Юн Ха Ли «Гамбит девятихвостого лиса». — М.: Э: Fanzon, 2018 г. (Серия: Sci-Fi Universe. Лучшая новая НФ). Первый роман из цикла «Механизмы Империи».
И лампа не горит, и врут календари, или Фракционная антиутопия с экзотическим содержимым
Кел Черис была настоящим офицером гекзархата и типичным представителем Кел. Разве что знатные математические способности выделяли ее из рядов Пепельного Ястреба. Да последняя битва, в которой она позволила себе лишнее.
Кто знает, по этой ли причине, но именно она стала одним из кандидатов на пост главы операции по освобождению захваченной еретиками Крепости Рассыпанных Игл. И человеком, получившим это назначение. Ведь именно Черис предложила вынуть из «черной колыбели» сознание генерала Джедао, гениального тактика, не проигравшего ни одной битвы. Гениального безумца, истребившего во время одной из компаний вместе с противником свои собственные войска.
Но что если Джедао далеко не так безумен, как было принято считать. А все эти события лишь звенья в изощренной цепи, выкованной неведомыми кукловодами, ведущей к судьбоносным изменениям во всем гекзархате.
Юн Ха Ли (Yoon Ha Lee) – представитель мало знакомого на наших просторах племени американцев корейского происхождения, причем закончивший/ая университет как математик-программист, и даже работавший некоторое время по специальности. За без малого 10 лет из-под его пера вышло около 40 рассказов, публиковавшихся в различных журналах, и даже сборник «Заповедник теней» (2013). В 2016 Юн Ха Ли проявил себя в крупной форме. Увидел свет наш сегодняшний герой, к созданию которого автора подтолкнули идеи из этноматематической книги Марсии Ашер «Математика в других местах» и рассказа «Паладин потерянного часа» Харлана Эллисона. А также желание написать космическую оперу, где будет больше места для раскрытия характеров персонажей, чем в рассказах.
Вышло весьма любопытно.
В цикле на сегодня три книги, кроме «Гамбита» это «Стратагема Ворона» и «Призрачное оружие», они на русский не переведены. Скорее всего пока.
Основной и сюжетообразующей идеей «Лиса» стало государство, использующее технологии, работающие лишь при использовании единообразного для всех «высокого» календаря. Календаря включающего в себя не только цифры и меры времени, но и праздники, памятные даты, поминальные дни с… ритуальными пытками еретиков. Собственно целую общественную систему. Как у создателей гекзархата вышло добиться такого эффекта, нам не сообщают, лишь упоминается некий прорыв в математической области, породившей календарную механику, но факт остается фактом. Неординарная фишка, придуманная Ли, задает тон всему циклу. Наблюдать за особенностями применения этой самой механики крайне интересно. В гекзархате работают самые экзотические эффекты и оружие, которые лишь может представить себе воспаленный человеческий мозг. Корабли преодолевающие огромные расстояния. Генераторы направляющих бурь, способных расщепить атомы на составные части. И подавители этих самых бурь. Тысячи пехотных формаций, видов построения боевого подразделения или роя кораблей, дающие солдатам в руки силовые щиты и тепловые копья, возможность скрывать и получать информацию о противнике и еще массу «плюшек». Расширяющие возможности армии до невообразимых пределов. Но лишь в том случае, когда окружающие придерживаются всех требований высокого календаря и календарная стабильность остается на надлежащем уровне. А такое случается далеко не всегда. Ведь в этом благословенном государстве хватает товарищей, имеющих свой взгляд на календарную проблему. Еретиков. Для гекзархата беда в том, что календарная механика это игра, в которую может играть кто угодно. Низкоуровневая календарная деградация, не угрожающая основам, встречается в государстве чуть ли не каждый день. Но это дело легко поправимое. А вот когда календарная ересь накрывает огромные области, тогда наступают большие проблемы. Вплоть до потери связности между звездными системами составляющими гекзархат. В областях, подверженных календарной гнили не работают двигатели космических судов, а в плане инвариантной технологии, которую можно использовать при любом календарном режиме гекзархат не настолько силен. Расслабились, положившись на экзотику.
Откуда вообще берутся еретики в таких количествах? Дело в том, что под видом гекзархата Ли описывает нам натуральную антиутопию. Формализованное до безумия иерархическое общество, с железными устоями и укладами («шаг влево — побег, прыжок на месте – провокация»), непоколебимыми традициями, жесточайшей дисциплиной, устоявшимися кодексами поведения. Запретом нетрадиционного мышления и новаторских действий. А как вам поминальный праздник с обязательной медитацией занимающей ровно 39 минут, не 40 а именно 39! Да хоть те же ритуальные пытки еретиков возьмите. А такие системы чаще со временем рано или поздно порождают все больше людей, старающихся выбраться из-под этого невыносимого гнета. По-видимому, гекзархат как государство бодрым шагом стремится к периоду упадка и деградации. Обскурации, как сказал бы Лев Николаевич. Вот и лезут еретики из всех щелей, как тараканы.
Пока гекзархат все еще на коне, трещит, но держится. Невзирая на твердую фракционность государственного аппарата, весьма спорную систему для жизни нормальной империи. Каждый житель этого государства может в юности подать заявку на вступление в одну из 6 фракций (может или обязан – этот момент до конца не прояснен). Откровенно силовые – Кел и Шуос, первые натуральная армия, вторые ближе к КГБ. Адан (вопросы культуры) и Видон (полицейско-жандармская). Рахал (законники-юристы) и Нирай (ученые). А ведь когда-то фракций было семь. После испытаний, тестов, показывающих предрасположенность недоросля, кандидат определяется в академию одной из фракций. И лишь после успешного ее окончания (а до выпуска доходят далеко не все) становится членом выбранной команды. Фактически все принадлежащие к фракциям это «государевы люди», эдакие дворяне в их изначальном значении. Благо Ли не замыкает своих героев намертво в рамках выбранной фракции, в этом мире вполне нормальна практика службы членов одной фракции на благо другой. При этом система не запрещает, а даже прямо поощряет соперничество между ними. Как на меня взаимоисключающие постулаты, но автору виднее. В общем, фракционная концепция довольно интересна, и дает обильное поле для дискуссий.
Кстати, о том, что перед нами научная фантастика, описывающая далекое будущее, автор не забывает.
Тут вам и сервиторы – роботы, обладающие искусственным интеллектом, на самом деле уже достигшие уровня полноценного сознания, но тщательно скрывающие это от людей.
И повсеместная субвокализация — мысленная речь. И возможность слияния разумов в коллективный композит. И календарные световые мечи для дуэлей (привет от джедаев!). И даже униформа сама собой чистящаяся и принимающая любой нужный носителю вид – от боевого до официального мундира. Даже игровые карты и масти отличаются от наших. А уж об отлично описанных формационных построениях и разных видах экзотического оружия и говорить нечего. Впечатляет. Весьма приятные моменты, подтверждающие мощную авторскую фантазию.
Да и за концепцию ревенантов, призраков из «черной колыбели» Ли можно накинуть вистов. Это конечно не откровение, но тема встречающаяся в фантастике не так уж часто. Вдобавок она в «Гамбите» хорошо проработана и неплохо описана. Со всеми ограничениями, «заякорениями», отношениями реципиента и донора, способами убийства воскресшего.
И опять кстати, момент с перчатками, без которых некоторые герои «как без рук», встретившийся мне в новой фантастике уже дважды – у Леки в «Империи Радч» и у Сандерсона в фентезийном «Обреченном королевстве». Прям таки витающая в воздухе идея. Ваша версия, откуда ноги растут?
Ну и за новую ересь – демократию, отдельный респект.
Главные герои у Ли проработаны неплохо. Благо их всего двое. Кел Черис – изначально консервативный и верный долгу пехотный офицер, изрядно меняющаяся под воздействием Джедао. И сам Джедао – архипредатель и загадочная личность. Наблюдать за его психологическими играми одно удовольствие. Трикстер? Не исключено.
Кроме них запоминается лишь гекзарх Нирай Куджен – долгожитель и интриган.
А вот экшена в «Гамбите» не густо. После дебютной драки полкниги расставляются фигуры, готовится почва и лишь после экватора начинает происходить какое-никакое внешнее действие.
Также стоит упомянуть «письма из крепости» — заставляющие помнить, что у этого конфликта далеко не одна сторона.
Эрго. Любопытная антиутопическая фантастика, радующая неординарным фантдопущением в виде календарной механики, парочкой дополнительных интересных фишек, дискутибельной фракционной концепцией и знатным немертвым генералом. А вот движухи порой недостает. Как и ярких второстепенных персонажей.