Уж лучше, чем от водки и от простуд. В. Высоцкий
Вид гигантских волн, обрушивающихся на берег, завораживал Джея с пеленок. Он мог часами стоять на берегу, считая секунды между ударами воды, и мечтать о тех временах, когда под его ногами будет доска для серфинга, а еще ниже кипящая пена волны. Правда все его мечты могли так и остаться грезами, если бы не Фрости Хэссон (Батлер), вытащивший мальца из прибоя, куда тот угодил, спасая собачку своей подружки. Шли годы, мальчик становился юношей, довольно ловко управляющим серфом, но вместе с Джеем росла и его мечта. Теперь он хотел покорить Маверики, огромные волны, достигающие 30 метров. Смертельно опасные гиганты, на бой с которыми отваживались выходить очень немногие серферы. И тогда 15-летний Джей (Уэстон) идет за помощью к Фрости, опытному покорителю волн, некогда один раз уже спасшему его от прибоя.
Фильм «Погоня за Мавериками» (такой перевод гораздо ближе к оригиналу) снят по реальной истории жизни американского серфингиста Джея Мориарти, наследного принца в «спорте королей», в 16-ть лет покорившего самые опасные волны на свете. В процессе съемок группа утопила в океане 6 кинокамер Red Epic, стоимостью около 50 штук каждая (это становится заметно ближе к концу картины, когда технику все же начинают беречь, что по человечески понятно, но в глубине души обидно (вот тут бы под самую волну залезть, вообще было бы «ух!»). Бюджет составил вполне заметные для спортивной драмы 20 лимонов баксов, а исполнительным продюсером выступил Джерард Батлер, исполнитель одной из главных ролей.
Начиная смотреть картину, я абсолютно не представлял, что еще можно сказать о серфингистах, после шикарной «На гребне волны», с пышущим энергией Свейзи. И к фильму отнесся с заметным опасением. Если бы не Батлер, способный в одиночку если не вытянуть провальную ленту, то вполне сделать ее приемлемой, скорее всего рассказ о жизни Джея Мориарти обошелся бы без меня. К счастью все оказалось не так плохо, и почти два часа я провел не зря.
Что забавно, при всей кажущейся простоте, фильм поднимает довольно интересные и злободневные вопросы для каждого думающего человека.
Казалось бы – кузеньки с жиру бесятся. Оно им надо: голым задом да в холодную воду, а еще не дай бог о камень приложит, или акула-каракула какая за попу укусит. Калифорния вокруг, лепота, солнце светит, так нет же, лезуть. Да и не просто так, вдоль пляжа перед девицами покрасоваться, а на сами Маверики надо забраться. Однозначно больные люди.
С точки зрения большинства, по-настоящему (чего у меня, например, к сожалению, или наоборот, никогда не получалось) увлеченные люди, всегда казались существами не от мира сего. Иногда (если придет мода) ими можно даже повосторгаться, но опасливо, издалека, не дай бог вирус увлеченности подхватишь.
Но вот рассказ (в нашем случае фильм) о таком человеке, позволяет осмыслить для себя много довольно важных вещей:
Что важнее, счастье близких, или победа? Может ли вообще по-настоящему увлеченный субъект заводить какие-либо отношения, не говоря уже о семье? Что лучше, жизнь на полную, яркая, но короткая, или долгая, скучноватая, полная маленьких обывательских радостей? Может ли родич по духу, стать таким же близким, как родственник по крови? Есть ли для человека невозможное? Или настоящая страсть способна преодолеть любые преграды?
А казалось бы, всего лишь прекрасные мужчины грациозно скользят на длинных, красивых досках.
Так вот, возвращаясь к «Покорителям». Несмотря на благостную, пасторальную завязку, фильм буквально с первого кадра пронизан ощущением надвигающейся беды. Она, кстати, частенько к увлекающимися натурам приходит. Очень уж близко по краю бездны ходят, границы возможного раздвигая. А границы эти вполне могут дать отпор. Но фанатов это редко останавливает. Ведь эти люди просто не могут иначе.
Что интересно, развитие сюжета не совсем отвечает первым предположениям. Не знаю, полностью ли совпадает сюжет картины с реальной жизнью Джея, но если так, то в очередной раз мы убедимся, что лучшим сценаристом всегда остается жизнь. В результате мы видим не прямолинейную сагу о мальчике, который рос-рос, затем тренировался-тренировался, а потом взял и смог. А историю, способную преподнести зрителю пару-другую весьма неожиданных поворотов.
Скажем сразу все, что не касается основной линии подано достаточно вскользь. Главный противник Джея весьма схематичен, исполняя роль скорее некой функции, чем полноценного персонажа. Любовная связь на месте, но вызывает некое ощущение недоговоренности и условности. Мелькнувшие пару раз некие нехорошие типы в машине, так и остались максимум элементом декора. В общем, все, что не касается серфинга, побоку, дабы не отвлекало. Криминала в этом безусловно нет, но осадочек остается.
Молодой Уэстон скорее порадовал, чем нет. Вначале создается ощущение некой деревянности актера, но в процессе мальчик показывает недюжинный потенциал.
Батлер играет ровно, профессионально, без особых откровений, не опуская планку ниже своего среднего, при этом весьма высокого уровня.
Барышни тоже не показывают ничего выдающегося, хотелось лишь отметить жену Фрости Бренду в исполнении Эбигейл Спенсер. Вот уж достался бедной муженек, дети по койкам плачут, а он по ночам на Маверики лазает, и вернется утром целым, или в мешке по кускам, одному богу ведомо. И даже при этом она находит в себе силы поддерживать супруга в его безумном хобби, умоляя лишь исключить самые опасные заплывы.
Наш рассказ о героях будет неполным без упоминания еще одного равноправного с Джеем и Фрости персонажа:
Океан. То спокойный, ласковый и тихий. То гневливый, штормовой и не прощающий ошибок. То встречающий ныряльщиков волшебным лесом водорослей, то огромной белой акулой. Место, откуда все мы вышли, куда тянет вернуться вновь и вновь. Место, где некоторые остаются навсегда.
Эрго. На удивление адекватная, как бы спортивная драма, которую могут смотреть отнюдь не только поклонники серфинга. Благодаря удачно поднятым создателями картины общечеловеческим вопросам, океану и хорошей операторской работе.
P.S. Кстати, компаньонов Фрости по заплывам на Маверики, сыграли самые настоящие серфингисты, выступившие в проекте еще и консультантами: Грег Лонг, Питер Мел и Зак Вормхуд.
Режиссер: Майкл Эптид, Кертис Хэнсон
В ролях: Джонни Уэстон, Джерард Батлер, Ливэн Рамбин, Элизабет Шу, Эбигейл Спенсер, Скотт Иствуд, Тейлор Хэндли, Александр Канеллакос, Дженика Бергер, Чэннон Роу, Купер Тимберлайн, Харли Грэхэм, Стивен Уиг, Кигэн Боос, Девин Криттенден, Энди Арнесс, Ричард Гросс, Сэмми Эллиотт, Мэттью Бингхэм, Майя Рэйнс, Джеймс Энтони Коттон, Дианна Маркс, Майк Ховард, Майкл Акоста, Этьен Вик, Питер Мэл, Марк Лавелл, Кристофер Суини, Монтгомери Полсен, Дерек В. Адам, Хоакин Кано