Прометей 3D (Prometheus 3D), 2012
Титаны небо держат на каменных руках, или проблема отцов и детей, почти без Чужих
Археологам Элизабет Шоу (Рапас) и Чарли Холлоуэю (Маршалл-Грин) повезло. Сам Шлиман обрыдался бы от зависти. Мало того, что они нашли наскальные рисунки, указывающие на звездную систему, возможный дом прародителей человечества, вдобавок им удалось убедить главу мощной корпорации «Вейланд» Питера Вейланда (Пирс) дать денег на экспедицию к этой самой системе. Системе Дзета Сетки.
После двух лет анабиоза, в течении которых за кораблем «Прометей» приглядывал лишь андроид Дэвид (Фассбендер), звездолет прибывает к планетоиду LV-223, на котором обнаруживается кислород (в количестве 20%) и ряд древних сооружений, явно неприродного происхождения.
Подпрыгивая от нетерпения, наши доблестные археологи, в компании с парой других ученых, отправляются на разведку…
Судьба данной картины складывалась непросто. Изначально, вернувшийся к фантастике после длинного перерыва Скотт, планировал снять приквел своего же «Чужого», но со временем предыстория возникновения милых чудиков с кислотной кровью, переросла в нечто большее. Менялись сценаристы, декораторы, среди претендентов на главные роли мелькали Энн Хэтэуэй, Натали Портман, Анджелина Джоли, Бен Фостер, Леонардо ДиКаприо. Съёмки начались в марте 2011 года, и проходили в Канаде, Англии, Марокко, Шотландии и Исландии. Бюджет картины составил абсолютно скромные по нынешним временам 130 лимонов баксов.
Итак, «Прометей». «Предвидящий». Титан, давший человечеству огонь, а согласно некоторым мифам даже сотворивший, или по другим версиям, ожививший людей.
Так же зовут звездолет, доставивший экспедицию к Дзета Сетки (поразительно тонкий намек, не правда ли?). Экспедицию, которая должна дать ответы на изначальные вопросы человечества. Кто мы? Кто нас создал? И с какой целью?
К сожалению, автор фильма, похоже, так и не ответил на эти вопросы для себя самого. Что такое эти самые Engineers (Конструкторы или Создатели)? Было ли зарождение жизни на Земле осознанным действием расы, или бунтом одиночки? Или вообще случайностью? С какого перепугу намерения Создателей в отношении нашей планеты столь кардинально изменились? Что это за черная хрень? Почему мутации принимают именно такие многообразные формы? Зачем…
Вопросов огромное количество. И не чувствуется, что это сознательные недомолвки режиссера, для себя все решившего, и поддерживающего таким образом интригу. Скорее всего, Скотт просто-напросто сам не знает ответов. Что вносит в действия героев дополнительную, абсолютно ненужную потерянность (очень сложно рассказывать внятную историю, не имея полного представления о мифологии своего мира).
Позабавила также крайне своеобразная логика персонажей.
Ну, допустим, в подорванных на всю голову ученых, поверить можно (даже в космос летать не надо. Манхэттенский проект вспомните). «Ух, ты, какая змейка! Иди сюда маленькая!» Ну, она, не будь дурой и идет.
Но вот в такую вялую реакцию руководителя всего этого балагана, железной Меридит Викерс (Терон) на бескрышные действия своей научной команды (наиболее яркий пример – безумная работа с головой) не верится абсолютно. Не того коленкора барышня, чтобы открыв рот взирать на опасные действия своих подопечных.
Заметьте, помимо безудержной страсти к накликанию неприятностей на свою задницу, каких либо иных признаков научной деятельности данные яйцеголовые не показали. «Что же это за неведомая субстанция?» Действительно, хрен его знает. Наверное, для того, чтобы взять пробу и провести полноценное исследование, нужна какая-то недоступная им квалификация.
Дальше. В чем тайный смысл действий Дэвида? Все эти игры с той самой неведомой субстанцией? Вроде читается своеобразный бунт против ограниченных, по его мнению, людей. Если это так — то подано невнятно. Но идея все равно хорошая. Тварь ли я дрожащая или право имею? А вы, уважаемые гомо сапиенсы, считающие себя царями природы, не станете ли подобны испуганным детям, столкнувшись с неведомым?
Кстати, актер во время работы над ролью ориентировался не на андроидов из «Чужих», а на коллег из другого фильма Скота — «Бегущий по лезвию».
Вот мы уже плавно добрались до актерской составляющей картины. Скажу сразу, порадовали по полной всего два персонажа. Вышеозначенный андроид. И железная Викерс.
Фассбендер справился с ролью на «5». Великолепная мимика, отражающая внутренние проблемы, мании и комплексы данного механизма. Забавная походка (позаимствованная у олимпийского чемпиона по прыжкам в воду Грега Луганиса). Отношения с разными членами экипажа, раскрывающие характер Дэвида все больше и больше. Эх, чуть бы повнимательней аргументировать некоторые его действия. Вообще бы была конфетка. Но и так мы поимели один из лучших образов робота в мировом кино.
Далее. Меридит Викерс. Один из немногих действительно разумных людей на этом безумном корабле. Стальной характер, броня которого дала трещину буквально на пять секунд за 2 часа фильма, человек, способный принять трудное решение, несмотря на все свои внутренние переживания по этому поводу. При этом аж никак не функция, не картонный набор штампов. Сильный персонаж, и сыгран действительно классной актрисой.
А что же главные наши герои? Героические археологи? Маршалл-Грин фактически на подпевке, в кадре его немного, и ничего особенного парень не показывает.
У Нуми Рапас экранного времени достаточно. Сама «Девушка без татуировки» описала свою Элизабет как глубоко верующую христианку, которой приходится стать воином. Съёмки с её участием длились шесть месяцев, и были крайне интенсивными. К сожалению после финальных титров мне лишь остается согласится с Дэвидом – единственное что у этой женщины феноменально – это выживаемость. Создается впечатление, что доктора Шоу ведут исключительно инстинкты, что для ученого отнюдь не является комплиментом. Удивила также активная беготня Элизабет сразу после кесаревого. А вы уверены, что человек так может? Или «жить захочешь, не так раскорячишься?»
Вся картина характерна чересчур небрежным отношением к материалу, и моментами, попросту вызывающими недоумение. Не буду перечислять все ошибки, и просчеты, допущенные создателями (иногда создается впечатление, что «Прометея» лепили на скорую руку, и большинство багов от невнимательности и недостатка времени) остановлюсь лишь на скафандрах.
Эти шедевры явно делали в СССР. Они способны в один момент выдержать жуткую бурю, попадание здоровых камней, сильные удары о корабль, в другой расползтись под влиянием жидкости (вроде не являющейся кислотой?) или лопнуть под нажимом небольшой тварюшки. Вы бы уже определились, а?
И напоследок. Что же все-таки режиссер видел сверхидеей картины? Понятное дело, если бы кино не выбивалось за рамки «предистории Чужих» такие вопросы не задавали. Но если уж вы сняли «самостоятельный фильм», затронув довольно непростые темы…
Так вот, единственный посыл, просматривающийся в «Прометее» весьма четко, это – не фиг лазить по деревьям. В смысле эти ваши поиски истины, до добра не доведут. Сидели себе тихонько, не искали никаких Создателей, все было в порядке. Так нет, поперлись «свит за очи». Ну и получайте кучу геморроя на свою голову. Не находите, слабовато для столь раскрученного «возвращения мэтра к фантастике».
Эрго. Не оправдавший надежд, но местами красиво снятый спич о человеческой глупости, подпорченный логическими несостыковками и суетливым отношением к материалу. Отдельное спасибо Фассбендеру за Дэвида.
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Нуми Рапас, Майкл Фассбендер, Шарлиз Терон, Идрис Эльба, Гай Пирс, Логан Маршалл-Грин, Шон Харрис, Рейф Сполл, Иман Эллиотт, Бенедикт Вонг, Кейт Дики, Брануэлл Донахи, Владимир ‘Фурдо’ Фурдик, Шэйн Штейн, Йен Уайт, Джон Лебар, Дэниэл Джеймс, Патрик Уилсон, Люси Хатчинсон, Джианнина Фасио, Анил Билту, Луиса Стэйплс, Джеймс Эмбри, Флориан Робин, Мэттью Берджесс, Юджин О’Харе, Ричард Томсон, Дженни Рейнсфорд, Филип МакГинли, Рона Крокер, Вамбуи Ва-Нгато, Ваннапорн Риенджанг, Зед Севчикова, Сонам Дугдак, Рейнир Тор Еггертссон, Син-Ичиро Окадзима, Чараламбос Дендринос, Берхейн Вёлдег
Очень жалко… То ли Скотт сдулся, то ли продюссеры ему не дали сделать так как он хотел (((