Обреченная сделка с дьяволом, или Самая стеснительная «крыса» Бостона
Уайти Балджер (Депп) долгое время слыл одним из самых авторитетных и опасных преступников Бостона.
Одним из.
Но ему было нужно больше. Гораздо больше.
Посему когда агент ФБР Джон Коннолли (Эдгертон), выросший в одном районе с Балджером, предложил тому защиту Конторы, взамен информации, тот сомневался недолго.
Время шло. Вроде все были довольны, ФБР получает информацию об итальянской мафии, Балджер полностью прикрыт от правоохранителей.
Вот только с каждым месяцем Уайти набирал в городе все больше и больше веса. Вел себя все наглее и наглее.
И уже не совсем понятно, кто кого использует, и кто получает больше выгоды от этой сомнительной сделки.
А значит бомба, заложенная под ситуацию совместными усилиями Коннолли и Балджера, скоро рванет.
Количество головорезов, прославленных голливудским кинематографом, уже давно перевалило за сотню. Будто мало их «подвигов» в реальности, они вновь и вновь получают второй шанс показать себя миру.
Черные и белые, толстые и поджарые, сообразительные и не очень. Стройные ряды гангстеров, широко улыбаясь, шагают с киноэкранов в объятья зрителей.
Не удержался и Джонни Депп (обзор творчества тут http://perekat.kiev.ua/великий-чародей-большого-экрана-воро/). Актер, уже игравший бандита, а конкретно Джона Диллинджера, решил вновь отправиться на эти галеры.
На этот раз изобразив безжалостного бостонского преступника 1970-1980-х, на счету которого 11 убийств плюс организация еще 8, не считая мелочей типа наркоторговли или вымогательств.
Сюжет основан на книге Дика Лера и Джерарда О’Нила «Черная месса: правдивая история о дьявольском союзе ФБР и ирландской мафии».
В принципе понятно, что именно привлекло незаурядного артиста в истории Балджера.
В отличие от обычных криминальных байопиков, полностью сосредоточенных на личности конкретного душегуба и в лучшем случае делающих реверанс в сторону его главного противника и эпохи, Black Mass выстроен по другому.
Первейший и основной вопрос, подымаемый лентой – проблема сделки с дьяволом. Допустимо ли для достижения своих целей идти по пути потворствования «меньшему злу»? Может ли выйти что-либо хорошее из закрывания глаз на преступления? Способен ли человек, даже ведомый благими целями, не запутаться в паутине криминала и лжи?
Все эти моменты, о которых размышляешь по ходу фильма, становятся основным достоинством «Черной Мессы».
А вот воплощение идейного посыла вышло далеко не идеальным.
Немало логических вопросов к постановщикам и сценаристам.
Где отношения ГГ с конкурентами и властями? Он что в вакууме находится? Все что мы слышим, это о его непомерных тратах на взятки. Заплатил, и спи спокойно? Не думаю, что все так просто. Неужто настолько легковерные и неумные люди работали в ФБР Бостона? Хотя если учитывать ту же фразу о размере отступных, регулярно поступающих в офис этой уважаемой организации, можно подобрать иной эпитет. Чем занимались остальные правоохранительные структуры? Почему Уайти вещает одно, а делает другое? Например, учит сына проводить свои дела так, «чтобы никто не видел», а сам наглеет до беспредела на глазах у всех?
Напряжение лента, в общем, поддерживает, но на часы все равно периодически поглядываешь. Полного вживания в мир картины и безоглядного увлечения происходящим не получается.
И главный момент, который не понравился в картине – нет развития образа Балджера. Изменения, которые озвучивает один из банды Winter Hill, мол после смерти сына Уайти стал другим – остаются лишь словами. Нам с самого начала предъявляют его уже полностью состоявшимся поддонком, психопатом, готовым на что угодно.
Точнее заявляют его таким, ведь сцен, в которых Балджер проявляет свою звериную натуру, неуравновешенность и безжалостность, на самом деле немного.
В большинстве нам показывают бесстрастного невысокого мужичка с ужасной кожей. Кстати имело бы смысл заявить, отчего Уайти так паршиво выглядит. Подразумевались годы в Алькатрасе, болезнь, или увлечение ЛСД? Особенно забавно смотрится в свете того, что реальный Балджер до сих пор жив, разменяв уже 8-й десяток.
Почти нет ощущения сжатой пружины, внутренней силы, способной держать в подчинении весь город, и десятилетиями водить за нос ФБР. Мало хищного зверя, просто обязанного быть в бандите такого масштаба.
Как вы уже поняли, игра Деппа в этой ленте смотрится довольно неровно.
Есть одна сцена, сделанная действительно на высшем уровне (обед у Коннолли), и пара-тройка ярких нервных срывов, связанных в основном с доносчиками. Вот такой у нас стукач – жутко не любит конкурентов, стесняется, наверное. Стрельбу на парковке хотя бы вспомните. Стрельбу, которая вдобавок говорит о чрезмерной наглости персонажа и неспособности держать себя в руках.
Вот умение улыбаться жертве, вонзая нож в спину, и не меняя при этом выражения лица, производит сильное впечатление.
Допустим, жители Бостона к моменту, описанному в фильме, уже хорошо знали, что на самом деле представляет собой этот мужичок. Но зрителю имело бы смысл объяснить поподробнее. Зацепить становление Уайти, сделать больший акцент на борьбе за влияние и криминально-лидерских качествах.
Заставить нас почувствовать себя в шкуре добропорядочных бостонцев.
А так…
Наличие жутко загримированного Деппа, амбициозного Коннолли попавшего как кур, в ощип, одной сильной сцены и парочки интересных моральных поворотов, конечно, добавляет ленте вистов, но для того, чтобы войти хотя бы в серебряный фонд криминального кино, этого маловато.
Эрго. Криминальный байопик, выделяющийся акцентом на моральный выбор при борьбе с преступностью, между делом позабывший о раскрытии темной сущности главного героя.
Режиссер: Скотт Купер
В ролях: Джонни Депп, Джоэл Эдгертон, Бенедикт Камбербэтч, Кевин Бэйкон, Джесси Племонс, Питер Сарсгаард, Кори Столл, Дакота Джонсон, Рори Кокрейн, Дэвид Харбор, Адам Скотт, Джулианна Николсон, У. Эрл Браун, Билл Кэмп, Джуно Темпл, Марк Махони, Брэд Картер, Скотт Андерсон, Лонни Фармер, Мэри Клуг