечает женщину с разноцветными глазами. Все бы ничего, мало ли на какие чудеса способна природа. Вот только буквально пару дней назад, во время охоты Кай встретил белую лису с точно такими же глазами. И теперь Кай твердо уверен, что в свите Киры в Око проникла ведьма.
Легенда о 47 ронинах «Странствующие самураи из Ако», одна из любимейших в Стране восходящего солнца. Десяток киноэкранизаций, а количество театральных постановок и пьес сравнимо разве что с числом звезд в небе над древним Ямато. Кстати, первая пьеса, повествующая о подвиге 47, появилась уже через две недели после произошедшего.
Решил внести свою лепту в прославление 47 верных, и наш незабвенный Нео-Ривз, в последнее время ищущий способ реанимировать изрядно поблекшую за последние годы популярность. Пробовал Киану и Покоролевствовать на улицах, и Землю остановить и даже Мастера Тай-цзи перетайцзицить (причем сразу в двух ипостасях).
Похоже, подумал он, пришло время вернуться на мистическое поле, один раз уже неудачно вспаханное в «Константине».
А чтобы наверняка, к мистике надо добавить антуражу. Япония знаете?
Сакуры цветут (причем круглый год), пагоды такие красивенькие, самураи такие воинственные, сегуны такие тупые, демоны такие с зеньками выпученными, гейши такие в кимоно, сеппуку такие, все в белом. В общем, полный набор.
А под Ривза и деньжат в кино вкинули от души. $175 000 000 как с куста. По бюджету до «Мстителей» с «Аватаром», каких-то 40 лимонов не дотянули.
Вкинули, и прогадали. Не прохавал пипл загадочную японскую душу. Особенно американцы отличились – 38 лимонов сборов, курам на смех. Да и мир не особо помог – плюс всего 110.
Похоже, для тех, кто разбирается в теме, лента оказалась слишком лубково-пафосной, для всех остальных — чужеродно-непонятной.
Плюс еще и мистический мальчик Кай здесь как не пришей кобыле хвост. Соль «Мести Ако» в том, что самураи сами без помощи демонских мечей и Принцев-полукровок смогли осуществить задуманное (правда и противников у них было несколько поменьше тысячи человек). А главное, абсолютно самостоятельно (без влияния гайдзина), решились на нарушение приказа сегуна.
Фильм вышел с одной стороны красочным и раскрывающим традиционный японский фатализм, с другой чересчур условно-американским (невзирая на японских актеров): благородно-туповатые самураи, отец-мойша, сын-рикша, дочь-гейша. И цвет сакуры изо всех щелей.
К создателям картины вопросов, как всегда, уйма.
Отчего б даймё Асано, если уж он почувствовал что-то в мальчишке, не озаботится его надлежащим местом в обществе? В приемные сыновья его взять, в конце концов.
Отчего бы нашим славным героям не почекать еще малехо. Хай бы себе Кира планы по поводу сегуна воплотил, тогда и придти к нему в гости. Одним выстрелом двух зайцев.
Отчего б сегуну этих бравых парней к службе себе любимому не привлечь? Понятно, что приказ нарушили, но пользы скоко принесли, задницу его спасли, в конце концов!? Нет, блин, не положено!
А где, собственно, остальное население страны? Сплошные буси, одна гейша (и та ведьма), и однокая деревня вскользь показана.
Если глянуть глубже: «Запад есть Запад, Восток есть Восток» — как писал дядька Киплинг, по другому, правда, поводу. Как может обычный европеец понять, а уж тем более принять идею сэппуку?
Понятно, что для властей это шикарный способ регулировки численности служилого сословия, плюс отличный рычаг манипуляций.
Но ведь сами самураи на полном серьезе воспринимали это как способ сохранить честь. Которая для них действительно была важнее жизни.
Как может обычный американец воспринять настолько традиционализированное общество? Стоящее на застывших ритуалах и обычаях, и не помышляющее об их отрицании или изменении? Общество, в котором до конца 19 века не припоминается ни одной самой завалящей революции? (междоусобные войны не в счет).
Вот зритель, похоже, и не воспринял.
Что еще порадовало?
Чудо-зверь в начале. Кошмар буржуазных генетиков.
Брутальная ведьмочка. Даже сидела не по понятиям.
А Кай принципиально не брился? (Японцы к растительности на лице относятся крайне неодобрительно). Что б его не дай бог за своего не приняли?
Забавно. Как гордого Оиси Кураносукэ (Санада) после зиндана попустило. Всего год в кутузке, а как мозг прочищает, а? То он о крестьянах вовсю думал (самурай о крестьянах???), а выйдя на волю и спесь порастерял, и серыми клеточками пользоваться научился.
По актерам сказать особо нечего. Японцы для меня слишком невозмутимые. Разве что ведьмочка пару раз зажгла.
Ривз как всегда, похоже, выражение лица у него не меняется в принципе. Надо с этим что-то решать.
И только один вопрос мне не дает спасть по ночам:
А где ниндзя то? Как же в Японии без ниндзей??
Эрго. Красочная, но изрядно лубочная (хотя, чего ждать от Голливуда?) блокбастерная постановка про народных героев родины хокку, суши, сакэ, харакири и бушидо.
Режиссер: Карл Ринш
В ролях: Киану Ривз, Ринко Кикучи, Кэри-Хироюки Тагава, Хироюки Санада, Таданобу Асано, Того Игава, Йорик ван Вагенинген, Ко Шибасаки, Рик Жене, Харука Абе, Джин Аканиши, Мин Танака
Полностью согласен.