На заре врачевания, или Наследники Асклепия
Англия. 1021 год. Жизнь 11-летнего Роба Коула не была сладкой. Тяжелый труд в шахте. Заработанный кусок черствого хлеба так и норовят отобрать старшие мальчишки. Недоедание, грязная конура, бывшая жилищем их семьи. Насекомые и холод.
Одна отрада была у мальчишки – мать. Ласковая, заботливая, нежная. Единственная в мире.
А потом она заболела. И умерла.
Паренек остался один. И если бы не бродячий брадобрей-цирюльник-хирург Барбер (Скарсгард), эта история закончилась бы, не начавшись.
Коул (Пэйн) становится его учеником, осваивая нелегкое искусство вправления вывихов, вырывания зубов и ампутации пальцев. Но вскоре ему становится этого мало.
Повзрослевший парень узнает о существовании в далеком Исфахане величайшего врача мира – Авиценны (Кингсли).
И хотя его честно предупреждают, что добираться в Персию придется не меньше года, а мусульмане крайне нелюбезно относятся к последователям Христа, Коул решает отправиться к Ибн Сине.
Чтобы научится лечить людей по-настоящему.
Книга Ноа Гордона «Лекарь» в 2004 году вошла в десятку любимых книг Германии. Может потому, что на ее создание писатель потратил более пяти лет, скрупулезно изучая особенности врачевания тех лет, быта и обычаев разных народов. Или благодаря душе, вложенной автором в историю, его вере в лучших представителей человечества (кстати, о лекарской династии Коул в багаже писателя еще две книги: «Шаман» и «Вопросы выбора»).
Вполне логично, что немцы решили перенести свою любимую книгу на экран, познакомив с ней как можно больше людей.
И, несмотря на недетский хронометраж (два с половиной часа, как с куста), у режиссера вполне удачно получилось поделиться с миром своими героями.
По большому счету нам показывают весьма оптимистичную историю. Невзирая на все ужасы средневековья: кровь, чуму, грязь и крыс. На злобных сельджуков, на все смерти, страдания и невзгоды. На грызню и нетерпимость.
Оптимистичную в первую очередь благодаря таким людям, как Коул и Авиценна. Я так и не нашел информации о реальном человеке по имени Роб Коул, скорее всего это полностью вымышленный персонаж, но по поводу историчности Ибн Сины сомневаться не приходится.
Вторая опора медицины на заре человечества после Гиппократа. Врач, философ и ученый, написавший более 450 (!) трудов в 29 (!) областях науки. Гениев такого уровня за всю историю человечества насчитаешь не больше сотни.
Именно к этому человеку отправляется молодой цирюльник в надежде найти способ лечения болезни кишечника, от которого умерла его мать.
Сыграно Авиценну отлично. Бен Кингсли, один из лучших современных лицедеев, создал потрясающе притягательный образ. Харизматичный лидер, Учитель и Наставник, при этом очень тонко чувствующая и понимающая личность. Не икона, не статуй застывший. Обычный человек, испытывающий весь спектр эмоций, от любопытства до сомнения с отчаянием.
Бравушки.
Переиграть такого монстра как Кингсли у юного Тома Пэйна получится не могло, да, скорее всего и не ставилось за цель. Паренек, как для своего возраста, работает весьма качественно, и в принципе, в его персонажа веришь.
Также интересно наблюдать за своеобразной перекличкой молодости и старости. Молодости, для которой смерть это что-то далекое, и никак к ней не относящееся. Делающей вещи, о совершении которых зрелый человек и прошептать боится. Потому что четко знает, чем они закончатся.
Прошептать-то боится, но думать о них запретить себе не в состоянии. А потом и жадно расспрашивать свершившего «ужасное» о результатах .
Еще один очень порадовавший меня герой, это шах Исфахан Ала в исполнении Оливье Мартинеса. Актеру уже почти полтинник, а я его увидал впервые. А потенциал то у Оливье ого-го! Его шах – пресыщенный, уставший, утративший цель. Горделивый, самодовольный, развратный, испорченный. При этом храбрый, неглупый, увлекающийся и увлекающий. Тиран и друг. Ух, какой типаж! Глаз не оторвать.
Также хотелось бы упомянуть соученика Роба Карима (Элиаш М’Барек). Пьяница, аристократ, повеса, разгильдяй. Друг, соратник, ученик. Не сбежавший с остальной знатью в тяжелую минуту, а оставшийся с Ибн Синой сражаться со смертью до последнего.
И, конечно, Стеллана Скарсгарда с его Барбером. Мастерство не пропьешь!
Муза нашего Коула Ребекка (Эмма Ригби), бесспорно симпатичная девчонка, только как же ее эти дурацкие навороченные головные уборы портят!
Жанр The Physician так сразу и не определишь. Не чистое подростковое приключение, требующее легкости, воздушности, некой бравады. Слишком тяжело, кроваво, надрывно. Не историческое кино, или байопик, автор обращается с фактами весьма вольно. Не романтическая история, чересчур сложно с безоглядной романтикой в то время (особенно для замужней еврейской барышни).
Скорее тщательно заваренный микс, включающий в себя все вышеперечисленное, сдобренный изрядной порцией драматических переживаний и перипетий.
Плюс, прошу вспомнить, вы давно встречали интересное кино не о тех, кто отнимает жизни, а о тех, кто их спасает? Тем более не об ультрасовременных, нафаршированных техникой по самое не балуйся докторах, а о медикусах зари времен? Когда еще выпадет шанс сопереживать не мускулистому воителю, не моргнув глазом отправляющему врагов в страну вечной охоты, а субтильному альтруистичному пареньку с яростным огнем в глазах. Без сомнений готовому на самопожертвование ради исцеления людей.
Стилистика ленты довольно плавная, тягучая, иногда даже медитативная, периодически взрывается всплесками кипучей активности, когда все становится на карту, жизнь висит на волоске, и меняются судьбы региона.
Слепящие виды пустыни, раскинувшей свои барханы на многие километры, жуткие песчаные бури, волшебные восточные города, оскаленная пасть льва, сабли сельджуков, гнев правоверных, тепло Учителя и плечо друга. Это только малая часть того, что встретит Коул на своем пути.
А вместе с ним и зритель. Теперь гораздо лучше понявший любовь немцев к персонажам «Лекаря».
Эрго. Качественная и увлекательная история о пионерах medicina. Легкого зрелища не ожидайте (темное средневековье, однако). Тем не менее The Physician оставляет на удивление светлое и оптимистичное послевкусие.
Вот только выбор Авиценны в конце кажется мне чертовски спорным. Не стал бы человек, показанный нам в фильме, поступать таким образом.
Режиссер: Филипп Штёльцль
В ролях: Том Пэйн, Бен Кингсли, Эмма Ригби, Стеллан Скарсгард, Оливье Мартинес, Элиас ЭмБарек, Майкл Джибсон, Стэнли Таунсенд, Майкл Маркус Морган, Адам Томас Райт
Посмотрела фильм » по горячим следам». Лучше,чем рассказал о нём Imra , не скажешь. Очень сильное впечатление. Создатели фильма вдохновенно потрудились, колоритно показав нравы и обычаи народов древнейших времён Земли, первые шаги медицины.