Космоприключения для среднего школьного возраста или Звезды – мягкие игрушки
Неладное что-то творится на нашей богоспасаемой земле в 2259 году от Рождества Христова.
Мало того, что ретрограды-адмиралы зажимают лучшего капитана Звёздного флота Джеймса Т. Кирка (Пайн). Недостаточно того, что твердолобый правдолюб Спок (Куинто) вставляет палки в колеса своему командиру. Не говоря уже об абсолютно распоясавшихся клингонах, посмевших захватить несколько наших планет и угрожающих полномасштабной войной. Так еще и некий Шерлок Хо… тьфу ты, Джон Харрисон (Камбербэтч), сперва устраивает теракт в суперсекретном подразделении, а затем еще и отправляет на тот свет изрядное количество офицеров Флота. И кому, как вы думаете, придется ловить злодея, причем не на земле, а вовсе даже на территории тех самых клингонов?
И вы таки абсолютно правы! Звездолет Энтерпрайз отправляется в погоню.
На Западе «Звездный путь» уже многие годы является одной из любимейших фантастических франшиз всех поколений. Его смотрели деды, отцы, смотрят дети и внуки. Впервые на экранах герои вселенной Star Trek появились 8 сентября 1966 года в сериале, вошедшем в историю как Star Trek: The Original Series (Звёздный путь: Оригинальный сериал). С тех пор мир увидел шесть телесериалов, 12 полнометражных фильмов, сотни книг и компьютерных игр.
Все это великолепие, в отличие от тех же «Звездных войн», полностью выпало из моей сферы внимания. Я не видел ни одного фильма из серии, за исключением ленты 2009 года (из которой запомнились лишь гонки юного Кирка на красной машинке).
Так что мне выпала редкая возможность оценить Star Trek Into Darkness с чистого листа, не имея перед глазами длинного шлейфа ролей, и не сравнивая героев разных времен.
В результате передо мной предстала классическая подростковая приключалка для юношей пылких от 10 до 16 лет.
По пунктам. Персонажи поданы дико утрированными.
Кирк — настоящий неуравновешенный подросток, застрявший в пубертатном периоде, физически неспособный подчинятся приказам, и действовать в каких-либо рамках.
Спок – настоящий инопланетный правдолюб, зануда-отец, неспособный поддаться хоть какому-нибудь порыву, и понять тонкую мятущуюся душу своего сына, тьфу ты, капитана.
Харрисон – настоящий коварный тип, строящий чересчур загадочные козни, и принципиально нагромождающий излишние конструкции, как все киношные коварные типы.
Адмирал Пайк (Гринвуд) – настоящий слуга царю, отец солдатам, путеводный свет для способных оболтусов.
Адмирал Александр Маркус (Уэллер) – настоящий властолюбец, не успевший наиграться в солдатики, и оправдывающий свои негодные желания насущными необходимостями.
Кэрол Маркус (Ив) – настоящая мягкая, умная, женственная женщина, олицетворяющая одну из граней прекрасного пола.
Нийота Ухура (Салдана) — настоящая твердая женственная женщина, выражение второй, феминистичной грани.
Монтгомери Скотт (Пегг) – настоящий технарь, способный вскрыть любой звездолет с помощью мобилки и такой-то матери. Делящий нелегкую ношу комического персонажа с местным коновалом Леонардом.
Доктор Леонард МакКой (Урбан) – настоящий военврач, для которого, что человека починить, что фотонную торпеду раскурочить.
Играется все это старательно, надрывно, выпукло, отчетливо. Местами очень напоминает выпускной театральный спектакль в профильном Вузе. Даже Закари Куинто, сполна показавший свой потенциал в «Героях», на общем фоне не очень выделяется.
Восприятию фильма-спектакля способствует также огромное количество непременных камерных сцен. «Капитан на мостике!». Все каменеют лицами, изображая кипучую деятельность. Чем заняты – непонятно, но вроде при деле. Смотрят напряженно. Дышат тяжело. Пальчиками чевой-то клацают.
Слава богу, хоть общими планами звездолетов перебивают. Не очень спасает, правда.
По слухам, Star Trek всегда был изрядно театрализированным, с долгими беседами и сложными межрасовыми отношениями, так что Джей Джей Абрамс снял ленту вполне в духе франшизы.
Действие вроде тоже присутствует, но вылетает из памяти почти сразу по его завершению.
Плюс еще наряды эти пафосные, мобилки-раскладушки в качестве межкосмической связи не очень то настраивают зрителя на серьезный лад. Капустник какой-то, право слово.
По поводу логики говорить как-то даже неловко, но действия как Харрисона, так и адмирала Маркуса проходят исключительно по ведомству строителей светлого будущего, не ищущих легких путей. Плюс я не совсем понял внезапно проявившиеся в финале у Спока боевое мастерство плюс силушку богатырскую. Или это на него так стресс подействовал?
Но есть в картине и положительные моменты. Все же главные персонажи развиваются, донося до юного зрителя немудреную, но такую нужную мораль о дружбе, любви, заботе о людях (а заодно и нелюдях).
А главным позитивом Стартрека выступает, конечно же, Бенедикт Камбербэтч. Недаром на основном постере мы видим именно Джона Харрисона. Бенедикту, находящемуся сейчас в самом соку, похоже, под силу выступать первой скрипкой в абсолютно любой картине и любом окружении. Как только в кадре появляется Харрисон, остальные начинают вести себя как шалящие дети, к которым вошел строгий учитель. Вместе с ним серьезность какая-никакая приходит, атмосфера меняется.
Им бы всю стилистику фильма чуток напряженнее сделать, строже, утонченнее. Тогда и благодарная зрительская аудитория у ленты наверняка расширилась.
Эрго. Забавно-безалаберно-театральные приключения бескрышного капитана и его безэмоционального коммандера, под строгим взглядом лучшего сыщика всех времен и народов.
P.S. Прокатилась лента весьма недурно (Стар Трек как никак!!!), при 190 лимонах бюджета (куда они стоко денег дели? спецэффекты абсолютно не впечатлили) собрав $466 378 661, став при этом самым кассовым фильмом франшизы.
Режиссер: Джей Джей Абрамс
В ролях: Крис Пайн, Закари Куинто, Зои Салдана, Карл Урбан, Бенедикт Камбербэтч, Саймон Пегг, Элис Ив, Антон Ельчин, Джон Чо, Питер Уэллер
Обзор третьей части Стартрека тут http://perekat.kiev.ua/стартрек-бесконечность-star-trek-beyond-2016/