Судьба мизантропа или Наследие гения
Два десятилетия назад имя Алексея Темникова (Безруков) набатом гремело среди любителей балета. Гениальный молодой танцор, эпатажный мизантроп, очаровательный самоуверенный хам. А потом случилась травма, поставившая крест на карьере Алексея.
После сложнейшей операции парень уезжает в провинциальный подмосковный городок, где открывает танцевальную школу. Идет время и в один не очень прекрасный день Темников узнает, что последствия старой травмы вскоре лишат его возможности ходить. Превратив некогда выдающегося танцора в безногого инвалида.
Теперь, за немногое оставшееся ему время полноценной жизни, Алексею предстоит решить, что же он оставит на земле после себя.
Сергей Безруков (обзор творчества тут http://perekat.kiev.ua/коллекционер-гениев-или-бог-характер/ ), («Адмирал» (http://perekat.kiev.ua/адмиралъ-сериал-2009-хабенский/ ). «Высоцкий» (http://perekat.kiev.ua/высоцкий-спасибо-что-живой-рецензи/ ). «Уланская баллада» ( http://perekat.kiev.ua/1812-уланская-баллада-2012-рецензия-обзор/ ), «Охота на дьявола» (http://perekat.kiev.ua/охота-на-дьявола-безруков-сериал-2016/ ) никогда не занимался лишь кинематографом. Масса театральных работ, кресло художественного руководителя и режиссера Московского губернского драматического театра. Продюсерская стезя.
Вот и в картине режиссера Анны Матисон (между прочим, нынешней супруги Сергея), Безруков не только исполняет главную роль, но и выступает генеральным продюсером.
Сперва лента кажется очередным повторением пройденного. Снова снобистский тип с высоко вздернутым подбородком и идеальной осанкой, считающих остальных людей пылью у себя под ногами. Снова снисходительное отношение персонажа к окружающему миру.
Однако постепенно начинают проявляться отличия, и фильм потихоньку затягивает зрителя на свою орбиту.
При создании образа Темникова создатели ленты вдохновлялись личностью Михаила Барышникова.
Темников, будем честными, действительно весьма хамовитый и неприятный парнишка. Да, он считает себя гениальным танцором (и, наверное, имеет основания). Персонаж вроде не дурак, тонко чувствует и отлично разбирается в музыке. Но при этом абсолютно непонятно, зачем так высокомерно относится к людям? К примеру, грубить мужику, чью машину ТЫ заблокировал, или врачу, или соседу, которого ТЫ затопил. Это говорит об элементарном отсутствии воспитания, и весьма среднем интеллекте. Не плюй в колодец – вылетит, не поймаешь, что и продемонстрировала сцена с вешалкой. Опять же – ты Леха, вроде не Эйнштейн, и вакцину от рака не изобретал. Ногами красиво дрыгаешь (точнее дрыгал)? Слух хороший? В классической музыке разбираешься? Молодец, крайне важный субъект, без тебя человечество точно не протянет.
В общем, на зрительское сопереживание персонажу Безрукова с ходу рассчитывать не приходится. Несмотря на всеобщую привычку жалеть ущербных и болезных. Это самое сопереживание Сергею приходится зарабатывать нелегким актерским трудом.
Балет «Симфония в 3 движениях» — абсолютно реальный балет, показываемый в Мариинском театре.
И у него постепенно получается. Общение Алексея с дочерью (нет, не родственница), потихоньку смягчает зрительское сердце. Не бездушный танцевальный автомат все же перед нами. А вполне живой человек.
И, конечно, отдадим должное работе Безрукова. Сергей, как я уже писал, начинает все чаще отказываться от своего любимого прежде «рукомашества». В «После тебя» он мало двигается и действительно носит на лице одну единственную эмоцию – олимпийского спокойствия (за исключением буквально пары сцен). Но за этой стеной видна качественная внутренняя работа. Работа лицедея, отлично вжившегося в роль и скрывающего внутренний мир под таким спудом, что кроме дочки-подростка никто не смог и близко подобраться к пониманию того, насколько Темникову сейчас тяжело. Одиночество. Обреченность. Осознание упущенного шанса. Задыхающийся от бездействия талант. Злость. Желание оставить след в веках. Ух, какой коктейль бурлит за внешне спокойным лицом Темникова.
Но особенно берет за душу, когда речь заходит о вопросах, которые, так или иначе, посещали каждого из людей среднего и старшего возраста. Что мы оставим после себя?
Детей? Это конечно очень мило и вдохновляет. Особенно если учитывать, какие перемены в жизни предполагает рождение спиногрызов, и поговорки про цветы на могилах. Еще? Обеспеченную супругу? Особенно забавным это выглядит, если принять во внимание подавляющее большинство пар, живущих вместе лишь по привычке. Эпатажную славу (есть что вспомнить, нечего детям рассказать)? Ролики в интернете, погребаемые под тысячи новых «видосиков» ежедневно?
Вы как хотите, но Темникова, попавшего в тем самые исключительные обстоятельства, отлично понимаешь. Тем более, когда у тебя в руках оказывается такой инструмент, как талант постановщика. И решимость сделать так, чтобы твою работу помнили многие годы.
Также порадовало, что постановщики фильма не пошли по наиболее простому пути «постаревший/травмированный учитель воспитывает нового гения». А если некого воспитывать? Действительно, часто ли по заказу рядом оказывается материал, из которого можно сотворить шедевр? В кино – постоянно. А в жизни?
Да, в картине про гениального танцора хотелось бы побольше танцев. В идеале в исполнении Безрукова. С другой стороны нужно иметь совесть и понимать, что этому искусству учатся десятилетиями, и за полгода настоящим балеруном не станешь. Тем более по слухам Сергей все же многие танцевальные элементы исполнял сам.
Да, возможно градус пафоса можно было прикрутить, подбавив иронии в рассказе о мире театра. Благо трагедией нас обеспечат с лихвой.
Да, подтанцовку нужно было сделать посильнее. На фоне качественных второстепенных актеров и главный персонаж заиграл бы дополнительными красками.
Но в целом мне работа супружеского дуэта Безруковых понравилась. Возможностью еще раз поразмыслить над непростыми вопросами. Вопросами выбора, приоритетов, своего наследия. Вопросами, о которых рано или поздно придется задуматься каждому.
Эрго. Рассказ о человеке в отчаянных обстоятельствах. Человеке весьма невысоких душевных качеств. Человеке, гениальном в понимании музыки и танце. Человеке, принимающем сложнейшее решение. Человеке, осознавшем, что для него по настоящему важно. И за одно это достойном уважения.
Режиссер: Анна Матисон
В ролях: Сергей Безруков, Анастасия Безрукова, Алёна Бабенко, Карина Андоленко, Владимир Меньшов, Мария Смольникова, Тамара Акулова, Степан Куликов, Галина Бокашевская, Сергей Вершинин