Вскипает, как волна, или Пять танкистов без собаки
Апрель 1945 года. Западный фронт. Германия.
Экипаж американского танка «Шерман», в составе опытного сержанта Кольера (Питт), наводчика Бойда (ЛаБаф), механика-водителя Трини (Пенья), заряжающего Грэди (Бернтал), после гибели своего стрелка-радиста, получает пополнение.
В лице писаря из штаба Нормана (Лерман) — паренька, у которого еще молоко на губах не обсохло.
Командир танка Кольер, пообещавший танкистам, что те доживут до конца войны, берет над новеньким шефство. Демонстрируя пацану все прелести мировой бойни, и ускоренно растя из него настоящего солдата.
Нацистская Германия бьется в агонии, конец войны не за горами, но немецкие войска продолжают безнадежное сопротивление, убивая союзников, и умирая сами.
И не понятно, сможет ли Кольер в оставшиеся фронтовые дни, сдержав обещание, уберечь свой экипаж.
Тем более если встанет выбор между жизнями единиц, и жизнями сотен.
Голливуд периодически вспоминает о Второй мировой, и решающей роли доблестных американских войск в победе над фашизмом.
Иногда выходит полный глянцевый «ура-патриотичный» бред, иногда нам показывают почти вменяемое кино.
Fury разместился гораздо ближе ко второй категории, но не смог уберечься и от недостатков первой.
В чем «Ярость» обвинить сложно, так это в глянцевости. Лента вышла впечатляюще натуралистичной, и не особо заботящейся о рейтингах.
Грязь и кровь, растерзанные трупы на дорогах и виселицах, крики раненных, разрушенные, дымящиеся города.
Озлобленные, грубые американские солдаты, не отказывающие себе в удовольствии расстрелять пленного без суда, хорошенько приложиться к бутылке, или за пару сигарет купить любовь ближайшей немки.
Отчаявшиеся гражданские, дети с фаустпатронами, запуганные, забитые женщины.
Ярость схватки, и усталое добивание врагов. Свистящие пули, трассы очередей, взрывы и смерть. Смерть на каждом шагу. В каждый миг.
Атмосферненько. Не отнимешь.
Вот уж кому война отнюдь не мать родна, так это всем, кого мы видим на экране.
Хотелось задать только один вопрос.
Что бы сказали уважаемые американские солдаты, доведись им столкнуться с немецкой армией не в апреле 1945 (или в июне 44-го), а году эдак в 1941-43-м.
Когда не дети держали в руках оружие, а профессиональные солдаты (позднее оставшиеся в земле СССР). И немецкий танк не выглядел неожиданным сюрпризом, а был обычной данностью. И сотни «наших» самолетов не вылетали против пары-тройки германских истребителей, а шли в жесточайшие воздушные бои. А выигравшая их авиация с удовольствием перемалывала вражеских солдат и технику с землей.
Когда Германия не ложилась под ноги усталой, обескровленной, пускай местами строптивой фройлян, а находилась на пике своего могущества, обезумевшей валькирией желая покрыть весь мир.
А весной 1945-го все выглядело по-другому.
Полное превосходство союзной авиации. Обалденной красоты кадр с тучей американских самолетов, которым навстречу вылетает десяток немецких. И это под комментарии: «задайте им жару». Да уж, тяжело было бы не задать, при таком соотношении.
Практически полностью закончившиеся немецкие бронетанковые войска. Один единственный тигр воспринимается как божья кара и доставляет кучу проблем. А если бы их было два? Не говоря уже о десятке? Сбросили бы американцев обратно в море?
Разложение германских войск, дети в форме, героический сопливый фолксштурм.
В общем, от войны все уже порядком устали.
Среди этих «всех» и экипаж танка под названием «Ярость».
Рулит среди них, конечно же, Брэд Питт, со своим Боевым Папашей. Слуга царю, отец солдатам. Их тех сержантов, на которых стоит любая армия. Если надо город возьмет. Если надо взводом покомандует. Если надо, дивизию спасет.
При этом у него есть грань, которую он демонстрирует подчиненным и сослуживцам: уверенность, сила, почти легендарная сила духа.
А есть та, которая выплывает наружу в одиночестве: боль, дикая, смертельная усталость и тяжелейшая ответственность.
И совмещаются они на диво гармонично.
Все-таки Питт хороший актер, без дураков.
Вторым по силе образом, я, как ни странно, назову Святошу в исполнении Шайи ЛаБафа. А мальчик-то, оказывается вырос. Совсем недавно суматошно бегал от нарисованных роботов, а теперь вона какие работы выдает.
Бойд переполнен недоумением, отчаянием и болью. Человек искренне верующий, видящий вокруг себя то, во что превращаются люди, созданные по образу и подобию Божьему. Человек, который уже не в силах смотреть на их деяния. Человек, ожесточившийся, но отчаянно цепляющийся за веру в милосердного Господа, как за хрупкую соломинку.
А мимика, а взгляд! Неожиданно хорошо, Шайа-то молодец, растет!
Также неплох Джон Бернтал, ворвавшийся в киношную элиту ролью в «Ходячих мертвецах». Его Грэди груб, быковат, несдержан и вспыльчив. Такого вряд ли кто-то захотел бы видеть среди друзей. Зато среди боевых товарищей, надежно прикрывающих спину – вполне.
О Майкле Пенья, к сожалению, сказать практически нечего. Он тут, похоже, для галочки, как национальное мексиканское меньшинство.
А что же наш Логан Лерман, от обилия которого на экранах уже потихоньку начинаешь уставать?
Наивный писарь из штаба, с широко открытыми глазами, впервые попавший на передовую. Перепуганный, терзаемый моральными дилеммами. Образ интересный, и сыграно в целом терпимо. Терпимо, но не больше. Хотя я даже не знаю, кто из западной молодой поросли справился бы с этой ролью на «5». Как-то сложно у них с юными гениями.
Ваши варианты?
В общем, с тем, что экипаж теряется на фоне своего командира, я не соглашусь. Извините.
И, конечно же, нельзя не отметить визуальную «картинку» ленты. Атмосферную, мрачную и тягучую на ощупь, залепленную грязью, залитую кровью, перечерченную трассирующими пулями, криками умирающих и молчанием мертвых.
Картину войны.
Теперь, как всегда о грустном.
Среди вызвавших вопросы, в основном технические, боевые моменты. Но согласитесь, общему восприятию ленты такие прорехи в военном фильме отнюдь не способствуют.
Почему немцы первый выстрел всегда делают в молоко? Кроме ситуации с танком лейтенанта, но тут как раз все сюжетно понятно.
Казалось бы, тщательно замаскированные пушки, с подготовленной обслугой, перед этим вроде и стреляли неплохо. Бабах! В белый свет, как в копеечку.
Скажу вам по секрету, такая фигня случится не один раз. Разве что экипаж Тигра постоял за честь вермахта.
Почему командиры американских танков, идущих в атаку, принципиально не залазят под броню? Религия не позволяет? Законы чести? Или они «сохранились» перед боем? Ожесточенный пулеметный огонь, залпы орудий, автоматная стрельба, а им пофигу! Торчат из люков, как болванчики, командуют.
Хватает недоработок в разговорах героев. Изрядно режут ухо искусственные словесные конструкции, типа: «Крыса тыловая», «мы своих не бросим», «задайте жару этим ублюдкам». Если уж у вас все так антуражно, то и к диалогам надо было подойти с большей вдумчивостью.
Позабавил магически меняющий объемы танк, изнутри выглядящий намного больше чем снаружи. Все понятно, актерам как-то в нем передвигаться надо, но все равно забавно.
Но больше все претензий к финальной битве.
Ну зачем вы сделали элитные части СС, тем более полные боевого духа, тупыми оловянными солдатиками, способными лишь на примитивное, в основном лобовое наступление на одинокую, неподвижную цель?
Такое впечатление, что немецкие солдаты умирают не от пуль, а от стыда. Облегченно закрыв глаза, чтобы не видеть больше этого маразма в исполнении своих товарищей.
А уж их офицеров в первые пол-часа надо было расстрелять за вредительство. Кто так командует?
Стыдно, господа, настолько подыгрывать хорошим парням. Стыдно.
Эрго. Неплохая, до одури антуражная военная лента с крепкими актерскими работами, подпорченная слишком вольным обращением с логикой боевых эпизодов.
Режиссер: Дэвид Эйр
В ролях: Брэд Питт, Шайа ЛаБаф, Логан Лерман, Джон Бернтал, Майкл Пенья
Смотрела пару месяцев тому назад . Нелогичность боевых эпизодов, простите, осталась незамеченной. Восприняла фильм как драму 2-ой мировой , где каждое
действующее лицо обозначено и сыграно ярко.