Гонка за абсолютным оружием, или Остановившие Армагеддон
1948 год. Франция. В провинциальном городке Гравлин происходит громкое убийство и похищение маленькой девочки Мари (Енакаева).
1937 год. Финляндия. Режиссер Макс Ливиус, некогда русский офицер Максим Левитин (Безруков), эмигрировавший в середине 20-х годов, обращает внимание на таинственный заколоченный дом по соседству со своим особняком. Дом, где проводятся эксперименты по созданию аппарата, который может быть использован в качестве нового, мощнейшего оружия. Оружия, за которым начинают охоту все серьезные разведки мира.
Волей случая именно Макс оказывается человеком, вставшим на пути спецслужб и задавшимся целью не допустить появления оружия, способного перевернуть ход истории.
Шпионские эпопеи с элементами приключений пользуются непременным успехом у зрителя (доказано Бондом (http://perekat.kiev.ua/007-спектр-spectre-2015-bond-бонд/ ). Тем более с участием неординарного Сергея Безрукова (обзор творчества тут http://perekat.kiev.ua/коллекционер-гениев-или-бог-характер/ ). Последние годы сложно занести в безоговорочный актив этому талантливому артисту. Чересчур романтичный «Адмирал» (http://perekat.kiev.ua/адмиралъ-сериал-2009-хабенский/ ). Необязательный «Высоцкий» (http://perekat.kiev.ua/высоцкий-спасибо-что-живой-рецензи/ ). Невнятная «Уланская баллада» http://perekat.kiev.ua/1812-уланская-баллада-2012-рецензия-обзор/ ). И вот новая встреча на этот раз в формате длиннющего сериала.
Встреча, оказавшаяся не скучной, но слегка подзатянутой. Действие развивается слишком уж неторопливо, такое впечатление, что постановщики рассчитывают не на 16 (что само по себе немало), а на 160 серий. А основное действие происходит в стране, чье население совмещает быстроту финнов и эстонцев.
Зато Безруков на это «плавном» фоне развернулся по полной программе. Его персонаж – эдакий сибаритствующий богач-интеллектуал, эпатажная творческая личность, перетягивает на себя внимание практически во всех сценах, где появляется. Железные нервы, великолепное владение телом, чуть ироничное отношение к происходящему, сносящая с ног харизма. Что интересно, играть Сергей стал поспокойнее, уже не берет все сцены на экспрессии, больше пользуется полутонами, мимикой, внутренней эмоцией. Однозначно лучшая работа проекта.
Но и кроме Безрукова есть на кого посмотреть. Серебряную медаль «Охоты» я бы отдал Марии Луговой и ее Анне Ярцевой. Редкий случай, когда женский образ запоминается больше практически всех мужских. Мало того, что она суперагент НКВД, способная заткнуть за пояс уже упомянутого Бонда, так она еще и весьма неглупый человек, вовсю пользующийся смекалкой и сменой образов. От московской студентки до матерого диверсанта. От молоденькой актриски до la femme fatale. От отличного аналитика до… в общем, «личностей» у барышни хватает. И сыграно на уровне – с внутренней иронией, использованием мозгов, женским очарованием и мужской жесткостью. Весьма и весьма.
Бронза у Евгения Стычкина и главы Специального отдела НКВД Глеба Бокия. Любимый чекист всех авторов, связывающих наши доблестные органы с неведомым и мистическим, тут стал одним из основных и наиболее активных героев. Выглядит он у создателей сериала умным и вполне позитивным персонажем, способным конечно походя закатать в тюрьму кого угодно ради своих целей. Но при этом думающем о стране, прекрасно понимающем всю ограниченность начальства и коллег, ищущем любые пути для усиления влияния СССР (и своей власти само собой). Вот только кончил реальный Бокий отнюдь не так благостно как его экранное воплощение.
Да пожалуй, Евгения Карпова с его профессиональным нацистом Отто Скорцени стоит упомянуть.
Среди второстепенных персонажей встречается актерская игра уровня первокурсника театрального института, но, в общем, уровень подтанцовки и массовки рвотного рефлекса не вызывает. В отличие от многих сериальных проектов российского разлива.
Антураж у постановщиков также вышел вполне достойным. Автомобили и мотоциклы того времени, мундиры, наряды и оружие. Плюс действие постоянно переносится из Франции в Советский Союз, из Германии в Финляндию, что добавляет разнообразия локациям, и не позволяет зрителю сильно заскучать от неторопливого развития событий.
Вопросов к логике сюжета хватает. Особо отличились финские спецслужбы, неоднократно упускавшие все хорошее, что уже было у них в руках, с регулярностью достойной лучшего применения. Советские дипломаты также не выглядят гениями чистого разума. В отличие от Бокия и некоторых фрицев.
Да и сама идея этого пресловутого оружия Филлипова выглядит, мягко говоря, спорной. Да, я в курсе, что исследования профессора и его громкие заявления — исторический факт. Но все равно – отчего-то мало верится в реальность такого «вундерваффе».
А уж о моральных воззрениях изобретателя я и вовсе молчу – бред бредом. Конечно – давайте ради мира во всем мире выдумаем абсолютное оружие. Авось, пронесет и все помирятся. Гениально, Ватсон!
Но если не цепляться к деталям, все эти игры спецслужб, интриги, поединки, схватки пауков в банке и прочее баловство под мудрым взором Макс Ливиуса, смотрится адекватно и особой зевоты не вызывает. Если бы они еще «воду» подсократили, ограничившись 12 -13 сериями было бы еще лучше.
Эрго. Антуражный, но слишком затянутый шпионский сериал с бенефисом Сергея Безрукова и весьма достойной ролью Марии Луговой. В целом – неплохо, вот бы постановщикам еще научится меру в хронометраже знать.
Режиссер: Давид Ткебучава
В ролях: Сергей Безруков, Мария Луговая, Евгений Стычкин, Артём Ткаченко, Илья Любимов, Наталья Швец (II), Дмитрий Поднозов, Петар Зекавица, Евгений Карпов, Иван Макаревич, Олег Гераськин, Иван Добронравов, Артём Крылов, Александр Зуев, Максим Митяшин, Андрей Руденский, Николай Шрайбер, Константин Адаев, Джунсуке Киношита, Диана Енакаева, Вероника Тимофеева, Людмила Харитонова, Полина Максимова, Даниил Кокин, Стасс Классен, Виктория Малекторович, Станислав Лесной