Снайпер (American Sniper), 2014 — рецензия (обзор)

kinopoisk.ruЭйзенхауэровский стрелок, или Иракский синдром

Крис Кайл (Купер) давно, еще с детства, считал себя «овчаркой». Человеком, предназначение которого защищать других. Потому абсолютно не удивителен его выбор, сделанный после теракта в Башнях Близнецах.

Крис отправляется в армию. Причем не абы куда, а в самую элиту элит. В «Морские котики»,  затем школу снайперов.

И в Ирак.

Место, где легко можно стать лучшим снайпером в истории США. Вот только удастся ли в аду войны сохранить физическую и душевную целостность?

Или это нереальная задача?

 

Кристофер Скотт «Крис» Кайл прослыл наиболее успешным снайпером Штатов, за время службы в Ираке отправив на тот свет 255 человек, смерть 160 из которых получила официальное подтверждение от Минобороны США.

На его счету также две Серебряных и пять Бронзовых звёзд, успешный выстрел на расстоянии 1920 м (2100 ярдов), и прозвище, полученное от иракцев — «Шайтан Рамади».

Сценарий ленты об этом неординарном человеке был написан еще в 2012 году, через год заняв почетное место в Чёрном списке лучших неспродюсированных сценариев.

А уже весной 2014-го началась работа над картиной. Причем на роль постановщика претендовали Дэвид О. Расселл и Стивен Спилберг, а на главную роль Крис Пратт.

 

Получившаяся лента была довольно тепло встречена критикой, получив шесть номинаций на премию «Оскар», выиграв правда аж одну статуэтку в категории «Лучший монтаж звука».

Причем, что характерно, можно понять как номинации American Sniper, так и его итоговый провал в оскаровской гонке.

Фильм вышел небезынтересным, профессиональным, с крепко исполненной главной ролью. Но при этом чересчур прямолинейно-патриотичным (хотя не без нюансов), изрядно пафосным, и не привнес ничего нового, или хотя бы свежего в киноискусство.

Согласитесь, количество картин, рассказывающих об нелегких боевых буднях и поствоенных психологических срывах с синдромами, уже давно перевалило за несколько сотен. И ничего оригинального или увиденного с неожиданной стороны Иствуд нам не предъявит. Что, кстати, для этого режиссера в общем-то нетипично.

Плюс то, что бои происходят отнюдь не на родной земле (как в недавней «Незламной»), а вовсе даже на чужой территории, куда Крис со товарищи пришел «нести демократию», изрядно снижают накал ленты.

Тяжело тебе? Так сиди дома, на Техащине и не лезь, куда не просят.

 

Но если не ждать от этого фильма особых прорывов, а смотреть Sniper просто как военную драму без суперпретензий, о потраченном времени, в принципе, жалеть не придется.

Боевые действия снято напряженно и профессионально. Это конечно не ураганное «Падение «Чёрного ястреба»», но на четверку с минусом картина наработала.

История жизни Кайла поставлена весьма гармонично, разве что чуток подзатянуто.

А Брэдли Купер и вовсе сделал серьезную заявку на освобождение от слащавого романтично-комедийного образа, намертво приставшего к актеру. Мал оттого, что для этой роли он набрал 18 килограммов мышечной массы (Крис Кайл был отнюдь не хлюпиком), у актера в целом получился очень качественный персонаж.

Слегка тормоз, отнюдь не гений, нормальный мужик, с детства впитавший правильные моральные устои, хороший товарищ и патриот. При этом адреналиновый наркоман, с огромным трудом способный спрыгнуть с иглы постоянного напряжения боя.

В общем, Куперу за эту роль однозначный «зачет».

А вот некоторые сюжетные ходы оставили в легком недоумении. Хотя, если учитывать, что лента снята по мемуарам Криса Кайла, и позабыть тезис «врет как очевидец», не исключено, что где-то так оно и происходило в реальности.

Кто позволил суперснайперу, заслужившему прозвище «Легенды» мало того, что ломиться в дома вместе с сиволапой пехтурой, так еще и специально нарываться на неприятности, бегая с парой-тройкой «котиков» за каким-то невнятным террористом?

Вы меня извините, но реакция начальства будет однозначной. Ты крутой «котик»? Не! Ты крутой снайпер. Так ото ж. Лезь на крышу, возьми винтовку и не отсвечивай. А по домам другие бегать будут, у кого косоглазие повышенное.

Не пустит никто лучшего стрелка рисковать жизнью в банальных зачистках. «Легенды» всегда прикрывают, ибо они символ.

Да и сама система осмотра домов оставила какое-то странное впечатление. Неужто до сих пор ничего лучше не придумали, чем ходить гуськом по улицам и вламываться в двери с криком «чисто»?

Как и история противостояния снайперов, которая по большому счету до ума не доведена. Можно было выжать из этой идеи гораздо больше.

Эрго. Драма о войне и ее последствиях. Ничего нового мы не увидим, но ценителям этого жанра вполне можно смотреть из-за хорошей работы Брэдли Купера, и съедобных боевых сцен.

P. S. Кстати неправильно было бы пройти мимо кассовых сборов ленты. Все же больше полмиллиарда при 58 лимонах бюджета – это круто.

Режиссер: Клинт Иствуд

В ролях: Брэдли Купер, Сиенна Миллер, Кайл Галлнер, Коул Конис, Бен Рид, Элиз Робертсон, Люк Саншайн, Трой Винсент, Брэндон Сальгадо, Кейр О`Доннелл, Марне Паттерсон, Джейсон Холл, Билли Миллер, Леонард Робертс, Джейсон Уолш, Рейнальдо Гальегос, Кевин Лач, Джейк Макдорман, Кори Хардрикт, Эрик Ладин

История жизни Кайла поставлена весьма гармонично, разве что чуток подзатянуто.

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.