Мертвее не бывает, Хьюстон Ч.

Чарли Хьюстон «Мертвее не бывает». — М.: АСТ, 2008 г. Серия: Холод страха. (Первый роман цикла о Джо Питте)

«А нюх как у собаки…», или Нью-Йоркский маскарад

Джо (которого на самом деле зовут не так) – частный детектив. А еще вампир. Да-да, то самый. Не представляющий жизни без людской крови, способный унюхать запах, когда его источник давно удалился, или проявить нечеловеческую ловкость. И солнечные ванны для него смертельны.

Есть, понятное дело нюансы, да и мистикой тут не пахнет. Обыкновенный вирус.

Но это не главное. Главное то, что Джо такой далеко не один. Есть одиночки, но остальные кровососы давно сбились в кланы. Причем, большинство вампиров отнюдь не стремятся к известности, предпочитая открываться лишь отдельным представителям гомо сапиенсов.

Новое дело, порученное Питту могущественным предводителем Коалиции – самого мощного объединения кровососов, не казалось особо судьбоносным. Посему, принимаясь за поиски источника того, что превращает людей в плотоядных зомби, Джо не догадывался, что хрупкое равновесие меж вампирскими кланами под угрозой.

И новая напасть грозит буквально перевернуть прежний мир.

 

Американец Чарли Хьюстон, автор небезынтересного постапа «Неспящие», за бугром известен в первую очередь нуар-вампирским циклом о Джо Питте, включающем в себя пять романов (на русский переводился лишь первый), и созданным как «практически умышленное подражание стилю Чандлера».

Особыми новаторскими идеями Чарли читателя действительно не балует. Мрачные городские джунгли Большого яблока, преступность, наркоманы, бомжи, богатенькие и не очень детишки, радостно окунающиеся в здешнее болото. Эдакий готический нео-нуар. А что бы жизнь медом окончательно не казалась – вампиры.

Здешние клыкастые близки к классическому представлению о ночных охотниках.

Пока в их жилах плещется людская кровушка, они быстры, ловки, сильны и выглядят вершиной эволюции.

Да, чеснок, распятие и святая вода им по барабану. Но главный враг, как и полагается — солнце. Способное в короткое время превратить живого мертвеца, в мертвеца вполне мертвого.

Нью-йоркские ночные охотники разделены на кланы, каждый из которых преследует свои цели и по-своему видит взаимодействие с людьми и друг с другом. Одни берут под крыло богатые кварталы, налаживая контакты с состоятельными хумансами, активно шифруясь от всех остальных и подчищая любые забавы с едой своих собратьев. Другие стремятся к социальным изменениям, ориентируясь на районы победнее. Третьи исследуют природу вампиризма. Мелкие группки в свою очередь пытаются урвать кусочек пожирнее. Не совсем The Masquerade, но что-то «маскарадное» в этом имеется.

Первопричина возникновения кровососов у Хьюстона, наоборот, далека от привычной, находясь в русле любимых современных трендов – вирус постарался. Его природа нам пока неясна, но действие очевидно. Пока поишь кровью свою любимую вампирскую тушку, зараженную вирусом – все в ажуре, и «плюшек» прилично. Но стоит «сесть на диету», по своей воле или нет — незабываемые ощущения обеспечены.

Именно эти самые ощущения выделяют стандартную, на первый взгляд, историю о кровососах из рядов ее собратьев.

Чарли не поскупился во всех малоприятных подробностях описать жесточайшую вампирскую «ломку». От ее первых проявлений, через неприятные ощущения, лишение сверхспособностей и все возрастающую жажду, до жесточайших болевых ощущений, приводящих на порог смерти. А заодно открывающих неожиданные возможности. За открытие читателю этой мало описываемой стороны вампирского проклятия, автору респект и пара сотен вистов в карму.

Второй приятной находкой Хьюстона стал Анклав – «вампиры-даосы», стремящиеся отказаться от потребления крови, для «обращения в частицу Вселенной». Мутноватая философия, позволяющая достигнуть весьма неординарных результатов. Как боевые единицы члены Анклава вне конкуренции. И это далеко не все чем они могут похвалиться.

Роман Хьюстона весьма жесток и натуралистичен, с описанием глубин нью-йоркского дна, убийств, поедания мозгов и страданий. Все в стилистике «крутых детективов», как и полагается. Да и деромантизацию ночных охотников стоит отметить. Нынче  это дело нормальное, а вот 15 лет назад — большой шажок для человечества.

Линия расследования, наоборот, не поражает глубиной и запутанностью. На особые «вау-эффекты» рассчитывать не стоит.

Роман Хьюстона уделяет много внимания обонянию, с помощью которого протагонист-«нюхач» получает массу информации о мире и людях. Перед нами эдакая книга-запахов, однозначно ставшая бы бестселлером в кино-формате 7d с полным погружением.

Роман Хьюстона полон иронии и сарказма.

В отношении активно зарождающейся в то время толерантности и политкорректности (книга написана в 2005 году). Попыток изобретать новые термины, «как бы» не оскорбляющие тех, кого они описывают, и споры по поводу этой терминологии. Фанатичных феминисток, бешеных радикалов, «белых воротничков» и лидеров, использующих окружающих их людей (и нелюдей) в хвост и гриву. Эх, было времячко, когда писатели могли себе безнаказанно шутить на эти святые для нынешнего западного общества темы.

В отношении самих кровососов, среди которых полно как снобов, так и анархистов, социалистов, мужененавистниц, женофобов и революционеров.

В отношении людей, проникнувших в тайну ночных охотников. Часть из таких гомо сапиенсов превращаются в «Ван Хельсингов», начиная охоту на кровопийц. А часть наоборот, романтизируют вампиров, становясь готовыми на что угодно, лишь бы побыть рядом с кумирами, или подвергнутся сладостному инициирующему укусу. 

При этом роман крайне локален, рассматривая лишь Большое Яблоко с его 4 тысячами клыкастых, и напрочь забывая об остальном мире.

Главный герой, как полагается – противоречив. С одной стороны он достаточно мускулинно-стандартен. С его тяжелым детством, чугунными игрушками, скользким подоконником, родителями–сволочами, жизнью на улице, осознанной жестокостью. Он не гнушается убийств ради пропитания и сохранения тайны своего вида. Он циничен, нагловат, не блещет интеллектом, но прилично выполняет свою работу. Слабо при этом проявляя себя с силовой точки зрения, регулярно получая по голове и выживая искренним чудом. Что уже нетипично для жанра «крутого детектива».

С другой — он способен на искренние чувства, склонен к состраданию, достаточно добр, не прочь оказать покровительство слабым, особенно подросткам.

В общем, оставляет вполне гармоничное ощущение. Тем более, благодаря изложению от первого лица нашего неоднозначного протагониста.

Остальные персонажи, несмотря на вроде как яркие черты и моменты запоминаются гораздо хуже.

Эрго. Очередная вампирская история, на этот раз рассказанная в жестком и чернушном стиле, без малейшей «готишной» романтики. Для того времени, пожалуй, прорыв. Радует читателя парой любопытных моментов, связанных со здешними «кровосисями» (особенно «ломка» хороша), антуражем классического «крутого детектива, знатной долей иронии.

P. S. Всего в цикле пять романов, крайний написан еще в 2009 году. На русский переведен только первый, и этот самый перевод люди, знающие язык, не просто ругают, а разносят в пух и прах. Что скажешь – таки надо учить английский.

Запись опубликована в рубрике КНИГИ-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: Мертвее не бывает, Хьюстон Ч.

  1. Аноним говорит:

    Прочитал эту книгу после рецензии. Боже, какой ужасный перевод, столько ошибок и опечаток. Книгу как будто вообше не редактировали! тем не менее, видимо, автор оч талантлив, потому что не смотря на это книга затянула. Весь путь сопереживаешь даже не событиям, а внутреннему

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.