Хижина дяди Соломона или Те, кто лишают свободы других, не заслуживают её сами (А. Линкольн).
У Соломона Нортапа (Эджиофор) не было причин жаловаться на жизнь. Любимая и любящая супруга, двое очаровательных ребятишек, дом, работа, уважение окружающих, увлечение скрипкой. Всему этому не мешала ни черная кожа Соломона, ни 1841 год. Ведь жил наш герой в северном штате Нью-Йорк, где темнокожий вполне мог считаться джентльменом.
Подвела Нортапа как раз его любимая музыка. Очень уж соблазнительно выглядело предложение заезжих циркачей о совместных гастролях. Но погнавшись за парой долларов, Соломон потерял все.
Его похищают, и продают в рабство. В южные штаты.
Автобиографическая книга Нортапа «12 лет рабства» увидела свет в 1853. До Гражданской войны оставалось еще восемь лет. На тот момент книга стала хитом, потом пережила долгий период забвения, а в 1984 уже служила основой для телефильма.
И вот в 2012 за ее экранизацию на большом экране взялся Стив МакКуин, наиболее известный по лентам «Голод» и «Стыд» (в обоих фигурировал Майкл Фассбендер).
Снималась, кстати, картина практически в тех же местах Луизианы, где томился реальный Соломон, и обошлась по нынешним временам буквально в копейки (20 лимонов баксов).
Тема рабства до сих пор не дает покоя Соединенным Штатам. Миллионы погибших и покалеченных негров, на костях которых строилось благосостояние страны. Жуткое моральное уродство рабовладельцев, приведшее к четырехлетней войне внутри США. Будем честными, без экономических причин тоже не обошлось )
С тех пор на экраны вышел не один десяток лент, мазохистски рассуждающий о черных внутри белых, и наоборот светлых душой темнокожих.
После длительного перерыва, свою лепту в общенациональную американскую копилку добавил Тарантино, занявшийся освобождением некоего Джанго (обзор тут http://perekat.kiev.ua/джанго-освобожденный-django-unchained-2012/). У Квентина, правда, получился скорее вестерн, чем творение Бичер-Стоу, а вот МакКуин подошел к задаче более традиционно (но все же любопытственно, насколько на решение Стива снимать кино о рабстве, повлиял успех Django Unchained, вернувшего зрительский интерес к тому периоду).
Он продемонстрировал зрителю не бунтаря-гонфайтера, вдобавок получившего хорошего учителя-стрелка, а обычного среднего человека, отнюдь не Рэмбо по натуре. Основной задачей которого становится банальное выживание. Соломон – хороший интеллигентный мужик, культурный человек, которому для бунта нужна серьезная поддержка извне. Он отнюдь не индивидуалист по натуре, не герой, скорее представитель серой людской массы, коих на земле подавляющее большинство. Не лишенный талантов (ключевая черта характера), наивно верящий в закон, и по мере сил старающийся приспособиться к изменившимся обстоятельствам.
Рабство отвратительно действует на человека. Не остается никаких «отмазок» для своей совести, в ужасе бьющейся в истерике по поводу унижений собственного и чужого достоинства, аморальных сделок, на которые приходится идти каждую минуту. А потом, не в силах выносить такое, совесть делает харакири, оставляя своего бывшего обладателя одного. Человек либо становится законченной сволочью. Либо впадает в жуткую апатию, и тихо угасает. Либо принимает ситуацию как должное, распевая песни, находя своеобразное наслаждение, возводя хозяина на пьедестал.
Бывают исключения.
Одно из них мы видим в исполнении Чиветела Эджиофора. Его Нортап смог главное – остаться Человеком. При этом выжить, не утратив надежду, и сделать все, что в его силах, для возвращения. Возможно, отдушиной Соломона стала музыка, а подпоркой — общий культурно-образовательный уровень.
Поначалу персонаж не вызывает особой привязанности. Слюнтяй, тряпка, ни на корабле бучу поднять, ни с плантации не сбежать.
Но потом приходит понимание, что ты сам, скорее всего, тоже вряд ли натворил бы особых подвигов. Для этого нужен определенный склад характера, который встречается не так часто.
И зритель начинает с большим сочувствием следить за судьбой героя.
Сыграно Соломона без особых лицедейских подвигов, но пару моментов сделано на весьма высоком уровне.
Рабство отвратительно действует на человека. Причем не только на раба, но и на господина.
Эдвин Эппс (Фассбендер), типичнейший пример этого утверждения. Человек, видящий себя в полном праве, творить со своей живой «собственностью» все что угодно.
Негров в Америке того времени (особенно на юге) действительно мало кто считал за людей. Скорее за домашних питомцев. Но почти никакой нормальный человек не будет избивать любимую собаку.
У Эппса другая история. Он не только подвел под свои действия как законодательно-светскую, так и религиозную базу. Он получает наслаждение от игры в куклы своими рабами. Наслаждение от своей власти, жестокости, садизма.
Сыграно образ безупречно. Фассбендеру как всегда, респект и уважуха.
Эдвин никакой не Темный Властелин. Психически больной человек, когда потерянный, когда маниакально-веселый. Искренне уверенный в своем превосходстве, и не способный допустить даже мысли о своей неправоте. Гад и сволочь, типичный продукт своей эпохи. Но какие внутренние бури бушуют в этой вечно взлохмаченной и небритой голове!
Доброго барина, представляющего сторону адекватных рабовладельцев, играет наш всенародный Холмс 21 века Бенедикт Камбербэтч. Тут подход совсем другой. Хозяйский, рачительный, добродушный. Рабочую скотинку нужно холить и лелеять, и почаще использовать пряник, а не кнут. Но даже этому милому помещику в голову не придет до конца поверить рабу, сделав что-то для его освобождения и восстановления справедливости.
Что называется, в стране явно назрели перемены.
Между прочим, не только в Америке 19 века. Современное общество, если зреть в корень, не сильно отличается от рабовладельческого. Внешняя мишура изменилась, а внутренняя? Те же зажравшиеся плантаторы, которые могут позволить себе все что угодно по отношению к рабочей скотине. Те же невольники. Традиций, Долга. Условностей. Принципов. Общественного мнения. Либо попросту, того, кто дает работу. И снова криком кричит закрытая на сто замков совесть, спиваются представители рабочего класса и офисного планктона, не в силах выглянуть за окно.
В стране назрели перемены?
Снято 12 Years a Slave довольно неторопливо, патриархально, со смакованием деталей американской глубинки середины 19 века, луизианских пейзажей, и протяжных негритянских напевов.
Эмоционально, трогательно, атмосферно. И вопросы подымаются непростые, но не оставляет ощущение некоторой неискренности создателей. Лента явно «заточена» под Оскар (и скорее всего, станет одним из победителей). Что в принципе ненаказуемо, но вистов фильму не добавляет.
Эрго. Крепкая, но изрядно конъюнктурная картина, застенчиво напоминающая американцам про их старые грешки (и кокетливо поглядывающая в сторону заветных статуэток). Имеющая за пазухой сильнейший козырь, в виде роли Фассбендера.
Режиссер: Стив МакКуин (II)
В ролях: Чиветел Эджиофор, Майкл Фассбендер, Бенедикт Камбербэтч, Пол Дано, Пол Джаматти, Лупита Нионго, Сара Полсон, Брэд Питт, Элфри Вудард, Кувенжане Уоллис