Вадим Арчер «Храм Саламандры. Алтарь василиска». — М.: Центрполиграф, 2001 (Алтари Келлады)
Каменная магия или Старое доброе фентези
«Он приплыл к устью Тиона на многих кораблях, с воинами, их женами и детьми, и высадился на берег Келлады. Кельварн был красив и могуч. Выходя на берег, он был окружен сверкающим ореолом, солнце сияло у него в волосах и на доспехах. Волны лизали ему ноги, приветствуя его, он казался сыном океана, вышедшим из глубин…»
Так описывали легенды прибытие предков нынешних хозяев прекрасного острова на его берега. Их не встречали цветами. Воинственные и кровожадные уттаки сражались с пришельцами как звери (немногочисленные мирные племена, практически под корень истребленные дикарями, сохранились лишь в горной Лоанской долине).
Первому Правителю удалось лишь захватить и удержать плацдарм. Прошло не меньше века, прежде чем уттаков удалось оттеснить в Иммарунские леса.
А еще через двести лет на земле острова родилось Трое Братьев. Эти маги нашли (а то и создали) пять Алтарей Келлады – источников силы, вокруг которых были организованы четыре школы-ордена магов. Зеленый, фиолетовый, красный и оранжевый ордена объединяли потомков пришельцев, способных подчинять энергию. Пятый алтарь – синий – был оставлен местным уроженцам – лоанцам, сред которых волшебников, правда, практически не встречалось.
Также, согласно легенде, Три Брата создали три камня для управления силой. Младший, Лилигрен, создал Синий камень, камень воды. Средний – Оригрен – Красный, или камень огня. Старший — Гелигрен — Желтый, или камень жизни.
Шли годы, и на землях Келлады воцарился мир. Уттаки резали друг друга во глубине сибирск… пардон, Иммарунских чащоб, оставаясь тем не менее пугалом, не дающим потомкам Кельварна скатиться в междоусобицы. Хватало ссор и дворцовых интриг, но гораздо чаще пришельцы с моря жили обычной мирной жизнью. Работали, влюблялись, женились и растили детей.
Со времен Высадки прошло уже пять веков, а в семье босханского оружейника, появился на свет сын, которого назвали Каморрой. Мальчик стал магом ордена Саламандры, потом скатился до грабежа, и был исключен из ордена. Он оказался способным магом. Слишком способным. Уйдя на север к к уттакам, Каморра нашел в Иммарунских лесах еще один алтарь, Белый.
Через несколько лет пошли слухи о создании нового магического ордена – Василиска, с помощью которого мятежный маг уже пробовал перекрыть силу ближайшего Оранжевого алтаря. Под руку босханца стали стекаться не только недовольные маги, но и все негодяи острова. А главное, Каморре удалось объединить уттаков.
Призрак большой войны навис над просторами Келлады. Именно в этот момент вновь выплыл на свет синий кристалл Лилигрен. Камень, сразу до зарезу понадобившийся новоявленному магистру ордена Василиска.
На счету Вадима Арчера, писателя (по другим данным писательницы) из Нижнего Новгорода, всего семь книг (если считать «Алтари Келады» одной книгой, как в 1996 — шесть). Информации об авторе (особенно если учесть, что Арчер почти наверняка псевдоним) – ноль. Эта фамилия никогда не стояла вровень с мэтрами писательского цеха, но определенная, причем немалая, известность у автора на границе веков вполне имела место быть.
В свое время я это имя пропустил напрочь, добравшись до творчества Вадима лишь спустя полтора десятка лет после их написания.
Больше всего положительных отзывов я встретил о «Выбравшем бездну», но упорно пошел своим путем, начав с «Алтарей».
А давненько, я вам скажу, не попадалось мне классической фентези. Мечи там разные, магия, коварство, интриги, ну вы в курсе. Пожалуй, после Аберкромби и не попадалось. Но Джо парень молодой, а сейчас, знаете ли, модно, чтоб персонажи не злые и не добрые, а такие, что цвета без пол-литры не разберешь. Серые, одним словом. Почти как настоящие люди.
Но если вспомнить историю, раньше мы ценили фентези не за это. А вовсе даже наоборот. Чтоб если злец, так за версту видать, а если белый герой или волшебник, чтоб от света глаза слепило. От суровых будней мы так уходили. Эскапизмом занимались.
Так вот «Алтари» родом как раз из ранешнего времени, середина 90-х, знаете ли. Эпоха первичного накопления капитала.
Вот и убегал читатель от бандитского беспредела и обрушившейся системы, на далекий вымышленный остров.
Где всех проблем — толпы людоедов, да хитрый, властолюбивый колдун.
«Алтари Келлады» — книга простая и незамысловатая. Есть враг и есть друзья. Есть подвластная тебе (пока) магия и противник, стремящийся стать ее единственным господином. До всего можно дойти своим умом и способностями. Все проблемы решаемы, нужно только приложить достаточно усилий. И даже крестьяне из богами забытой долины, могут оказать влияние на судьбы острова.
Герои, как и положено, четко делятся по цветам, позволяя читателю отдохнуть душой от подлости и двуличности реального мира.
Центральных положительных героев в начале книги двое. Молодой любознательный маг Альмарен, получивший жезл ордена Феникса, но не ставший почивать на лаврах. А отправившийся в путешествие к другим алтарям, стремясь познать их силу и найти перевод очень заинтересовавшей его книги.
И безымянный до поры Магистр ордена Грифона, ставший другом и наставником юному Альмарену. Персонаж опытный, повидавший жизнь и несущий в себя некую трагическую загадку.
Именно им предстоит отыскать украденный Синий Камень и разобраться, зачем он так понадобился самозваному повелителю уттаков.
Главный злец, Каморра, описан очень кратко и скомкано. Это жутко властолюбивый, хитроватый, невоспитанный, не очень далекий человек, которому достались неплохие магические способности и полное отсутствие моральных принципов. Аж никак не Саурон, но жителям острова от этого не легче.
Среди его подручных надо отметить неуловимого шпиона Кеменера, явного идейного представителя следующего века, знающего цену информации.
Также сложно позабыть щеголя и сибарита Скампаду, человека вроде не злого, но прагматичного до подлости. При этом способного на добрые поступки, но не от общего альтруизма, а скорее наоборот. От эгоизма. По принципу: «вокруг меня должно быть тихо и уютно». Тоже, знаете ли, позиция. И не худшая.
Забавно поданы аллюзии на открытие нашего Нового Света. Тут вам и дикари-людоеды, правда, вроде не краснокожие, и экспедиция из-за моря (Кельварн, Кортес). И долгое продвижение фронтира. И форты, становящиеся городами и замками. Вот только у американских индейцев своего Каморры не нашлось.
Система магии в книге не отличается особой оригинальностью (вода-огонь-жизнь, а также их комбинации), но, во-первых, неплохо продумана. А во-вторых, интересно реализована с помощью алтарей, снабжающих энергией своих падованов, и способных воздействовать друг на друга.
Что удивило – лихорадочная скорость постижения волшебства в этом мире. Тот же Альмарен на начало книги полноценный маг одного ордена и подмастерье другого. А лет ему не намного больше 20.
В упрек Алтарям можно поставить излишнюю неторопливость завязки, первые страниц 200 вышли крайне размеренными и плавными. Лишь после начала войны действие приобретает некую живость, разгоняя интригу и увеличивая интерес к происходящему.
А также вскользь описанные сражения, и общую неровность романа. Удачные отрезки сменяются скучноватыми, затянутыми описаниями. А живые и драйвовые сцены вялыми и снотворными кусками.
Эрго. Не шедевр, но поностальгировать забавно (все же надо было начинать с «Выбравшего бездну»). Типичное фентези середины прошлого десятилетия. Для тех, кто хочет отдохнуть душой от современной фентезийной чернухи и чересчур приближенных к жестокой реальности фантмиров. И никаких вампиров!