Он уникален. Много вы знаете актеров, сыгравших больше 130 ролей в кино и на телевидении, из которых главные можно без проблем пересчитать по пальцам одной руки? А для перечисления трагических образов, вполне хватит пальцев второй? Актеров со «внешностью прораба», ставших всенародными любимцами? Отказывающихся от главных ролей, если они ему не нравились? Тех, кто мог «сделать конфету» из любого эпизода?
Он такой один.
Борислав Брондуков родился 1 марта 1938 года в селе Дубовая Киевской области. Рос довольно болезненным ребенком, и в семье его называли Болеславом.
Долгое время с миром искусства Борислава связывала лишь игра в народном театре завода «Арсенал», где юноша работал после окончания строительного техникума. Но и этого оказалось достаточно. Именно во время одного из заводских спектаклей его заметил ректор Театрального института им. И. Карпенко-Карого Николай Заднепровский и пригласил поучиться на артиста.
Еще на втором курсе (1962) Брондуков дебютировал в кинематографе в молодежной мелодраме Анатолия Слесаренко и Сергея Параджанова «Цветок на камне». После окончания института в 1965 он становится актером Киевской киностудии имени Довженко, и полностью погружается в мир кино. С той поры и до середины 90-х он снимается постоянно, иногда в год на экран выходит 7 – 9 картин с его участием.
Перечислить все нереально, посему пробежимся по самым запомнившимся зрителю ролям Борислава Николаевича.
1968 – «Каменный крест», по новеллам Василия Стефаника — трагичная и трогательная роль вора, убийство которого послужило причиной отъезда в Канаду старого крестьянина Ивана Дидуха.
1969 – «Комиссары» — Дмитро Коваль, в этой картине Брондуков снялся вместе со своей будущей женой. «Варькина земля» — антисоциальный тип — хулиган Колька Шевелько, убивший в драке агронома Гребенюка, любимого главной героини.
1971 – «Захар Беркут» — татарин Бурунда, к слову опознать Борислава в этом персонаже непросто.
1972 — лирическая комедия «Здравствуй и прощай» — учетчик Раков. Тут уже появляются знаменитые реплики Брондукова, позже растаскиваемые на цитаты («Да разве тебя можно днем показывать? К тебе нужно постепенно привыкать!»).
1973 – «Я служу на границе» — начальник погранзаставы Константин Гребнев, одна из немногих фактически главных ролей в фильмографии Брондукова (особенно на раннем этапе).
1974 – «Марина» — капитан царской армии Тыркин, сошедший в конце концов с ума (которого зовут также как актера — Болеслав Николаевич).
1975 – «Афоня» — грузчик Федулов. На утро Брондуков проснулся знаменитым. Роль, в которой изначально предполагалась одна реплика, в результате практически затмила главного героя. Ну и конечно: «Афоня! Ты мне рупь должен!»
1976 – «Табор уходит в небо» — цыган Буча, кстати, картина стала лидером проката в этом году — 64, 9 млн. зрителей. «Дни Турбиных» — оратор-большевик на митинге. «Сто грамм для храбрости (киноальманах)» — алкоголик Федя, ах, какой колоритный персонаж! Военный детектив «Тревожный месяц вересень» — ястребок Попеленко, вторая по важности роль в картине.
1978 – Лирическая мелодрама «Вас ожидает гражданка Никанорова» — ветеринар Павел Дежкин. Оказывается и герои женских грез у него получались хоть куда. «Кот в мешке» — жулик и пьяница Кузьма Тюлькин, человек с большим сердцем.
1979 – классический «Гараж» Рязанова – жених. Равноценная звезда в шикарном созвездии картины. «Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Кровавая надпись» — инспектор Лестрейд. Первый фильм о великом сыщике. Потрясающий персонаж Брондукова. Кстати, говорит Лестрейд голосом ленинградского актера Ефимова. «Не очень у тебя речь “английская”» – сказал режиссер. (Много последних ролей Борислава Николаевича, озвучено не ним. Последствия инсультов).
80-е начались продолжением Холмса и стали пиковым периодом в творчестве Брондукова. 1981 – революционный боевик «Смотри в оба!» — механик Лыкин, положивший жизнь, чтобы довезти теплые вещи петроградским детям. Производственный роман «Крупный разговор» — бригадир Михаил Степчак. 1982 – «Спортлото-82» — противоречивый директор турбазы «Орлиный приют». 1983 – «Зеленый фургон» с молодым Харатьяном — блистательный младший милиционер Николай Грищенко. «Дело для настоящих мужчин» — майор Борис Карпов, командир отряда сапёров, спасших город от взрыва старого склада немецких боеприпасов. 1985 – «Кармелюк» — соратник главного героя Данило. 1987 – «Раз на раз не приходится» — великолепное трио Джигарханяна, Брондукова и Куравлёва. «Человек с бульвара Капуцинов» — Генри. Борислав Николаевич становился знаком качества для кино. 1988 – сатира «Мудромер» — главная роль изобретателя Ивана Мурашко, придумавшего прибор для измерения человеческого интеллекта.
1990 – «Сэнит-зон» — «крёстный отец» мафии Кузьмич, маскирующийся под носильщика. 1991 – Юмористическая фантастика «И черт с нами!» о воскресшем Сталине — начальник милиции Пётр Петрович. «Подарок на именины» по произведениям Михаила Коцюбинского, о теракте молодой революционерки Ольга и ее казни — палач Яким. 1993 – историческая драма о репрессиях «Секретный эшелон» — конвоир Духнов. 1994 – «Мастер и Маргарита» Юрия Кары — администратор «Варьете» Варенуха.
Последняя картина Брондукова «Хиппиниада или материк любви» появилась на свет в 1997 году. Там он сыграл отшельника-хиппи — саксофониста Хилла. В чем-то знаковая роль. Отшельник. Отошедший от жизни.
Первый инсульт случился в 1984. В 1993 – второй. Третий в 97. После него Борислав Николаевич уже не оправился.
Скончался Брондуков 10 марта 2004 года.
Сколько судеб, сколько характеров, сколько людей, сколько лиц, сколько эпизодов. Отчего он так много болел и рано ушел? Может слишком много разных персонажей теснилось внутри одного человека? Пытаясь выбраться наружу, разрывая мозг изнутри? Пока он мог делиться ними со зрителем, организм держался, а когда наступило безвременье в кинематографе, и артист оказался никому не нужен, силы кончились? Кто знает.
Ясно одно – Брондуков был настоящим человеком Кино. И его неотъемлемой частью.
Актёр Брондуков всегда вызывает симпатию,когда встречаешь этакого неказистого ,но очень доброго человека на экране. Спасибо Вам, что не забываете и нам напоминаете о людях, которые жили, отдавая себя, свой талант кинематографу, зрителям. Н.Л.
Он жил в Быковне.
То есть, кто-то из дедушек в очереди к неврологу в моей районной поликлинике мог быть им.
Но кому интересны дедушки в поликлинике?