Свободные народы Средиземья, объединяйтесь! Тьма снова сгущается над нашим домом, или Гуртом и гоблинив легше быты
История о походе «Туда и обратно» подходит к концу. Дракона ждет встреча с хозяином Черной стрелы. А остальных участников кровавая битва, до конца которой доживут не все.
Итак, очередное путешествие в Средиземье завершилось. Завершилось достойно. Еще два с лишним часа мы полюбуемся на танец Смога над пылающим Эсгаротом, волшебные пейзажи, полюбившихся героев и финальную сечу.
Ощущения после фильма отличные.
Нам покажут безумную отвагу, верность долгу, искреннюю дружбу и пылкую любовь. Героический эпос, способный стать для не читающей нынче молодежи тем, что сформирует ее характер. Характер людей, знающих, что такое добро и зло, дружба и поддержка, доблесть и честь. Людей, пожелающих узнать, как все было описано у Толкиена, и, возможно, вернуться к чтению. Занятию, отлично формирующему «человека разумного».
Невзирая на отдельных тараканов в башке (связанных в частности с Гондором и Эсгаротом), Джексон молодец. Параллельно Средиземью Профессора он создал киношный вариант нашего любимого мира, дополняющий и развивающий своего прародителя. Вариант, закольцовывающий киноисторию третьей эпохи, и плавно подводящий зрителя к «Властелину Колец». И тонко намекающий о необходимости его пересмотреть.
Итак, кто же нас ждет.
— Мятущийся Торин (в качественном исполнении Армитеджа), поддавшийся худшим гномьим качествам, но в нужный момент таки нашедший силы переломить себя. Обратите внимание на сцену с желудем, эдакое недолгое возвращение Торина из первой части. А Ричард то вполне стоящий лицедей, как у него взгляд менялся.
Вот только почему гномы, выходя из Горы, доспехи сбросили? С голым пузом воевать идейнее?
— Мизантроп Трандуил, который, как оказалось, не любит не только гномов. Он ко всем живым существам относится с высокомерным презрением. Но даже этот светловолосый сноб, не позволил себе подставить гномов второй раз, и вспомнил, наконец, что он все же светлый эльф (хоть и с изрядным опозданием).
И все-таки какой-то он слишком гламурный.
— Шикарный Леголас, вновь показавший чудеса паркура, и эльфийского боевого мастерства. Кто его все-таки учил? И почему остальные перворожденные прогуливали эти уроки?
— Интересный Бард, проявивший нехилые лидерские и отцовские качества.
Эванс потихоньку выходит на новый актерский уровень.
А также встреча со старыми знакомцами, волей Джексона оказавшимися там, где отродясь не бывали.
Не обошлось, конечно же, без комика, которым в этой части стал Альфред, заместитель бургомистра Эсгарота. Причем Альфред фактически единственный негативный герой из светлых. Я очень удивился, когда его образцово показательно не наказали. Может в режиссерке?
В общем, практически все персонажи на уровне. Жаль Бильбо маловато.
И, конечно же, не обошлось без продолжения любовной линии, вызвавшей бурю возмущения еще после второй части. Для людских персонажей эта самая линия была бы вполне адекватной. Типичный мезальянс. Злой король, не дающий влюбленным быть вместе. Царевич, в качестве третьей стороны. Но с участием эльфов смотрится диковато. Джексон не потрудился изучить отношение толкиеновских эльфов к любви.
Это люди могут влюбляться, разлюбляться, изменять, сомневаться в искренности чувств и заниматься прочей фигней. У эльфов любовь это очень серьезно. Причем даже Эру с ним, гномом (хотя это полный маразм, точнее скажем мягко – прецедентов не замечено). Но если уж Тауриэль у Джексона сподобилась влюбиться в дитя Ауле, запрещать ей что-либо бессмысленно. Совет им да любовь. Иначе зачахнет барышня ни за чих собачий. Соответственно, реакция Трандуила – бред.
Теперь от частного перейдем к общему.
Серьезных претензий к ленте практически нет, но есть некоторое количество вопросов. Некоторые моменты оставили ощущение недосказанности, а некоторые места, описанные у Толкиена, Питер, по своему обыкновению, показал вразрез с книгой.
С другой стороны эпизоды у Дж.Р.Р. поданные вскользь, Джексон расширил, углубил и заставил играть новыми красками.
Разберем и те, и другие.
Внимание! Дальше воспоследуют спойлеры.
С началом все в порядке, разве что позабавил способ, каким Бард отправил в полет Черную стрелу, да то, что кроме Лучника никто в Эсгароте не встал на защиту города. У Профессора обороняли Эсгарот гораздо активнее.
А вот спасение Гэндальфа стало одним из наиболее ярких примеров творческого подхода режиссера к истории Средиземья.
Оставим за кадром, что по книге Серый маг вообще не попадал в плен в Дол-Гулдуре. И Девятки там не было и близко, ребята были заняты в Минас-Моргуле. А вытеснение Саурона выглядело абсолютно обыденно: «Мы выступили, он разыграл паническое бегство, и тут же оказался в свое исконной Черной крепости».
Но если отбросить эти нюансы, спасательная операция вышла эпичной и красочной. С привлечением лучших из луших.
Вот только справились бы даже эти лучшие с полным отрядом Кольценосцев? И смог бы Саурон, отнюдь не находящийся в лучшей форме, на щелчок пальцев поднять назгулов после развоплощения?
Дальше дело покатилось к битве, которая, как и предполагалось, заняла большую часть картины. К ней и вопросов больше всего.
Многовато отсебятины.
Развалины Дэйла в книжной Битве пяти воинств не фигурировали совсем. Все происходило в долине и на отрогах Горы.
Эльфы не минуты ни раздумывали о том, вступать ли в бой, и конечно, не собирались уходить до ее завершения.
А окончательный перелом в сражении внесли даже не орлы, а товарищ Беорн, лично растоптавший Больга, предводителя гоблинов (все помнят, что у Профессора Азог давно погиб?).
Причем, троллей под Одинокой горой не было в помине, зато варгов присутствовало в избытке.
Но то такое, захотелось Джексону, чтоб народ подрался в живописных руинах, и нехай.
Вот только зачем туда лезли орки, не закончив сперва дело на равнине?
Кстати, а куда делись ненужно-загадочные камнееды, секунду назад пробившие большие тоннели, через которые тут же побежали толпы гоблинов. Телепортировались обратно на Арракис, откуда они родом, если судить по внешнему виду?
— Почему так мало уделено внимания собственно битве (в процентном отношении), а не отдельным поединкам ключевых персонажей? Где виды из глаз, кадры, показывающие мясорубку изнутри, от первого лица? Почему все снято с одной средней высоты, из одного положения камеры, не считая редких общих планов?
— Почему режиссер не подумал о конкретном сходстве доспехов гномов и крупных орков? Это сходство вносит изрядный сумбур в восприятие, особенно на «общаках». Кто бежит, куда бежит, где наши, где вражья сила? Разобрать сложновато.
— Почему он дал такой ничтожный акцент на использовании боевого строя, который в большинстве случаев давал преимущество людям и эльфам над орками, воюющими толпой. Строя, всегда повышающего шансы на победу, того, кто его использует. Строя всегда отлично выглядящего в кадре.
А так нам покажут эльфов, умеющих красиво вертеться вокруг своей оси, но как только дело дойдет до боя, напрочь забывающих о построении, и бросающихся вперед как мужики в кабацкой драке. Хотя первое их вступление в бой вышло весьма впечатляющим, не поспоришь.
Да гномов, способных четко поставить стену малепусеньких щитов, и один раз согласовано ударить копьями, но сразу после этого опять-таки напрочь теряющих строй. Даже обидно как-то за подгорных воителей. Понятно, что хирд это не к Толкиену, а к Перумову, но все равно гномы и качественный боевой строй уже давно стали синонимами.
Представьте, как было бы красиво, если б режиссер все же заставил своих персонажей действовать так, как рекомендует история боевого средневекового искусства. Песня бы была, а не сражение!
— Дальше, почему эльфы не стреляли???!!! С их скоростью и меткостью, они выкосили бы половину гоблинов до начала столкновения. А так к Трандуилу, как полководцу поднакопилось вопросов. Имея столько первоклассных лучников, их не использовать? А он не вредитель, часом? («Я давно антиресуюсь, Ты не засланная к нам?»).
И вообще эльфы как бойцы в этой части не особо впечатлили. На фоне того, что вытворял Леголас, остальные его сородичи выглядят бледновато.
— Посмешили эсгаротцы, героически (и не без результатов) «рубящиеся» с полностью задоспешенными орками. Джексон вообще в курсе, что доспех сам по себе очень мощное оружие, и человек в рубахе, затесавшийся в драку доспешных – обречен. Любой удар латной рукавицей, наплечником, локтем, шлемом – почти гарантированная рана или перелом.
Кстати, никакого табора под Одинокой горой в книге не было. Сюда из сожженного Эсгарота пришли только воины, и способные держать оружие. Женщины, старики и дети занимались подготовкой к строительству нового города на озере.
Из той же серии нерифмованного бреда мечники, наносящие лихой рубящий удар по грудине кирасы (а таких ударов нам покажут с лихвой). Без толку, лишь мечи тупить.
— Какая-то странноватая судьба у троллей в этом сражении. Эти аналоги танков, практически не убиваемые в ВК, тут чересчур легко отправлялись на тот свет. Особенно в сцене выхода Торина. Кто подстрелил первую линию троллей? Илуватар? Да и к Азогу есть претензии. Ты как катапульты использовал, горе-стратег? Чем тебе стены Дэйла мешали?
В общем, от сражения такого уровня, скажем честно, ожидалось большего. Многовато попсы и уйма неиспользованных возможностей.
Да, кстати. Все же в Джексоне явно умер зоолог. Каких только зверушек не используют герои в качестве ездовых. И наконец-то нам показали боевые качества Трандуиловского лося. Мощно.
В общем, есть о чем подискутировать. Но достоинств лент Джексона это никоим образом не преуменьшает. А может и увеличивает.
Эрго. Смотреть обязательно, по возможности на большом экране. Достойное завершение эпической саги. Правда, как всегда не без недостатков и спорных моментов.
P. S. И где же коронная фраза Бильбо: «Все-таки, пожалуй, это победа. И унылая, однако, это вещь»???
P. S.2 Что ж ты, Леголас, папаню не слушал? Сказали ж тебе синдаринским языком, познакомься с Бродяжником. А ты чем занялся?
P.S.3 По мелькнувшей в сети информации Джексон договорился с Кристофером, что больше экранизаций Толкиена не делает. Если так – искренне жаль.
обзор первой части Хоббита читайте тут http://perekat.kiev.ua/?p=2681
второй тут http://perekat.kiev.ua/?p=4989
Режиссёр Питер Джексон
В ролях: Мартин Фримен, Иэн Маккеллен, Ричард Армитедж, Орландо Блум, Бенедикт Камбербэтч, Кристофер Ли, Эванджелин Лилли, Кен Стотт, Джеймс Несбитт, Питер Хэмблтон, Марк Хэдлоу, Джед Брофи, Эйдан Тёрнер