Безумная проповедь против грехов, или Депрессивное расследование
Детектив Уильям Сомерсет (Фримен) тщательно относился к раскрытию убийств. Посему, когда в последнюю неделю перед пенсией, ему и молодому детективу Дэвиду Миллзу (Питт) поручили расследовать странное убийство, он попробовал отказаться.
Уил сразу понял, что перед ними работа маньяка, одной смертью дело не ограничится и завершить расследование за шесть дней шансов мало.
Однако пришлось продолжать, и скоро становится ясно, что перед ними псих, помешанный на религии, грехах и искуплении. Копы берутся за работу, у них появляются ниточки, ведущие к злодею.
Но что если даже проницательный и опытный Сомерсет не сумел разгадать планы преступника и детективов ждут смертельные неожиданности?
327,3 миллиона долларов в прокате при 33 бюджета. 21 место в списке 250 самых рейтинговых фильмов IMDb. Восторги критиков и зрителей. Шедевр?
Может и нет, но пред нами действительно стоящая картина, не лишенная меж тем слабых мест.
Сперва поговорим о стилистике Se7en. Она до одури мрачная и депрессивная. Нуар там, или неонуар, да хоть горшком обзови, но у этого фильма стиль в наличии, пускай и очень мрачный. Нью-Йорк (имени которого нам не называют, вдобавок снимался он в Лос-Анджелесе) вышел у Финчера городом, в котором не то, что жить, а и появляться на минуту неохота. Вечный дождь (говорят о том, что постановщики не дожидались ливня, а просто снимали в любую погоду, времени было мало, Питт спешил на другие съемки, а «любая погода» оказалась чертовски мокрой). Из семи дней, когда происходит действие, небо проясняется то ли два, то ли вовсе один раз. Темные тона, пасмурное небо, редкие, слабые источники света. Но это природа, она лишь создает настроение. Гораздо хуже обстоят дела с жителями города, переживающими недетское падение нравов. В лучшем случае они не обращают ни на что внимания. Хмурые, безразличные, тоскливые фигуры, бредущие среди таких же бедолаг, по уши закутанных в плащи, прячущихся под зонтами. Отталкивающие с дороги всех, кто стоит на пути. Живущие в грязных, ободранных, маленьких, тесных комнатушках. Занимающиеся своими мелочными делишками. В худшем – существа, превращающиеся в животных, лгущие, лезущие по головам, способные на любую гадость, злобу, ненависть. Скорые на руку. Убивающие ради пары баксов.
И как-то уже начинаешь потихоньку понимать злодея-проповедника (Кевин Спейси («Обычные подозреваемые«, «Время убивать», «Секреты Лос-Анджелеса», «Планета Ка-Пэкс«) у которого тут аж полторы сцены, правда сыгранные на высочайшем уровне). Не принимая его методов, все же осознавать греховность общества и самого антагониста. Греховность и безумие подтолкнувшие его к действиям.
И в этом «райском» местечке десятилетиями живет и работает некий Уильям Сомерсет (Фримен («Столкновение с бездной», «Падение Олимпа», «Обливион», «Превосходство», «Люси», «Падение Лондона», «Бен-Гур»). Причем работает не дирижером или физиком-ядерщиком, а самым обычным детективом. Тем, кто сталкивается с людской грязью, кровью и дерьмом на порядки чаще других. Сомерсет – хорош. Пожилой, уставший, с глубокими, пронзительными, все понимающими глазами. Шикарно держит паузу, проницателен, умен, начитан, эрудирован, выдержан. Понимаю его капитана — таких детективов таки-да отпускать неохота. Но. У Сомерсета осталось одно желание. Доработать неделю и уехать «к тетке в глушь», подальше от этого города, который он перестал понимать. А тут такое!
Его напарник Дэвид Миллз (Питт («Спящие», «Собственность Дьявола», «Мистер и миссис Смит«, «Бесславные ублюдки», «Война миров Z», «12 лет рабства», «Ярость», «Игра на понижение», «Союзники», «К звездам«, «Однажды в… Голливуде«) на фоне Уилла смотрится бледнее, несмотря на всю активность уважаемого мной Питта. Дэвид молод, горяч, порывист, болтлив, поверхностен, жаждет признания и свершений. У него есть забавные особенности, типа тех же собак, неплохие эмоциональные сцены. До того Питта, который покорит публику не только смазливым личиком, но и шикарной игрой, осталось совсем чуть-чуть.
Гвинет Пэлтроу («Талантливый мистер Рипли», «Идеальное убийство», «Заражение», «Мстители», «Человек-паук: Возвращение домой») как всегда до одури мила, нежна, женственна и изображает классическую супругу полицейского, готовую за ним хоть на край света. Вместе с тем женщину, помогающую напарникам понять друг друга. Женщину, для которой пришло время переосмысления некоторых ценностей и приоритетов.
Вместе с махровым пессимизмом Se7en может предложить зрителю богатый жанровый коктейль. Начинается фильм как история напарников типа «Смертельного оружия», эдакая полицейская драма. Пожилой, спокойный детектив и его молодой, роющий носом землю партнер. Их изначальное неприятие, постепенное притирание, знакомство с женой. Следом проявляется линия триллера с маньяком, хоррора с его жертвами, и арка детектива с описанием работы американских копов. Полицейская работа в картине показана не особо привычно. Оружие достается из кобуры и используется пару раз за всю службу. Погони редкость, активное действие – недоработка. Улики не приводят к немедленному эффекту, а лишь к следующей улике. Все происходит неспешно, кропотливо, основное время занимает ожидание, поиск доказательств, работа с источниками, сопоставление, анализ и размышления. Ну и психология – разговоры с различными типами, приятными и не очень, никто не отменял.
Хотя особого расследования Финчер нам не покажет, это вам не Холмс с его дедукцией, напарники по большей части лишь следуют за злецом кровавой дорогой из хлебных крошек. Se7en относится к тому типу детективов, когда герои узнают о том, кто преступник, лишь вместе со зрителем (в отличие от обратного подхода, когда зритель в отличие от протагонистов знает, кто злодей (см. тот же «Крах»).
Постепенно перед нами раскрывается образ и психология серийного убийцы (хотя его лица мы не видим ¾ фильма, да и как он дошел до жизни такой не узнаем) через его методы и жертв.
И тут на зрителя, смирившегося с таким подходом, вдруг обрушивается абсолютно неожиданный экшен-отрезок – единственный за весь фильм. И вновь спокойное расследование. А затем еще один неожиданный ход постановщиков, вздымающий напряжение до небес.
Да, финал, будем честными, читается с момента появления фургона, а уж с коробкой исчезают последние сомнения. В этом отношении активность Уилла (этот вариант тоже рассматривался постановщиками) была бы, пожалуй, поинтереснее.
А так депрессивное ощущение, не покидающее весь фильм усиливается во сто крат. И главное – ни малейшего просвета добрейший душка Дэвид Финчер («Игра», «Девушка с татуировкой дракона», «Охотник за разумом») нам не даст.
Эрго. Мрачный детективо-триллер, отличающийся пессимистичной атмосферой, выверенным стилем, жанровыми забавами и хорошими актерскими работами. А вот вялость детективов, некоторую предсказуемость в финале, да его беспросветность и чернушность к достоинствам картины не отнесешь.
Режиссер: Дэвид Финчер
В ролях: Брэд Питт, Морган Фримен, Гвинет Пэлтроу, Кевин Спейси, Ричмонд Аркетт, Дэниэл Закапа, Джон Кассини, Питер Кромби, Эндрю Кевин Уокер, Р. Ли Эрми, Редж И. Кэти, Джордж Кристи, Эндре Хулс, Хоторн Джеймс, Боб Коллинз, Ричард Роундтри, Доминик Дженнингс, Аллан Колман, Джин Боркан
P. S. Какой же дьявольской интуицией и удачей надо обладать, чтобы по одному Фоме сделать вывод о том, что пора в гости? Все же сценаристы могли более обоснованно подать нам озарение героев.