«И опять на губах запеклись поцелуи валькирий», или «Спеши навстречу смерти, пока другой не занял твое место»
Ахмад ибн Фадлан ибн аль-Аббас ибн Рашид аль-Багдади не собирался покидать родной Багдад. Однако человек предполагает, Аллах располагает.
И вот он уже посол в дальние варварские края. А следом участник экспедиции конунга Бульвайфа, отправившегося на помощь королю Хротгару, чьи земли осаждают неведомые создания, которых нельзя называть.
Одна из самых атмосферных лент, посвященных древним скандинавам. История, показанная глазами человека, бесконечно далекого от этой культуры. Слабо проявившая себя в прокате (с неимоверно раздутым бюджетом постановщики явно погорячились), но запоминающаяся с первого раза и растасканная на цитаты.
Картина взяла за основу три источника: роман Майкла Крайтона (автора в частности «Парк Юрского периода») «Пожиратели мёртвых», «Записка» реального путешественника X века ибн Фадлана о поездке в Волжскую Булгарию, эпос «Беовульф».
Мы почти с первого кадра оказываемся погружены в быт и отношения великих и ужасных викингов. Людей одним своим появлением отпугивающих безбашенных разбойников – «татар». Пьющих как не в себя, отвечающих на оскорбление ударом меча прямо на пиру, постоянно ржущих как кони – и ты не знаешь чем завершится этот смех – топором по черепу, протянутым рогом с медом, кровной местью или дружеским объятьем. Десятком бойцов способных справиться с любой угрозой. Бесстрашных и веселых философов-фаталистов, знающих, что их ждут в Вальгалле, в любой момент готовых как убивать, так и умирать. Радующих утонченного араба обычаями совместного умывания и прочим презрением к гигиене. Принимающих незнакомца не по его расе или цвету кожи, а по деяниям.
Шкуры, растрепанные гривы волос, одежды, рога для питья, огромные мечи норманнов. Бескрайние просторы северных земель, почти не знающие ноги человека. Щемящие душу пейзажи, заливы, горы, леса, окутанные смертоносным туманом. Поселения подданных Хротгара – утопающие в грязи деревянные избы, грязные, перепуганные пейзане, закопченный тронный зал.
Злодеи с их медвежьими и людскими черепами, раскрашенными телами и не рассуждающей жестокостью.
До одури атмосферное, мрачноватое путешествие в былое с его суровыми, жестокими, бесхитростными нравами, незагаженной природой и реликтами совсем уж древних эпох.
Молодой Бандерас в роли ибн Фадлан хорош. Изысканный, образованный араб, попавший в жутко непривычные обстоятельства межкультурного общения. Поэт, не профессиональный воин, просто достаточно храбрый, сообразительный и способный человек. Ах какую зависть вызывает его восприятие языков! (Изначально Ахмад ни слова не понимает из речи викингов, все их слова для араба (и зрителя) звучат откровенной тарабарщиной, но достаточно быстро герой находит решение проблемы). Вынужденный привыкать к чужим обрядам, привычкам, отношениям. Показывающий себя настоящим мужчиной, отличным бойцом, верным другом. Учитывая, что именно его глазами мы знакомимся с неведомым миром норманнов, его образ становится зрителю еще ближе.
Практически каждый из двенадцати северян имеет отличительную черточку, будь то татуировки, особенности снаряжения или поведения (хотя, как на меня, эти самые черточки имело бы смысл усилить).
Особенно запоминается монументальный Бульвайф (Владимир Кулич («Козырные тузы», «Великий уравнитель»). Глыбища, истинный вождь, невозмутимый боец и предводитель, за которым можно пойти в огонь и в воду.
Да балагур Хергер (Стурхёй/ Сторхой). Если Бульвайф напоминает Одина, то Хергер, явно вдохновляется образом Локки, разве что без его коварства к друзьям. Веселый, неунывающий, смертельно опасный.
Ну и, конечно же, шикарные, чеканные, полные иронии изречения викингов: «Спеши навстречу смерти, пока другой не занял твое место», «есть у нас план? Есть, найти их всех и убить», «только араб мог отправиться на войну на собаке». Блеск! Создателям диалогов — пятерка.
Да, имеются в фильме спорные моменты. К примеру, несколько удивляют злодейские лошадиные табуны, количеством заставляющие покраснеть от зависти самого Бату-хана. Брошенная на произвол судьбы линия принца. Крайне легко переделанный меч (где-то за кадром бьются в истерике пара десятков кузнецов). Да и сражения в большинстве своем сняты сумбурно, вдобавок в ночной тьме, что изрядно затрудняет их восприятие. Хотя, обстановка бессмысленной, кровавой рубки в ночи, когда зачастую не знаешь, куда бить, и откуда прилетит удар, передана «на ура»
Эрго. Атмосферное, захватывающее и опасное путешествие в 10 век. Невзирая на некоторые недоработки, остается одной из лучших приключенческо-исторических картин (с элементами фентези) о викингах.
Режиссер: Джон МакТирнан, Майкл Крайтон
В ролях: Антонио Бандерас, Владимир Кулич, Деннис Стурхёй, Джон Десантис, Клайв Расселл, Тони Каррэн, Омар Шариф, Свен Воллтер, Дайан Венора, Андерс Т. Андерсен, Мина И. Мина, Сюзан Уиллис, Наталия Мохаммед МакЛеод, Свен-Оле Торсен, Брайан Йенсен, Джон Беар Кэртис, Грег Майклс, Мария Бонневи, Лайла Ализаде