Король утра, королева дня, Макдональд Й.

Йен Макдональд «Король утра, королева дня». — М.: АСТ, СПб.: Астрель-СПб, 2024. Серия: Иная фантастика

Сила, формирующая реальность, или Миф-сознание в действии

1913 год. Ирландия. Юная Эмили Десмонд – переполненная романтическим томлениями и желанием странного, начинает видеть в лесу, окружающем поместье отца, самых натуральных фэйри самых различных видов и форм. Родители заняты своими делами, и Эмили самой приходится выяснять, что представляют собой ее видения: галлюцинацию или реальность.

1934 год. Мысли 18-летней Джессики Колдуэлл были далеки от волшебных существ. Не самая приятная работа официантки, отсутствие парня, а тут еще и отец отправляет к психологу: мол, пора, доча, разобраться в твоем стремлении к ругани, лжи и нарочитой вульгарности. Кто же знал, что гипноз доктора приведет к столь неожиданным последствиям.

Конец 80-х годов. Энья Макколл была бы рада в глаза не видеть эти самые магические сущности, но не получается – ведь ее призвание — борьба с потусторонними тварями.

Что связывает этих трех девушек из разных времен? Ничего? Или напротив, эта связь определит облик и судьбу Вселенной? 

 

Любопытный роман от писателя, известного больше киберпанком и лунным циклом («Река богов«, «Новая Луна«), полный ирландских особенностей (привет «Детям«), играющий с формой подачи материала и пространно размышляющий о возникновении мифических существ.

Первыми бросаются в глаза те самые забавы с формой. Первая часть полностью написана в эпистолярном жанре. С использованием дневников, писем, отчетов о заседаниях,  докладов, записей интервью – все через бумагу, прямой речью, зачастую от 1-го лица. Третья – позволяет себе вольности в обращении со стариной Хроносом.

Стоит также отметить небольшую эмоциональную главу-«коду», написанную одним бесконечным предложением. За форму подачи – зачет.

Как и за ирландский дух книги. Особенностей Изумрудного острова нам отсыплют выше крыши. Исторические события самых разных лет. Вечное стремление к свободе и кровавые революционные волнения. Герои Ирландии, персонажи местных и британских книг, песен, пьес, национальный колорит блюд, действий, мест, традиций. Погодные нюансы и природные изюминки. Сущность блошиного рынка и восприятие городов разными существами, от птицы до бродяги. Погружение в атмосферу родины «Джеймесона» происходит по полной.

Третий интересный аспект романа – разговор о происхождении мифических созданий из людского бестиария, как положительно настроенных к гомо сапиенсам, так и напротив.

Фэйри, имеющих тут общее наименование «фагусов». Сущностей, сотворенных (или воплощенных /призванных) женщинами (сильный пол в таком не замечен), обладающими талантом миф-сознания (определяющая роль людского сознания, все как полагается). Правда, зачастую фагусы результат не осознанного действия, а плоды подсознания. Как прекрасные, так и ужасные. Некоторые из которых хотят вернуться обратно, а некоторые напротив становятся угрозой для жителей нашего мира.

Сюда же примыкает концепция родины фагусов — Потустороннего мира-Мигуса (бесконечные миры — безграничные возможности, которые не только место, но и состояние — привет квантовой физике) с нелинейным временем и фантасмагорическим сопровождением.

А теперь взглянем подробнее на наших героинь. Прописаны они с тщательностью, доходящей до дотошности. Рефлексии, мысли, чувства, ощущения, сомнения, развитие характеров. Как я уже говорил, Йен не лодырничал.

Эмили Десмонд. Девочка, на пороге пубертата, превращающаяся в женщину. Романтическая натура, полная томления, ожидания чудес, подавленной сексуальности, жаждущая любви красавца-фэйри. Фанатка стихов Йейтса, подбивающая подруг на различные шалости. Имеющая чрезмерно увлеченного папашу — астронома-любителя (его линия напомнила о шикарном романе Флинна) и мать-поэтессу (некогда избравшую путь реальности вместо заныривания в опасные воды мифического сознания). Родители, кстати, в воспитании Эмили изрядно накосячили. Не надо так себя вести со столь увлекающимися девицами.

Джессика Колдуэлл. Барышня 17-18 годочков. Шикарная лгунья («врешь — как дышишь» — это про нее), бунтарка и матерщинница. Имеющая талант к рисованию, но работающая официанткой (прокол недурного во всех прочих отношениях отца). Узнающая тайну, связанную с ее происхождением, бросающаяся во все тяжкие в попытке смириться с неожиданным открытием. 

В этой арке нужно также отметить пару колоритных бродяг, вводящих героиню и читателя в мир мифотворчества. И доктора-психолога, ставшего позднее мостиком к третьему разделу романа.

Энья Макколл. «Интригующая» женщина 25 лет. Днем – сотрудница рекламного агентства, ночью – воитель с двумя мечами, сражающийся с тварями из Потустороннего мира. С младых ногтей увлекшаяся японской культурой, а позднее кендо. Познакомившаяся с шокирующими Детьми Полуночи, ставшими ее проводниками в мире, открывшем новые, неведомые ранее грани. Пытающаяся осознать свалившиеся на нее откровения и принять роль «спасительницы». В качестве бонуса нелинейное повествование (не уровня Ведьмака, не переживайте), особенности и приколы тусовки рекламщиков и велокурьеров.

Состоит роман, как вы уже поняли, из трех временных линий (фактически трех отдельных романов с общей линией, которая проявляется далеко не сразу, и великолепно закольцовывается в финале). В первой, которая служит эдаким вступлением, мы лишь начинаем знакомство с мифологической стороной бытия. Тут нам не дают четкой уверенности в том, что фэйри существуют. Галлюцинации и подростковый романтизм соперничают с «твердой» реальностью. И почти все, за редчайшими исключениями, можно объяснить с рациональной точки зрения. Вторая часть оставляет все меньше сомнений в реальности нереального. Мы узнаем о миф-линиях и Потустороннем мире, знакомимся с авторскими теориями (пускай в целом оригинальными их не назовешь, над нюансами Макдональд поработал от души). Третья, самая продолжительная часть, погружает героиню, и нас с вами в бытие тех, кто обладает мифотворческим сознанием, выдает все больше информации о Мигмусе и фагусах. Поговорит с читателем о реальности, времени и хаосе. А также о роли средств, расширяющих сознание.

Роман обладает недетским размером, наполнен кучей подробностей, внутренних размышлений разнличных героев, культурных аллюзий и отсылок. Стоит настроиться на продолжительное, медитативное чтение. Хорошо рисует образы, навеваемые мистическим сознанием.

Завораживает подобно истории, услышанной от хорошего рассказчика возле костра под бутылочку-другую насыщенного глинтвейна. Редко (особенно в первых двух частях) радует нас активным действием, но недурно держит напряжение. Невзирая на акцент на прекрасном поле, подарит нескольких вменяемых мужских персонажей.

Эрго. «Вкусное» размышление о мифологии и мифотворчестве. Под ирландским небом, со стопкой-другой «Джеймесона» в руке.

Запись опубликована в рубрике КНИГИ-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.