Практически каждое поселение на Южном береге Крыма переполнено как природными красотами, так и рукотворными шедеврами.
Но даже среди них наши сегодняшние герои стоят особняком.
Кореиз, Гаспра, Мисхор – три родственника, ставшие известными под именем последнего, уже более полувека не отмеченного на карте, как самостоятельный населенный пункт.
Количество санаториев, пансионатов и отелей тут зашкаливает даже по крымским меркам. Здешняя русалка не уступит символу датской столицы, а местный парк легко выдержит конкуренцию с любым зеленым соперником. Именно здесь начинается канатная дорога на Ай-Петри. Тут расположен один из самых загадочных крымских дворцов – Юсуповский, и самый арабский – Дюльбер.
И как не отметить, что Ласточка, один из самых узнаваемых символов Полуострова, также находится на территории наших сиамских близнецов. Единых в трех лицах, оставшихся в восприятии публики одним, уже давно несуществующим целым – Мисхором.
Люди в «Средней местности» (перевод Мисхора с греческого), наверняка жили со времен античности. Но первое официальное упоминание встречается в казначейских списках Кафы (пресловутое капитанство Готия). Затем турки, крымское ханство, Россия и СССР.
В 1958 году Мисхор пропадает из административного упоминания, объединенный с братом и соседом — Кореизом.
С тех пор название исчезает с карт, переселяясь в сердца людей.
Именно там местность, начиная от Гаспры, мыса Ай-Тодор, и заканчивая преддверием Воронцовского парка, закрепилась как Мисхор.
Перечислять здешние достопримечательности можно долго и нудно.
Мыс Ай-Тодор. Крепость Харакс. Ласточкино гнездо. Скала Парус. Солнечная тропа до Ливадии. Имение Голицына «Романтическая Александрия», ныне «Ясная Поляна». Юсуповский дворец. Дюльбер. Статуя Русалки. Фонтан «Девушка Арзы и разбойник Али – Баба». Мисхорский парк. Канатка на Ай-Петри.
А также понатыканные буквально на каждом углу санатории с отелями, местами довольно интересные с архитектурной точки зрения.
В общем, здесь можно бродить сутками, позабыв о море, зачарованно созерцая новые и новые красоты, природные и не очень, сплетенные в причудливую, исключительно крымскую, вязь.
Мыс Святой Фёдор, состоящий из трёх скалистых отрогов, несущий на своих плечах Ласточку, Орла, Капитанский мостик, остатки римского военного лагеря Харакс и Ай-Тодорский маяк.
Часть мыса Лимен-Бурун, отделившаяся после землетрясения 1927 г. — скала Парус, любимое место для отчаянных прыжков в синие воды самого Черного из морей.
Солнечная/Царская/Горизонтальная тропа от Гаспры до Ливадии, протяженностью без малого 7 километров, идущая практически без перепадов высот, любимое место прогулок пресловутого последнего императора.
Имение князя Александра Голицына «Александрия», известное в том числе пребыванием здесь «главы русской литературы» в 1901 году.
Дворец князя Феликса Юсупова, возведенный в неороманском стиле, и облюбованный для отдыха в 20-е годы бойцами с холодными головами, горячими сердцами, чистыми руками, и лично Железным Феликсом. До недавних пор находящийся в ведомстве его наследников из независимой Украины.
Дворец «Дюльбер», построенный в конце XIX века для великого князя Петра Николаевича Романова. Спроектированный в мавританском стиле по эскизам, сделанным лично великим князем во время путешествий по Ближнему Востоку.
Бронзовая «Русалка» и фонтан «Девушка Арзы и разбойник Али — Баба», воплотившие легенду о трагической судьбе красавицы Арзы.
Похищенной коварным пиратом-купцом Али – Бабой и проданной в гарем султану. Долго Арзы в Истамбуле не выдержала. Даже рождение сына не стало ей отрадой. Через год красавица вместе с ребенком бросилась в пучины Боспора. А возле мисхорского побережья появилась русалка с младенцем на руках.
В этом году мы протопали ножками через Мисхор от Дюльбера до Алупки, через пару дней полюбовавшись на него с моря, и хотя бытовые моменты изучить возможности не было, скажу сразу: красоты этих мест ни капельки не преувеличены.
Смотровая площадка под тенью вождя мирового пролетариата, рядом с тремя развевающимися флагами: нашим, русским и знаменем Кореиза, основное место на котором занимают лилии, в отличии от бурбоновских, правда, не золотые а белые.
Великолепные виды, открывающие практически весь центр ЮБК.
Большой, тенистый парк, дающий защиту от палящего солнца.
Долгие неторопливые подъемы от моря к поселку.
Последнее, кстати, раз на двадцатый уже переходит в разряд недостатков. Мисхор, как и соседняя Алупка, расположен довольно высоко над уровнем моря. И снимая жилье в поселке, к Посейдону каждый раз вам придется спускаться весьма прилично. Это еще ничего, когда идешь вниз, к морю, а вот когда идешь обратно, наверх…
Побережье, меж тем, полностью застроено санаториями, уютно и хитро расположившимися как раз в том самом знаменитом парке. Параллельно их начальство отожрало для своих заведений по нехилому куску пляжей, отгородившись заборами от всего остального мира. Это кстати тоже к достоинствам не отнесешь. Иной раз проход к воде придется поискать не одну минуту.
Но это все моменты рабочие и вполне решаемые.
Ведь местные красоты с лихвой искупают мелкие неудобства. И хотя бы раз, пусть на несколько дней, поселиться в Мисхоре очень даже стоит. Прокатится на катере вдоль ЮБК. Пройтись Солнечной тропой и парковыми аллеями. Прикоснуться к.. х-м… бедру Русалки. Подняться на Ай-Тодор и Ай-Петри. Хоть издали полюбоваться Дюльбером и Юсуповским дворцом. Полной грудью вдохнуть воздух Южного Берега Крыма.
Места, притягивающего к себе с неодолимой силой, и с которым так жаль расставаться.
Ну, да. Конечно.
Спасибо,imra))). Интересный обзор, завораживающие фотографии…Очень больно от того, что произошло. Мне думается, что крымчане предали и подставили весь юго-восток Украины. Возможно Вы думаете иначе. Жаль, что диалога не может быть. Простите, что навязываю Вам свои » соображения». Успеха Вам во всём.
Диалог должен быть, только так и можно остаться Человеком.