Коллекционер гениев, или Бог характерных ролей. День рождения празднует Сергей Безруков.

BezrukovЕго величали самым популярным и востребованным актером российского кино. Бывали периоды, когда его лицо месяцами не пропадало с уличных афиш. Менялись фильмы, жанры, режиссеры и подтанцовка. Неизменным оставался лишь главный герой.

Он один из немногих артистов, которым посчастливилось примерить на себя образы стольких великих людей.

Кто-то его обожает, кто-то фыркает, кто-то считает гением, кто-то жалеет, что увлекшись «рукомашеством», он губит свой актерский потенциал.

Нет лишь равнодушных к этому неординарному лицедейскому явлению.

Явлению, носящему имя Сергей (в латыни Sergius — «высокий», «высокочтимый»), и однозначно принадлежащему к тем самым «людям кино», артистам, буквально завораживающим зрителя первым же своим появлением в кадре.

 

Маленький Безруков появился на свет 18 октября 1973 года в семье актёра, режиссёра Виталия Сергеевича и зав. магазином Натальи Михайловны.

С первых лет изрядная часть жизни Сережи проходила за кулисами. Сперва Московского драматического театра имени А. С. Пушкина, затем театра Сатиры, мест, где трудился отец.

В школу пошел в шесть (напомню, в те благие времена ребенков чаще всего отдавали на учебу с семи), где естественно, принимал самое деятельное участие в школьных спектаклях. Кстати, именно тогда во время пушкинского вечера Безруков впервые примерил на себя образ отца современного русского языка, и лучшего аса среди поэтов.

Закончив средний общеобразовательный храм науки (кстати, всего 4 четверки, остальные «отлично») Сергей всерьез занялся подготовкой к актерской профессии.

Его ждала школа-студия МХАТ (мастерская О. Табакова).

Во время учебы Сергей второй раз сыграет Солнце русской поэзии (как вы знаете, не последний), а также Голохвостова, князя Мышкина и, конечно же, мятущегося Гамлета. Это не считая десятков других характерных ролей. Кстати, именно за это чрезмерное увлечения яркими персонажами, отнюдь не считая это достоинством, пенял своему студенту лично Олег Табаков.

Под крылом мэтра остался Безруков и после окончания студии. С 1 января 1994 года Сергей актер легендарной «Табакерки» — Московского театра-студии под руководством Табакова.

С этим храмом Мельпомены наш герой не расстается до сих пор, периодически, в качестве легкого флирта, даря свое время и другим театрам.

В 2010-м кстати, их полку прибыло. Был открыт Театр Сергея Безрукова, где наш именинник в очередной раз сыграл Пушкина, а также Пугачева и Есенина.

В том же 1994-м Сергей дебютирует в кино (до этого был эпизод, даже не указанный в титрах).

«Ноктюрн для барабана и мотоцикла», немного наивная криминальная мелодрама, слабенькая с режиссерской точки зрения, но с неплохим подбором актеров, среди которых, к примеру, Джигарханян и Гоша Куценко.

 

В целом 90-е сложно занести нашему герою в кинематографический плюс.

Несколько телепроектов, два «Крестоносца», интересные в первую очередь каскадерскими работами. Да «Китайскiй сервизъ» (1999), слегка фарсовый комедийный детектив, вновь с шикарным кастом во главе с Олегом Янковским.

 

Зато 2000-ные стали поистине звездными для Сергея Витальевича.

Начало положила весьма сильная (но при этом ныне почти позабытая) драма «Вместо меня» (2000), по сюжету напоминающая недавних «Неприкасаемых» (только гораздо менее оптимистичная) с отличным дуэтом Безрукова и  Олега Стриженова.

Пара-тройка сериалов, местами забавный «Русский водевиль. Бледнолицый лжец» (2001), полностью соответствующий заявленному в названии жанру.

А затем грянуло.

Причем дважды. Знаете, как во время грозы. Сперва раскат грома чуть в отдалении, заставляющий напрячься в ожидании, а затем прямо над головой: ба-ба-х!

Так вот, в отдалении громыхнул «Азазель» (2002), в целом чересчур легкомысленная экранизация первого романа Акунина о гениальном Эрасте Фандорине (Акунину и дальше с экранизациями везло не очень, вечно то Меньшиков сонный, то Бероев перепуганный). Но каков Иван Францевич Бриллинг! Шикарно!

Этой работой Безруков заставил озадаченно чухать затылок весь киношный мир. Что это за юноша пылкий — удивлялись все? Откель возник?

А затем громыхнуло. Причем так, что уже ни у кого не возникало и мысли задавать глупые вопросы.

«Бригада» (2002) – гангстерская сага, подчищавшая улицы во время показа в лучших традициях «17 мгновений». Да, многовато аллюзий на «Крестного отца», да, Сергей тоже явно вдохновлялся образом Майкла Карлеоне, да, Дюжев местами безбожно переигрывает, да, далеко не все малолетки уловили акцент, сделанный в финале на «яркой, но КОРОТКОЙ жизни братков».

Но «Бригада» все равно стала событием, как на ладони подавшем срез (пускай чуть романтизированный) изрядной части общества 90-х. Событием не в последнюю очередь состоявшимся благодаря Саше Белому. Безруков создал очень качественного, живого, развивающегося и наполненного персонажа. Не ангела? Ну, извините, «бананив нема».

Персонаж Белова открыл Сергею творческую свободу, возможность сниматься столько, и в таких ролях, каких он сам пожелает.

Среди них встречались как забавные пустячки типа ученого Максима Росса из романтического мистического мини-сериала «Если невеста ведьма» (2002). Влюбленного профессора орнитологии из фривольной водевильной рязановской комедии «Ключ от спальни» (2003). Или компьютерщика Николая Орланова в местами экзальтированном, но живеньком «любовном» боевике «Поцелуй бабочки» (2006).

Так и более глубокие роли. Такие как муж главной героини Павел из проникновенной «Жизнь одна» (2003). Или фотограф Алекс в достаточно спорном и печальном анти-наркотическом «Городе без солнца» (2005).

И, конечно же, милиционер Павел Кравцов из мини-сериала «Участок» (2003). «Русский народный детектив», несмотря на патриотическую шумиху, действительно получился весьма качественным проектом. Шикарный каст, доброе «летнее» настроение, добротная детективная линия, великолепный Цезарь со своими монологами: «мои любимые сосиски!». И отличная актерская работа нашего героя.

Но особняком среди работ Безрукова стоят его воплощения Великих.

Первым стал 11-серийный «Есенин» (2005). Очень неоднозначно воспринятый публикой и критиками. Кто-то кричал, что увлекшись гранью похабника и скандалиста, актер позабыл о других аспектах личности поэта. Допустим, но вам не кажется, что артист играет по сценарию, и это скорее вопрос к постановщикам, чем к Безрукову. Кто-то кивает на огромное количество несоответствий и ляпов, но оспорить то, что лента подняла интерес к Есенину на новую высоту, не могут даже они. Кто-то упрекает сериал в недостаточной глубине, но я не припомню огромного количества сценаристов, толпящихся в очереди со своими гениальными работами, рассказывающих о певце русской деревни.

Наверно, именно эти грани фигуры Есенина требовал год 2005-й. Требовали? Получите.

Следующим стал не кто иной как лично Иешуа Га Ноцри (позднее известный также как Иисус Христос) в «Мастере и Маргарите» (2005) Владимира Бортко. По большей части слабая экранизация гениального романа Булгакова, с ролью Христа, ставшей для Сергея, по его собственными словам, «испытанием». Очень уж могучей глыбой был товарищ Иисус. Чересчур личностно его восприятия каждым живущим. Глядите, решайте. Хотя сам сериал к повторному просмотру, если честно, абсолютно не располагает.

Третьим стало Солнце русской поэзии. В который раз? «Пушкин: последняя дуэль» (2006). В какой-то мере детектив. В какой-то мере предположение. В какой-то мере эмоция. Опять масса споров и обсуждений. Значит, цепляет, берет за живое. А что еще нужно артисту?

 

Последнее  прошедшее десятилетие для Сергея ознаменовалось:

Очень слабым ремейком классической советской ленты «Ирония судьбы. Продолжение» (2007), интересной разве что полной моральной победой современного Ипполита над своим соперником. После финала абсолютно непонятно, как героиня могла предпочесть ТАКОГО Лукашина.

И столь же невнятно-ненужными «Джентльмены, удачи!» (2012).

Несколькими историческими (или псевдоисторическими?) работами, такими как лейтенант Иван Буров в динамичном, но изрядно недоработанном «под Голливуд» «В июне 41-го» (2008). Генерал Каппель в романтично-лубочно-гламурном «Адмирале» (2009). Или вратарь Николай Раневич в «Матче» (2011), чересчур пафосной ленте о призрачном поединке смерти, которого как такового и не было.

Забавным вором-рецидивистом «Сумраком» из доброй комедии «Каникулы строгого режима» (2009).

И абсолютно не забавным поручиком Горжевским из «1812: Уланская баллада» (2012) обзор здесь http://perekat.kiev.ua/?p=2956, провального закоса под «Эскадрон гусар летучих».

Иваном Дураком, вместе с остальными персонажами русского фольклора, переехавшим в наше время из «Реальной сказки» (2011).

Бывшим ментом Павлом Хромовым из весьма стильного исторического детектива «Чёрные волки» (2011).

Гордеем Брагиным в качественной исторической драме «Золото» (2012), экранизации «Дикого счастья» Мамина-Сибиряка.

И еще одним возвращением к «кумирам». «Высоцкий. Спасибо, что живой» (2011) обзор здесь http://perekat.kiev.ua/?p=143. Чуть ли не первый художественный фильм о гениальном поэте. Фильм, о не самых лучших моментах его жизни. Фильм, памятный в первую очередь таинственностью вокруг исполнителя главной роли, и мертвенной страшноватой маской. Зря все- таки Безруков взялся за эту роль. Никаких доходов, расходы одни.

Крайней на сегодня для Сергея стала драма «Прошлым летом в Чулимске» (2013), снятая по пьесе шикарного советского драматурга Александра Вампилова.

На будущее в работе у Безрукова не менее четырех проектов, наиболее ожидаемый из которых — «Викинг», лента о князе Владимире Святославиче.

 

Пускай одно время создалось впечатление, что Безруков чересчур увлекся собиранием образов «великих» для своей личной коллекции. Что породило народное творчество типа: «Ну почему я не могу сыграть эту роль? Я играл Есенина, Пушкина, Христа, наконец! Понимаете, Сереженька, Ахматова женщина…». А также вызвало море возмущения тех, кто видел национальных русских героев по-другому.

Пускай кажется, что ему не мешало бы тщательнее подходить к выбору лент и персонажей (слишком уж много слабых или откровенно провальных картин).

Пускай у нового поколения появились свои, гламурные кумиры.

Пускай его нередко упрекают в пойманной «звездочке», несколько однообразных персонажах, «игре руками» и попытке брать все роли на экспрессии и надрыве.

Пускай.

Я знаю одно. Он отличный актер. Каждая его работа становится праздником для миллионов. Он еще молод, и зрителей ждет масса неожиданных перемен, как внутренних, так и внешних.

Шелуха, наносное — пройдет. Дешевая «глорихантерская» популярность схлынет.

Но явление по фамилии Безруков останется с нами навсегда.

Запись опубликована в рубрике ЛЮДИ КИНО с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: Коллекционер гениев, или Бог характерных ролей. День рождения празднует Сергей Безруков.

  1. Нина Крейнина говорит:

    Очень интересный подробный рассказ о творчестве Сергея Безрукого, актёра, которому не симпатизировала. Приятно, что о всех работах его в кино, которые удалось посмотреть, мнение с автором статьи совпало. И, кажется начинаю с большим пиететом относиться к
    имениннику.

Добавить комментарий для Нина Крейнина Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.