Семейный хоррор под старинной крышей, или Психологические ужасы меж двух времен
90-е годы. Чета Крейн: Хью и Оливия зарабатывали на жизнь довольно необычным способом. Покупая старые дома, приводя их в порядок и продавая за хорошие деньги. Все было в порядке, и их мечта — идеальный «дом на века» для всей семьи, становилась все ближе.
До той поры, пока они не занялись обустройством старинного особняка на холме. Поначалу все шло как обычно, но затем младшие дети Хью и Оливии: двойняшки Нелл и Люк стали рассказывать о привидениях, являющихся им по ночам. Родители и старшие чада: Ширли, Стив, Тео отнеслись к фантазиям малышни несерьезно. Однако, как вскоре выяснилось, близнецы не лгали.
Проходит больше двух десятилетий. И семейство Крейн, давно разъехавшееся по стране, вновь сталкивается с похороненными тайнами прошлого. Тайнами, становящимися для них смертельно опасными.
Первым в новом проекте Netflix, вновь раскапывающем богатую тему привидений (вспомним хотя бы «Женщину в черном»( http://perekat.kiev.ua/женщина-в-черном-рецензия-обзор/ ), «Багровый пик» (http://perekat.kiev.ua/багровый-пик-crimson-peak-2015/ ) или «Говорящего с призраками» (http://perekat.kiev.ua/говорящий-с-призраками-секреты-с-того/ ), привлекает внимание способ подачи материала. Постановщики, будто колоду, тасуют времена действия, перебрасывая нас из 90-х в 2000-ные подобно заправскому шулеру, легкими движениями пальцев перебирающему карты. Но и внутри каждого из времен линейного повествования мы не дождемся. Частенько в одной серии событие показывается с одной точки зрения глазами определенного персонажа, в следующей – нас познакомят с той де сценой, увиденной другим героем абсолютно по-другому. Хорошо и хорошо весьма – очень богатый и завораживающий способ съемки, дарящий нам массу отличных переходов, когда герои, открывая дверь или выключая свет, в следующую секунду могут оказаться на два десятка лет старше. Или младше. Ожить. Оказаться на грани. Переступить эту грань.
Сериал снят по роману Ширли Джексон (1959 год), прослывшему одним из лучших образцов литературной готики. Правда, новая постановка стала не прямой экранизацией книги, а, как сказал режиссер, ремиксом классического романа, взявшим из произведения лишь некоторые моменты.
Второй радующий момент сериала – качественная проработка персонажей, а также их отношений. Практически каждому из семейства Крейн уделяется прилично времени (без малого серия на лицо), причем мы видим героев и в детском возрасте, и во взрослом, наблюдая за персонажами будто через призму времени, мгновенно переносящую нас через два десятилетия. Наочно созерцая результаты детских психотравм. Ослепительное развитие характеров. Незавершенные гештальты. Результаты родительских, братских ошибок и эгоизма. По факту перед нами вполне взрослая семейная трагедия/драма. Папа с мамой, увлеченные своей работой. Дети, каждый из которых (кроме двойняшек) предоставлен сам себе. Их психологические нюансы и проблемы. Отношения старших и младших. Все моменты, обусловившие их дальнейшую жизнь.
Люк все время страдающий от недоверия родни. Нежная и чувствительная Нелл. Ширли, рановато столкнувшаяся со смертью и так и не пришедшая в себя после этой встречи. Стив, ощущающий вину за свое неверие и придавленный комплексом старшего брата. Чувствительная к сути вещей Тео. Повзрослев, герои продолжают тянуть за собой детские проблемы и особенности. Люк ищущий убежища в наркоте. Психологически надломленная Нелл. Ширли, помешанная на контроле, посвятившая жизнь ритуальным услугам и приведению в порядок умерших. Ищущий необычное, пишущий книги о призраках, и не видевший ни одного из них (или нет?) Стив. Сбежавшая в розовую любовь, детскую психологию и помощь недорослям Тео. Прописаны, показаны и сыграны все члены семьи Крейнов на «отлично».
Добавляют в блюдо остроты психологические и социальные аспекты проекта. Наркомания, люди, изломанные героином до самого края (куда тем призракам), реабилитационные центры, жизнь отбросов американского дна. Проблемы маленьких пациентов Тео, зачастую плотно связанные со взрослыми родичами и опекунами. Отношение людей к покойникам и смерти. Популярность литературы ужасов и «распространение заблуждений» авторами этой самой литературы. Материнское стремление удержать детей под своим крылом и страдание по временам, когда они были мелкими и полностью зависели от родительницы. Эгоизм и самопожертвование.
Сюжет раскрывается неспешно, по капле, долго поддерживая интригу и напряжение. Практически все Крейны видят нечто необычное, но долгое время никто, кроме младших, не верит в реальность увиденного. Тайны дома остаются скрытыми от нас и от героев, лишь намекая о своей сути (что говорить о «последнем дне» — настоящей «терра инкогнита», с каждой серией лишь разжигающей любопытство зрителя). Затем постановщики смешивают мистику с галлюцинациями, подключая забавы людского мозга и игры со временем. Выводя красивую закольцовку, собравшую воедино все предыдущие аспекты действия. Как история The Haunting of Hill House рассказана весьма талантливо, действительно выделяя картину из огромного количества «пугательных» собратьев.
Да, призраки порой чересчур плотно «работают» с физическим миром (постановщики, вы вообще за кого, за Крейнов или за медведя?). Да, проект весьма мрачен и пронизан темой смерти. Каждый из героев видал Костявую вблизи. Каждому она подрезала крылья. Кому-то больше, кому-то меньше. Каждый из них изломан и несчастлив. Каждый выхаркивает дни проведенные в Доме, всю оставшуюся жизнь. Позитивных эмоций от просмотра сериала вы не получите ни капли. Впрочем, ужастики в основном смотрят не ради них, а чтобы пощекотать нервы. С этим у «Дома» все в порядке. Поначалу концентрация необычного невелика. Постепенно уровень сверхъестественного нарастает. Что особо приятно, постановщики не увлекаются скримерами и прочими «бу» из-за угла (хотя совсем без них не обходятся). Они нагнетают атмосферу не спеша, неостановимо, заставляя зрителя сидеть как на иголках даже тогда, когда в кадре вроде бы не происходит ничего необычного или ужасного.
Кстати, с концептом того, что здешние призраки произрастают исключительно из психологических страхов и тайн семьи Крейн, я не согласен. Постановщики говорят о борьбе человека со стрессом и психологической адаптации, как об одной из основных тем проекта. Но простите, без Хилл-хауза этот самый стресс не мог принять таких форм. Да, «чувствительные» люди это аргумент, такие способны многое перевести на физический уровень. И детвора вообще видит много воображаемых форм. Но лишь единицы из бывших недорослей способны лицезреть эти самые формы во взрослом возрасте. Так что однозначно спасибо Домику, испоганившему жизнь целому семейству. А впрочем нефиг иметь дело с антикварными домами, слишком много у них паршивых воспоминаний.
Эрго. Сильный мистико-психологический сериал, смешавший хоррор с семейной трагедией, психологическую социалку с напряженной атмосферой, хорошие актерские работы с проработанными персонажами. Смотреть можно всем, кроме тех, кого отвращает сама идея «ужастиков» — сериал, напомню, довольно мрачный.
Режиссер: Майк Флэнеган
В ролях: Маккенна Грэйс, Карла Гуджино, Микил Хаусмен, Тимоти Хаттон, Генри Томас, Лулу Уилсон, Оливер Джексон-Коэн, Элизабет Ризер, Кейт Сигел, Саманта Слойан, Роберт Лонгстрит, Джеймс Лэфферти, Катрин Паркер, Элизабет Бечка, Джордана Кристи, Энтони Руйвивар, Кэти Карпентер, Анна Энгер, Джеймс Флэнеган, Эрианн Мартин, Дэвид Моретти