Энциклопедия греховности или Лисий капкан для чемпионов
Конец 80-х годов. Марк Шульц (Татум), еще полный сил, но изрядно уставший олимпийский чемпион по борьбе, получает предложение, от которого не в силах отказаться.
До неприличия богатый мужик, некто Джон Дюпон (Карелл), зовет Марка в свое поместье, обещая ему все условия для тренировок, и огромное, как для нищего Шульца, денежное содержание. Готовься, мол, милый друг на полном довольствии к Сеульской Олимпиаде. И не думай о хлебе насущном.
Вместе с Марком Джон желает видеть и его старшего брата Дэйва (Руффало), также чемпиона олимпийских игр и известного борца.
Дюпон, хотя в борьбе разбирается на очень среднем уровне, видит себя тренером олимпийского чемпиона и благодетелем американского спорта.
Вот только исчерпываются ли этим его побуждения? Или под маской орнитолога, филателиста и филантропа таится кто-то еще?
Сколько раз мы видели в начальных титрах «основано на реальных событиях?». Очень много, и чаще всего от реальных событий в картине остается гулькин нос. И тот обрезанный.
В отличие от большинства своих собратьев Foxcatcher подошел к истории Дюпона-Шульца довольно бережно. То бишь ключевые моменты ленты, действительно воспроизводят «реальные события».
Почти все.
Но дело даже не в этом, все же мы смотрим не кинохронику, а художественную ленту.
А скорее в том смысловом посыле, который создатели картины, основываясь на случившемся в далеком 1996-м, хотят донести до зрителя.
Все равно, что в действительности происходило в головах участников событий, мы уже никогда не узнаем. Зато сможем в полной мере пережить одну из версий, предлагаемую нам режиссером.
Версию, препарирующую гомо сапиенс как лягуху, и раскладывающую перед нами пасьянс фактически из всех смертных грехов.
Причем незамаранным не останется ни один из троицы главных героев.
Развивается картина неторопливо, протяжно и плавно, диалоги и раскрытие характеров и отношений изредка перебиваются сценами борцовских состязаний. Но, несмотря на относительно небольшое количество действия, желания нажать на кнопку перемотки не возникает.
Начнем с явного лидера на нелегкой стезе порока, Джона Дюпона из рода Дюпонов.
Я опасался, что нам покажут эдакого рафинировано-коварного злодея. Отнюдь. Это не Доктор Зло. Не ледяной гений со стальными нервами, и далеко идущими планами.
Лысоватый немолодой мужчина с изрядным брюшком и огромным состоянием. С одной стороны, испорченный и развращенный богатством мизантроп. С другой – испуганный подросток, до сих пор пребывающий под влиянием деспотично-аристократичной матушки.
С одной – объевшийся жизни олигарх. С другой — мальчишка, искренне радующийся «победе» в состязании, или выбрасывающий родительские кубки, пристраивая на их место свои игрушки.
При всем этом, человек несущий на своих плечах добрую половину смертных грехов, и целый сонм грешков поменьше.
Гордыня? В полный рост. Не просто устроить атлетам лучшие условия, принимая заслуженные почести мецената, а лезть в тренеры, выпячивать свое «Я», пытаться задавить и переделать своих подопечных. Поместить в свою коллекцию успешного борца, и поведать всему миру, что именно он, Джон Дюпон, сделал из него чемпиона.
Зависть? Сколько угодно. Они стали победителями, а я был вынужден прозябать под маминой пятой, постоянно трясясь на этих страшных четвероногих.
А также гнев, неуравновешенность, нетерпимость, привычка всегда получать желаемое.
В общем, типичный учебный экспонат для психологических этюдов, типа, если видишь хоть одну черту сходства с этим персонажем, срочно работай над собой. До седьмого пота.
Стив Карелл с образом полностью справился. Передана и обида Джона на окружающих, и его легкая (сперва) безуминка во взоре. И неприкаянность, и желание признания. И мягкость, и твердость характера. В общем, вся палитра.
Но и оставшиеся двое отнюдь не ангелочки.
Марк.
Уныние. Лень. Зависть к брату. Инфантильность.
Хороший, мощный борец со слабой психологической подготовкой. Нуждающийся в лидере, и одновременно пытающийся доказать, что способен справится со всем самолично.
Кстати, и сыграно неплохо. Эдакий «а еще я туда ем» (хотя и не боксер). Походка, язык тела (не зря Ченнинг и Марк полгода борьбой занимались перед съемками). Еще, конечно, не Смоктуновский, но явственный прогресс на лицо. Даст бог, и из Ченнинга хороший актер вырастет.
Дэйв.
Наиболее адекватный персонаж из всей триады. Его с ходу можно обвинить лишь в алчности, да хреново работающей интуиции. Но не забывайте, семья, дети, приходится вертеться.
А Марк Руффало то оказывается молодец. Не только Халком прыгать может. Фигурой умеет играть, глазами, лицом, харизмой.
Но коллекционирование грехов не единственная психологическая тема «на подумать», затронутая в ленте.
Пройдутся создатели ленты по отношениям отцов (а также матерей) и детей. По подсознательному желанию защиты, и надежного папиного плеча. Плюсам и минусам семейного воспитания, ответственности родителей. По нюансам дружбы старшего и младшего партнера. По амбициям и желанию первенства, частенько заменяющим весь мир. И даже сделают мимоходный обязательный кивок в сторону латентного гомосексуализма.
В общем, выступят эдакими составителями краткой энциклопедии «знания души». Правда, с изрядным уклоном в ее низменную часть.
Эрго. Интересный психологический проект, извлекающий на свет темные стороны людской натуры.
Режиссер: Беннетт Миллер
В ролях: Ченнинг Татум, Стив Карелл, Марк Руффало, Сиенна Миллер, Ванесса Редгрейв, Энтони Майкл Холл, Гай Бойд, Бретт Райс, Джексон Фрейзер, Самара Ли