Вневременные вопросы понимания, или Структуральнейший лингвист — лучший представитель человечества
Доктор лингвистики Луиза Бэнкс (Адамс) прослыла одним из лучших переводчиков Америки. Плюс, после недавней работы для разведки, поимела допуск к совершенно секретной информации.
Поэтому неудивительно, что когда в 12 точках земного шара появились инопланетные корабли, для того чтобы разобраться в языке пришельцев полковник Вебер (Уитакер) привлек именно Луизу.
Язык алиенов оказался весьма непростым и абсолютно непохожим на земные аналоги. Но доктор Бэнкс не зря ела свой хлеб. Кое-что удалось понять. Эта информация поставила на уши все заинтересованные стороны.
Не только американцев. Но и остальных, над чьими странами зависли корабли чужаков.
И стало окончательно непонятно, к чему приведет контакт с неведомой расой? К развитию и процветанию человечества, или к очередному жесточайшему конфликту, вовлекшему в свою орбиту все земные державы?
Фантастика, говорящая о первом контакте бывает разной. Бравурным боевичком с кучей спецэффектов типа «Дня независимости» (http://perekat.kiev.ua/день-независимости-возрождение-independence-day-resurgenc/). Глубокой психологической историей о людях, одной из лучших фантастических лент за всю историю кино, как то «Контакт» Земекиса (http://perekat.kiev.ua/контакт-contact-1997-foster/). Или неким средним вариантом – красивым, наукообразным, но при этом полным логических дыр, как выдержанный швейцарский сыр (это я об «Интерстелларе» (http://perekat.kiev.ua/интерстеллар-interstellar-2014-рецензия-обзор/), если кто не догадался).
К счастью, Arrival Дени Вильнёва, режиссера жёсткого «Убийцы» (обзор тут http://perekat.kiev.ua/убийца-sicario-2015/ ) гораздо ближе ко второму типу, хотя в паре мест сценарист все же откровенно не доработал.
Одним из первых приятных впечатлений от картины становится ее оптимистичность и позитивность. Гомо сапиенсы оказывается не бесполезным хламом, способный только засорять планету, есть, убивать и испражняться, а вполне даже системообразующим фактором на уровне вселенной, способным со временем неплохо пригодиться, куда там тому медведю, зайцу и селезню из «Царевны лягушки».
Создатели картины верят в объединение людей, их способность превозмочь свои худшие качества и сделать правильный выбор. Пускай сперва на это окажется способен один представитель вида, но он покажет дорогу остальным.
Постановщики хорошо относятся ко всем без исключения нациям Земли. Практически все американцы и вовсе выглядят в фильме пусичками, но даже загадочные китайцы, чья душа потемки, способны, в конце концов, прийти к правильному решению.
Вильнёв со товарищи даже, скромно шаркая ножкой, указывают вариант пути для развития человечества (остается лишь вопрос – когда же наконец прилетит волшебник в голубом…тьфу ты , когда появятся гектоподы на своих ракушках).
Это при том, что изначально фильм вовсе не воспринимается фантастикой. Люди, столкнувшись с неизвестным, ведут себя правдиво и полностью логично. Паника, вопли СМИ, абсолютная потерянность, неопределенность и непонимание происходящего. Что приводит к абсолютно предсказуемым последствиям. Ведь при появлении потенциальной опасности бесхвостая обезьяна жутко пугается и норовит изничтожить то, что ее напугало. Агрессия, насилие, бунты, попытки урвать что-то перед воображаемым концом света. Какая уж тут фантастика? Обычная жизнь. И без пришельцев такое сплошь и рядом.
Но затем зритель постепенно отдаляется от неистовых человеческих толп и погружается в рабочую атмосферу группы, работающей над пониманием пришельцев. Конечно, все происходит под приглядом военных, возглавляемым непоколебимым Форестом Уитакером, но даже вояки тут показаны вполне адекватными людьми (не без исключений, конечно).
А уж что говорить о наших ученых.
Эми Адамс («Человек из стали» (http://perekat.kiev.ua/человек-из-стали-man-of-steel-2013-рецензия-обзор/) и прочие Супермены, «Афера по-американски» (http://perekat.kiev.ua/афера-по-американски-american-hustle-2013-рецензия/) и ее структуральнейш… (пардон!) лингвист Луиза Бэнкс тоже изрядно боится неизвестного (как обычный человек). Но поскольку она умная женщина с организованным мозгом — пускает энергию страха не на разрушение, а на созидание. А затем начинается привыкание к невозможному, разгорается азарт познания, и Луиза творит такие вещи, о которых и подумать не могла еще неделю назад.
Адамс играет больше внутри, без чрезмерных театральных внешних проявлений, но в ее доктора искренне веришь.
Астрофизик Иэн Доннели в исполнении Джереми Реннера (та же «Афера», бесконечные «Мстители» (http://perekat.kiev.ua/мстители-3d-рецензия-обзор/), «Убить гонца» (http://perekat.kiev.ua/убить-гонца-kill-the-messenger-2014/), «Охотники на ведьм» http://perekat.kiev.ua/охотники-на-ведьм-hansel-gretel-witch-hunters-2013-рецензия-о-2/) тут откровенно на вторых ролях, выступая эдаким оруженосцем при могучем рыцаре (хотя совсем без открытий сценаристы его не оставят), Но своей бесшабашной харизмой актер походя эмоционально забивает почти всех партнеров по кадру.
Следить за происходящим интересно, хотя как такового действия, особых спецэффектов или крышесрывных фантастических элементов в «Прибытии» практически нет, а сюжет большую часть картины развивается никуда не торопясь. Есть долгоиграющая интрига, слезная мелодраматическая линия, хорошая операторская работа, парочка ученых, медитативно увлеченная своим делом, и антураж из миллиардов жителей Земли и туманных гексаподов.
Снято все напряженно, трогательно, с регулярными драматическими перипетиями и ситуацией, неоднократно висящей на волоске. Также постановщики порадуют нас минимум одним красивым ходом, и дадут возможность в очередной раз поспорить о понимании друг другом существ обладающих разумом (или стремящихся к таковому), разнице восприятия и понятийном аппарате. О любви и ответственности родителя перед ребенком. О природе времени и будущего, их неизменности, предопределенности, или наоборот многовариантности.
Но, как всегда остается масса вопросов к сценаристам ленты. Такое впечатление, что они сами для себя не ответили на те самые вопросы по поводу времени и будущего. В результате пришельцы в их исполнении выглядят местами просто глупо.
Оставим за скобками их странноватую систему коммуникации (сложновато представить расу, общающуюся исключительно невербально, нарисованными, пускай жутко емкими иероглифами, возможно у них существует еще один способ общения, для своих?). Спросим лишь не сильно ли самонадеянно было со стороны гексаподов ставить все на одну карту, при этом абсолютно не готовясь к визиту на Землю и ни капли не облегчая задачу землянам? Или же все могло случиться только так, а не иначе? Но это вряд ли, ведь такой вариант попросту опускает общий уровень интриги ниже плинтуса.
Да и высшее руководство стран участников контакта (особенно Китая) ведет себя порой слишком по пацаньи, на уровне «ты че забыл у меня на районе??? А кого ты тут знаешь???».
И крайне спорным выглядит финальное решение Луизы по поводу ребенка. По крайней мере Катерина, подключив материнскую точку зрения, всерьез засомневалась в том, что более-менее вменяемая родительница поступит так, как доктор Бэнкс.
Эрго. Душевная, стильная история о контакте, утверждающая, что человечество (пускай сперва и в лице одного человека), все же способно перебороть страхи и проявить свои лучшие качества. История, не стремящаяся к экшену, оптимистичная, верящая в людей и возвращающая веру в то, что даже сейчас можно снимать неглупое кассовое кино, которое найдет отклик в сердцах массового зрителя. За это ленте вполне можно простить и недоработки сценаристов и даже «на ухнарь» расслабившихся пришельцев. Не переживайте, головоногие, все будет путем.
Режиссер: Дени Вильнёв
В ролях: Эми Адамс, Джереми Реннер, Майкл Стулбарг, Форест Уитакер, Сангита Патель, Марк О’Брайэн, Эбигейл Пнёвски, Ци Ма, Натали Тибо, Рут Чианг, Анана Ридвальд, Расселл Юэнь, Фрэнк Фиола, Ларри Дэй, Пэт Кили, Джо Кобден, Джулиан Кэйси, Эндрю Шэйвер, Макс Уолкер, Кристиан Джада, Женевьева Сироис, Мустафа Хайдари, Кэтлин Ставерт, Шон Кэмпбелл