Гимн людскому безрассудству или Смертельное хобби
Джомолунгма. Высочайшая точка планеты. Ростом почти 9 километров. Ночная температура до минус 60-ти по цельсию. Ветра скоростью до 55 метров в секунду. Разреженный воздух, недостаток кислорода. Бездонные расщелины, огромные ледяные валуны и сметающие все на своем пути снежные лавины.
Не самое комфортное место на земле.
Точнее скажем одно из самых некомфортных.
Ну как же царю природы не ответить на такой вызов?
Сперва Эверест штурмовали профессионалы. Альпинисты, годы положившие на повышение своего мастерства скалолазания.
Затем, в 1992 году некто Роб Холл (Кларк) открыл шкатулку Пандоры, организовав первый коммерческий тур для всех желающих.
Всех, кто в состоянии выложить круглую сумму (не один и не два десятка тысяч долларов), и настолько не дружит с головой, чтобы претерпеть немалые лишения ради попытки взобраться на самую высокую вершину земли.
Четыре года все шло как по маслу. Ни едной жертвы.
Но затем наступил роковой 1996-й.
К тому времени у Роба появились конкуренты, и на склонах Джомолунгмы началось настоящее столпотворение. Около 20 экспедиций одновременно, в частности одна под руководством бескрышного Скотта Фишера (Джилленхол).
Не метро в час пик конечно, но для Эвереста несколько многолюдно.
Мало того, что альпинисты наступают друг другу на пятки, и неизбежные при такой толпе случайности начинают накладываться одна на другую. То веревку вовремя не протянут, то баллоны с кислородом не туда положат. Так еще и погода, в начале восхождения вполне лояльная, показывает свою истинную горную сущность.
А значит и без того нелегкое восхождение превращается в смертельную гонку.
Альпинизм очень романтичное и весьма специфическое занятие.
+ Крайнее напряжение всех сил. Борьба с суровой природой. Бескрайние просторы, открывающиеся с вершин. Посещение мест, где до тебя побывало минимум народу. Сбрасывание оков обыденного мира.
— Долгое и унылое карабканье по камням или льду. Обморожение и воспаление легких. Неспособность поднять голову от усталости. Немалые финансовые траты.
+ «Парня в горы тяни… там поймешь кто такой», «альпинистка моя», высшее ощущение свободы, испытываемое на верхотуре.
— Милая привычка альпинистов при сложных восхождениях не обращать внимания на умирающих коллег, лежащих сбоку от тропы. Мол, потерял подвижность – уже труп. Хотя и дышишь. Плюс с маршрута никто не сходит – слишком опасно. Что уж говорить о телах погибших, которые так и валяются в снегах, десятилетиями встречая добрым оскалом своих последователей.
Но даже этот с позволения сказать спорт имеет свои градации. Одно дело сходить в горный турпоход, и без особых подвигов погулять по красивым местам, собирая ягоды. Или даже полазать по стенам, изображая из себя молодого горного муфлона.
Другое — плестись на высоту 9 километров, замерзнув по дороге почти до смерти, секунду постоять на вершине, и в сопровождении вьюги, не видя ни зги, спускаться обратно.
Попахивает нездоровым извращением. Еще и за 65 штук баксов по ценам 96-го года. М-да. Это богатая Кузенька с жиру бесится, счас побесится, и баиньки пойдет.
В общем, как вы поняли, альпинизм вызывает у меня довольно противоречивые чувства.
Как и картина Бальтасара Кормакура.
Природная стихия в ленте показана на высшем уровне. Суровая красота гор. Белоснежное сияние ледников. Снеговая дымка над пиками. Ураганный ветер и ослепляющий буран. В общем, Джомолунгма выступает полноценным героем картины.
Основные съемки проводились в итальянских Альпах, и частично в Катманду. На вершину, конечно, никто не лез, но до 5 километров съемочная группа поднималась. Не совсем понятно, как делались столь подробные панорамы Эвереста сверху, если там вертолеты не летают. Неужто дельтапланы? Или исключительно компьютерное моделирование?
Да, нам почти час показывают героев злосчастной экспедиции во время подготовки. Знакомят с ними, вещают о мотивах (как обычно: «я человек, я гордый-смелый», или «вырваться из-под гнета обыденности»), вводят зрителя в круг их общения, делая его буквально членом семьи.
В принципе это работает. Не со всеми, но работает. По крайней мере, в отношении Роба сопереживание и сочувствие цветет и пахнет.
Тут многое зависит от типажа, и от отличной работы Джейсона Кларка, конечно же. Холл человек уравновешенный, спокойный, крутой профи, и вообще «слуга царю, отец солдатам». Но мало заявить режиссерским произволом: «Роб – хороший человек». Нужно еще сделать так, чтобы зритель это увидел. И Кларк справился с заданием на «отлично». Его персонаж никто не отказался бы заиметь в друзья. Сила, мужество, забота о товарищах, команде и клиентах, поддержка и готовность пойти на многое (иногда даже слишком многое) ради их интересов.
Что на самом деле произошло на Южном склоне, и как развивалась ситуация, мы уже никогда не узнаем. Но в реконструкции Everest создатели ленты буквально криком кричат, взывая к будущим инструкторам: не ведитесь на сочувствие, на требования, и психологические «бзыки» подопечного, когда вам угрожает вполне реальная физическая опасность. Не надо. Психику можно починить. А вот смерть непоправима.
Вдобавок это самое сопереживание так шикарно работает только в случае с Робом, да, пожалуй, с Дагом (Хоукс). В отношении к Беку Уэзерсу (Бролин, обзор творчества тут http://perekat.kiev.ua/человек-в-черном-с-железной-хваткой-св/) и Скотту Фишеру (Джилленхол) сочувствие активно борется с раздражением. Бек сперва ведет себя слишком нагло, и даже когда со временем исправляется, осадочек все равно остается. А Скотт показан чересчур «оторванным» мужиком, из серии «как он до сих пор жив то?». Да и со здоровьем, как для профи-альпиниста, обходится чересчур вольно.
Кстати в реальности у большинства из людей, показанных нам в фильме, был опыт восхождений, причем немалый. Тот же Даг Хансен покорил до Эвереста четыре других восьмитысячника.
Так что в целом задачу заставить зрителя жутко переживать за «своих соседей» создатели ленты решили.
Но все это работает ровно до той поры, пока не вспоминаешь, что герои полезли на эти галеры самолично и без малейшего принуждения.
Они не защищают своих родных от коварного врага. И судьбы родины от их действий не зависят. Не спасают попавших в беду. Не занимаются научными изысканиями. Даже спортивным состязанием это восхождение не является.
Они просто «бросают вызов природе».
Бросили? «Ответку» поймали?
Вот и не жалуйтесь.
Эрго. Лента, отличающаяся красивым показом гор и тщательной работой, направленной на создание сочувствия к героям. Сочувствия, должного заставить позабыть о том, что герои сами полностью виноваты в своих горестях.
Режиссер: Бальтасар Кормакур
В ролях: Джейсон Кларк, Джош Бролин, Джон Хоукс, Робин Райт, Эмили Уотсон, Кира Найтли, Сэм Уортингтон, Джейк Джилленхол, Анг Фула Шерпа, Томас М. Райт, Мартин Хендерсон, Том Гудман-Хилл, Шарлотта Бювинг, Пемба Шерпа, Эми Шиндлер, Саймон Харрисон, Крис Райлли, Наоко Мори, Майкл Келли, Тим Дантей