Фемистокл: кровь и вода или Брутальный гимн демократии
Пока Леонид в Фермопильском ущелье ездит по нервам Ксерксу, на море «рулит» другой персонаж.
Афинский стратег Фемистокл (Степлтон) с горсткой судов сдерживает тысячный персидский флот во главе с любимицей Дария Артемисией (Грин).
Нет, не с наядой, воплощением Артемисийского пролива, а с вовсе даже смертной, вдобавок коварной барышней.
Все как всегда. Враги давят, кораблей мало, воинов почти нет, и остается надеяться только на крепкий пресс да непобедимую идею демократии.
Сиквел ленты 2007 года, собравшей при бюджете в 65 лимонов почти полмиллиарда, был делом неизбежным, как торжество «власти народа» во всем мире.
Работа над ним началась уже через год, и изначально лента должна была сосредоточиться на личности Ксеркса.
Но потом создатели сообразили, что персидский тиран слабо подходит на роль главного положительного персонажа, и из загашников был вынут некто Фемистокл.
Афинский архонт и стратег. Политик, оратор и флотоводец. Творец и организатор победы над Персией.
Было ему, правда на тот момент уже 44 года, и такой акробатикой, как в ленте, он вряд ли занимался. Да и к победе при Марафоне имел слабое отношение.
Но личностью был действительно незаурядной.
Именно он и представляет в 300 Rise of an Empire сторону добра и свободы. Австралийский актер Салливан Степлтон, мягко говоря, менее известен, нежели его предшественник на посту спасителя Греции Джерард Батлер. И брутальности Батлера ему временами не хватает. Да и харизма не дотягивает. Плюс постоянные пафосные речи о демократии…
На само деле перевес персов в кораблях составлял максимум 4 к 1 (1200, из которых часть погибла во время штормов к 280). Что тоже немало, но не так критично, как нам говорят в фильме. В первом же сражении в Артемисийском проливе участвовало от 300 до 600 персидских судов. Также историки рассказывают о том, что более опытными моряками славились именно персы (вспомним лишь финикийцев), а греческие корабли отличались лишь меньшей маневренностью.
После Артемисийской битвы на плаву осталось около половины греческого союзного флота.
Его основным противником выступает вовсе не Ксеркс, а гречанка Артемисия (в войске Ксеркса действительно была некая Артемисия I из Карии, приведшая с собой аж 5 кораблей).
У режиссера 300 Rise of an Empire Артемисия трудится самым настоящим универсальным солдатом («мои мужчины превратились в женщин, а женщины стали мужчинами!» © Ксеркс).
И полководец (точнее флото), и боец, каких поискать, и красавица (хотя мне типаж Евы Грин таким уж раскрасивым не показался). Вот только внутреннее томление от дел отвлекает. Мужика охота. Да не простого, а умного. Еще сильного и талантливого, а еще…
Да только где ж такого найдешь. Один Фемистокл, да и тот женат на Свободе.
Вот и приходится со всем самой справляться.
Поначалу выходит не очень. Такое впечатление, что за каждый потопленный персидский корабль, ей покойный Леонид обещался отсыпать золота по весу. Вот она и старается. Не знает еще, что Леня ее кинул. А потом узнает.
К Саламинской битве греческий флот пополнил потери, и насчитывал уже больше 300 судов (а не 6 штук). Само вступление персов в бой в узких проливах (!!! а не в чистом море) близ острова Саламин, где их численное преимущество играло меньшую роль, считается одной из роковых ошибок Ксеркса. В которой активно поучаствовал лично хитромудрый Фемистокл, направивший царю послание с информацией о возможном бегстве греков (они, в очередной раз перепугавшись персидского войска, решили уже расползтись по норам). Получив «мессагу», Ксеркс перекрыл грекам пути отступления, и тем ничего не оставалось, как все-таки воспользоваться своим выгодным положением. Кстати, историческая Артемисия была единственной из военачальников Ксеркса, кто советовал отказаться от сражения на море и топтать греков на суше.
Да что это мы все об актерах. О них много говорить в комиксоидном пеплуме – моветон. Его не для лицедейских подвигов снимают. А для чистого и ничем не замутненного драйва.
Этого добра в Спартанцах с избытком. Изысканное мочилово прерывается лишь для пары-тройки минут рассуждений о ценности чего? Правильно дети! Демократии! И опять пошли рубиться. Потом пару слов о защите молодежью родной земли, краткий сон, и снова в битву!
Боевка красивая, снята в стиле незабвенного «Спартака» (не того который с Дугласом, а того который с кровью и песком). Множество замедлений (пресловутое слоу-мо), литры кровищи из любого пореза.
Что еще очень удобно: всегда можно точно различить противников. С голым торсом – грек, в одежке – перс. Греки, по-видимому, ни одежды, ни доспехов не признавали (особенно гоплиты, бу-га-га), жарко-с.
Тем более, что мечи у всех явно джедайские: малейшее касание – разрез в два пальца шириной, на ладонь в глубину.
О шести кубиках пресса, говорить уже как-то неудобно. Мы таки поверили, что любой античный грек обладает ими с детства.
Эй! Кто тут в греки с детства крайний?
Эрго. Яркое пиршество мускулов и тестостерона. Кино для спинного мозга, головной уходит в отключку, ручки подергиваются, живот втягивается, торжество демократии приближается.
P. S. Жалко, что не добрался до фильма в 3D, как раз здесь оно в самый раз.
P. S2. Ни одного кадра на воде во время съемок сделано не было. Все море было дорисовано на компе позднее.
Режиссер: Ноам Мурро
В ролях: Салливан Степлтон, Ева Грин, Лина Хиди, Ханс Мэтисон, Родриго Санторо, Андрей Клод, Дэвид Уэнэм, Джек О`Коннелл, Марк Киллин, Эндрю Тирнан