Какие ассоциации вызывает у вас фамилия Еременко? В первую очередь в памяти всплывают персонажи Еременко (младшего) Жюльен Сорель, Сэм Пэйнти, советский супермен, механик Серёга, князь Болховской, Александр Меншиков, лорд Эдуард Гленарван.
Сегодня я расскажу о человеке, без которого не было бы ни одной из этих прекрасных работ. Николае Николаевиче Ерёменко (старшем), в свое время не менее известном артисте, чем его звездный сын.
Наш герой родился 20 (по другим источникам 17-го) июня 1923 года в Новосибирске. Детство и юность были самыми обычными, как у миллионов советских мальчишек. Ремесленное училище, работа токарем.
А потом наступило 22 июня 1941 года.
16-летний Николай (приписав себе два года и одним махом достигнув призывного возраста), оканчивает курсы младших лейтенантов и идет на фронт.
28 июля 1942 года у деревни Комары (под Вязьмой) Еременко попадает в плен. В фашистских лагерях он пробудет до самой победы.
Но 9 мая его беды не закончатся.
За «изменника», побывавшего во вражеском плену, взялись доблестные чекисты, точнее на тот момент нквдешники. Прежде чем они убедились в лояльности парня к советской власти, Еременко пришлось пережить немало неприятных часов.
В 1948 Николай оканчивает театральную студию при известном витебском театре им Якуба Коласа, и сразу же поступает в труппу этого храма Мельпомены, где проработает 10 лет. Затем судьба приведет его в белорусский Национальный академический театр имени Янки Купалы.
Дебют в кино состоялся у нашего именинника, уже известного и зрелого театрального артиста, только в 1960 году.
«Впереди — крутой поворот», детектив, с интересными характерами, вдобавок поднимающий непростые вопросы.
В 1962 году на экраны выходит драма «Люди и звери», о судьбе лейтенанта Алексея Павлова, попавшего в 1942 году в немецкий плен. История этой картины требует отдельного рассказа. Прослышав о начале работы над фильмом, повествующем о плене и послевоенных мытарствах советского офицера, Еременко пишет режиссеру письмо, с рассказом о своей жизни, во многом совпадающей с будущими экранными перипетиями. Пораженный Сергей Герасимов без вопросов утвердил Николая на роль. И не прогадал. Захватывающая одиссея главного героя, талантливые актерские работы и режиссура, качественные диалоги, плюс вдохновенная работа оператора, сделали ленту событием на ближайшие пару десятков лет. Что только подтвердило 93-е место по посещаемости среди отечественных фильмов за всю историю кинопроката.
С середины 60-х Еременко, не забывая про театральные подмостки, начинает чаще появляться и на большом экране.
Старшие зрители прекрасно помнят таких его персонажей как:
Ненавидящего большевиков белогвардейского офицера Русанова в «Москва – Генуя» (1964), о раннем детстве советской дипломатии.
Егеря Анатолия Ивановича, неутомимо преследующего браконьера, из приключенческой «Погони» (1965).
Командира авиаполка в «Днях лётных» (1965), гимне реактивной авиации, взметнувшем до небес конкурс в летные училища.
Отца пацаненка Ивана в «Иване Макаровиче» (1968), трагичной, но доброй ленте о тринадцатилетнем подростке, выживающем в аду Великой Отечественной.
Югославского лидера Иосипа Броз Тито в эпопее Юрия Озерова «Освобождение» (1968-69), пусть приукрашенной и чересчур официозной, но все равно приковывающей к экрану не хуже якорной цепи.
Большевика Ваулина в «Крушении империи» (1970), добротной ленте о февральской революции 1917 года.
Федора в зрелые годы из «Илги-Иволги» (1972), истории любви в военном антураже.
Секретаря обкома Ивана Субботина в великолепном (несмотря на неизбежную заидеологизированность) «Вечном зове» (1973 – 1983), масштабном, эпичном, душевном сериале, на котором выросло целое поколение советских мальчишек. Еременко сделал конфетку из, в общем-то, довольно трафаретного, положительного персонажа.
В 1973 происходит полноценный дебют сына Николая Николаевича, и на долгие двадцать лет на советском кинонебосклоне будут сиять две звезды, с полностью одинаковыми инициалами (что повлечет за собой множество забавных историй).
И снова Броз Тито в четырехсерийных «Солдатах свободы» (1976) Озерова, исторической военной хронике, совместной картине СССР, Болгарии, Польши, Чехословакии, Венгрии, ГДР.
Директора НИИ Павла Колосова в производственной драме «Молодость с нами» (1978).
Веденина в ленте о поднятии целины «Вкус хлеба» (1979), вышедшей практически одновременно с книгой любимого Леонида Ильича «Целина», и потерявшей на этом кучу вистов.
Генерала милиции в атмосферном, «актерском», но при этом местами чересчур схематичном детективе «Петровка, 38» (1980), по повести Юлиана Семенова.
Во второй половине 80-х и 90-е мы увидели Николая Николаевича всего в шести фильмах и двух фильмах-спектаклях. Артист устал, утратив интерес к работе.
И тогда на помощь пришел сын.
Вдвоем они создают криминальный боевик «Сын за отца» (1995), первую ленту, где старший и младший Еременко играют вместе.
После этого Николая Николаевич снова почувствовал вкус к жизни, создав образ Скворцова в сериале «Зал ожидания» (1998), и несколько шикарных театральных ролей.
К сожалению, сердце солдата, уже перенесшее два инфаркта, имело по этому поводу свое мнение.
Николая Николаевича Ерёменко не стало 30 июня 2000 года.
Третий, и последний инфаркт.
Младший Еременко переживет отца всего на 11 месяцев.
Его называли «лицом поколения, человеком достоинства и поступка». А зрители и коллеги отмечали отсутствие в характере безразличия и равнодушия. Поражались его оптимизму, великолепной актерской игре, удивительному взгляду бездонных глаз. Способности сопереживать, вживаться в роль, делать из самого картонного, плохо прописанного персонажа живого человека, быть душой любой компании.
Он играл, как жил. Невзирая на перенесенное в молодости, инфракты, проблемы и неурядицы. Он был Актером и Человеком. С большой буквы. Таких сейчас не делают.
«Рассказывайте обо мне хоть изредка и поминайте добром. Артисты живут только в памяти людской…»
Версию для Киноедов читайте на сайте http://yakinoed.ru/
прекрасный актер .действительно, играл-как жил..