По соображениям совести (Hacksaw Ridge), 2016 — рецензия (обзор)

kinopoisk.ru

Спаситель жизней в военном аду, или Но был один, который не стрелял

Десмонд Досс (Гарфилд) – был искренне верующим человеком. Но еще он был патриотом своей страны, и не мог сидеть, сложа руки, когда Америка вступила в мировую войну. Вот только браться за оружие, а уж тем более стрелять в людей он не собирался ни под каким соусом, ведь не зря говорил  Господь: «не убий».

Дес решил стать санитаром и добровольцем отправился на фронт. Однако неприятности начались еще в учебке. Решение Досса не брать в руки винтовку не понравилось никому. Ни начальству, стремящемуся избавиться от строптивого новобранца, ни товарищам по роте, считающим его трусом.

А впереди Десмонда ждет Окинава, и Hacksaw Ridge («Хребет в форме ножовки») – ключевая высота, ставшая местом ужасных, кровопролитных боев. Боев, во время которых мнение товарищей о Доссе полностью и окончательно переменится.

 

Реальная история Десмонда Томаса Досса, первого из трех уклонистов, получивших Медаль Почета, просилась на экраны давно. Еще в 50-е по ней думали снять кино, но идея не понравилась самому Доссу, зарубившему проект на корню. Прошли десятилетия, Дес отправился в Рай, и за работу над его историей принялся Мэл Гибсон. Шикарный актер (доказано «Смертельным оружием» (http://perekat.kiev.ua/смертельное-оружие-lethal-weapon-1987/), «Храбрым сердцем», «Бобром» и даже банальными «Весёлыми каникулами» (http://perekat.kiev.ua/весёлые-каникулы-рецензия-обзор/) и мощный, жесткий, думающий режиссер.

В Hacksaw Ridge все эти качества Мэла раскрылись в полной мере. Кино получилось сильным, щемящим, захватывающим дух, жестким, оставляющим горькое, но светлое послевкусие, и способным подтолкнуть зрителя к важным размышлениям.

Военная, батальная сторона картины сделана шикарно (не зря Гильдия актеров вручила фильму премию за «Лучший каскадерский состав»), в некоторых сценах сражения вы попросту забываете о том, что нужно дышать (и это даже после классических советских военных эпопей и сцены высадки в Нормандии из «Рядового Райана»).

Масштаб битв в фильме Гибсона не очень велик (количество американских солдат исчисляется сотнями, не тысячами, японцев на глазок поболе). И это дало возможность окунуть зрителя буквально в самый «концентрат» сражения («ножи в ножи, лицо в лицо, глаза в глаза»). Никаких танков, никакой боевой техники, только винтовка, штык и кровавый ад схватки вокруг. Продуманная хореография боя (минимум компьютерной графики), мельтешение тел, крики, свист пуль, разрывы мин, и смерть, смерть, смерть, везде одна смерть. Трупы, оторванные ноги, вывалившиеся наружи кишки, перекопанная взрывами и лопатами земля, и физически ощутимое чувство безнадежной обреченности людей, попавших на войну. Тяжко.

Но тем и хорош «По соображениям совести», что вся эта обстановка военного безумия, ненависти, боли и гибели лишь фон для истории абсолютно другого рода.

Истории человека, верящего не только в бога, но и в людей. Истории человека, выбравшего путь не лишения жизни, а ее спасения. Идущего по этому пути, невзирая на жуткое противодействие и неприятие окружения и сограждан.

Эндрю Гарфилд справился с ролью «на пять». Эмоциональный, веселый, увлекающийся, молоденький живчик с широко открытыми глазами, восхищающийся красотой этого мира. Человек, идущий против мнения сослуживцев и готовый терпеть все неудобства и неприятности связанные со своим выбором. Необстрелянный санитар, попавший в преисподнюю боя. Мужчина, собравшийся с силами, и делающий то, на что были неспособны храбрейшие воины и умнейшие командиры.

Он феерит, творит невозможное, немножко меняя под себя реальность, и совершая настоящее чудо. Чудо торжества жизни. Да без аллюзий на Спасителя не обошлось, не спорю, тем более, если учитывать личность режиссера, вплотную интересовавшегося этой грандиозной фигурой (вспомним хотя бы «Страсти Христовы»).

Кстати, обратите внимание на напряжение, не отпускающее ни на минуту, даже после окончания сражения. Даже в те моменты, когда уже не гремят взрывы, не бегают туда сюда солдаты, и не льется ручьями кровь. Когда Десмонд просто делает свою работу. Высочайшее мастерство постановщика – не отпускать зрительское внимание, даже не опираясь на костыли непрерывного экшена.

Из остальных актерских работ мне больше всего запомнился образ отца Досса в исполнении Хьюго Уивинга («Хоббит» — http://perekat.kiev.ua/хоббит-нежданное-путешествие-рецен/ ; шикарный «Облачный атлас» — http://perekat.kiev.ua/облачный-атлас-cloud-atlas-2012-рецензия-обзор/ ). Ветеран Первой мировой, потерявший всех друзей на фронте, опустившийся алкоголик, переживший военные кошмары, но так до конца и не вернувшийся с войны. Отец, взявший себя в руки и помогающий сыну, попавшему в трудную ситуацию.

Также неплох Винс Вон («Настоящий детектив» http://perekat.kiev.ua/настоящий-детектив-true-detective-сериал-2-й-сезон/ ; «Мистер и миссис Смит» http://perekat.kiev.ua/мистер-и-миссис-смит-mr-and-mrs-smith/ ) и его сержант Хауэлл. Неплох, но таких сержантов, грубых снаружи, но все понимающих внутри, будем честными, мы видим в каждом втором военном фильме. Не считая каждого первого. Правда, отдадим должное Винсу, играет он свой персонаж с изрядной долей иронии.

Сэм Уортингтон («Гнев Титанов» http://perekat.kiev.ua/гнев-титанов-3d-рецензия-обзор/ ; «Расплата» http://perekat.kiev.ua/расплата-рецензия-обзор/ ) и его капитан ничем особым не запомнились (Сэм вообще очень неровный лицедей, и тут не самая выдающаяся его работа).

Как и однополчане Досса. Постановщики попытались обозначить характеры хотя бы части бойцов, и показать нам полноценные людские образы, но получилось это лишь с Люком Брейси и его Смитти, да отчасти с Голливудом (Люк Пеглер).

Но то такое, главное у Гибсона и его команды получилось сформировать у зрителя четкое понимание — если бы все действовали так, как Десмонд – войны и прочие вакханалии насилия давным-давно закончились бы как класс.

А значит, у любого человека есть несколько путей сопротивления злу. И вовсе необязательно отвечать на насилие насилием, не забываем про внутреннее «недеяние». Хотя это конечно и не самый легкий и логичный для бесхвостой обезьяны путь. А вот для настоящего Человека – вполне возможная дорога.

Да, к отдельным моментам фильма есть вопросы. Как то к забавному такелажу, по которому ползали нападающие, при этом почему-то упорно не срезаемому японцами. Или к слишком индифферентному отношению оставшихся внизу к подаркам, отгружаемым с вышины. Спустили? Ну и ладно, так и быть отнесем куда надо. А кто это там копошится? Что вообще наверху происходит? Неинтересно.

Но они опять же не портят общую картину.

Напоследок хотелось бы отметить два момента. Первое – то, что на все это военное безумие, уникальную каскадерскую работу и торжество пиротехники Мэл потратил 40 лимонов баксов. Для современного Голливуда бюджет небольшой камерной трагедии или скромного актерского триллера. Но аж ни как не полноценной военной трагедии.

И второе – дружный игнор ленты киноакадемиками – выдавшими Hacksaw Ridge с барского плеча два технических Оскара. Хотя, по-моему, он был достоин победы во  всех трех основных номинациях. Неужто история жизни одного парнишки из трущоб или бодрый мюзикл, матери-истории более ценен, чем рассказ о человеке, отринувшем одно из основных негативных людских качеств?

Эрго. Мощная, жесткая и завораживающая история Человека, показавшего другой путь. Созданная в отлично поставленном антураже военной драмы. Из пока увиденного – главный претендент на мой личный «лучший фильм года».

Режиссер: Мэл Гибсон

В ролях: Эндрю Гарфилд, Ричард Пирос, Джейкоб Уорнер, Винс Вон, Мило Гибсон, Сэм Уортингтон , Дарси Брайс, Роман Геррьеро, Джеймс Лагтон, Касия Стелмах, Хьюго Уивинг, Рэйчел Гриффитс

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.