Жалеет, что мало играет слабых и беспомощных, хочет изобразить врача, а также почаще сниматься в комедиях. Ненавидит глупость, уныние, бездеятельность, ценит мужское общение. При случае вполне способен связать веник. Скучает по советскому кинематографу. Любит вкусно поесть, играть крайности, а также перечитывать Чехова и Достоевского. Уверен, что настоящее кино — то, после которого хочется жить как можно дольше.
Считает милиционеров сильно идеализированными «голубым экраном», но признает, что на телевидении, менты действительно герои нашего времени.
Не воспринимает себя жестким человеком, хотя, иногда может быть даже грубым.
Сильнее смерти боится позора.
Сергей родился 1 сентября 1958 в украинском Херсоне. Рос весьма озорным мальчуганом, зачастую дело доходило до откровенного хулиганства, типа битья стекол. О драках и срыве уроков и говорить нечего. Несколько раз, потерявшие всякое терпение преподаватели, настаивали на исключении малолетнего Гармаша из школы.
Было одно, что заставляло Сергея позабыть о шалостях и очередном походе «выйти поговорить» за школу. Море. Великая древняя стихия стала его мечтой с самого детства (и не отпускает актера до сих пор).
Перед окончанием восьмого класса Гармаш, конечно, вздыхал о мореходном училище, но прекрасно отдавал себе отчет: с его знаниями по точным наукам шансы поступить крайне близки к нулю.
И кто знает, как бы сложилась его судьба, если бы вожжи в свои руки не взяла мать, Людмила Ипполитовна. Именно она отдала документы сына в Днепропетровское театральное училище. Сергею было все равно. Театралка, так театралка.
Закончил, стал артистом кукольного театра. Даже успел погастролировать по весям херсонщины. Перед армией.
В Великой и Легендарной Гармаш попал прямиком в стройбат. Вместо военного ансамбля, куда он было намылился как артист.
Что забавно, о времени проведенном в строю Сергей Леонидович не жалеет: «я там многому научился, что потом в жизни пригодилось: могу быть бетонщиком, стропальщиком, руками многое умею делать».
После службы Сергей решил продолжать свой роман с Мельпоменой. Его путь лежал в столицу нашей огромной родины. Долго колебался, с каким же именно театральным училищем связать свою судьбу, и в результате выбрал школу-студию МХАТ.
По окончанию студии, в 1984 году, Гармаш становится артистом труппы Московского театра «Современник» (где благополучно работает до сих пор).
В этом же году Сергей дебютирует на большом экране. «Отряд», о семерке бойцов Красной Армии, в 1941-м выбирающихся к своим, с занятой немцами литовской земли. Кстати, Иван Пурин – до сих пор одна из любимых ролей Гармаша.
С того самого времени и по сегодняшний день Сергей среди самых востребованных российских актеров.
Вспомним самые интересные из его работ.
Тракторист Гришка в социальной сельской драме «Обида» (1986). Иван Владыко из «Ивана Великого» (1987), рассказа о послевоенной судьбе солдата, разыскивающего сына. Павел Дыбенко в «Моонзунде» (1987) о балтийских событиях времен первой мировой войны, по роману Пикуля. Могол в «Беспределе» (1989), одной из первых лент, открывающих всю неприглядность тюремной жизни. Сержант Яков Павлов из «Сталинграда» (1989) Озерова, ленте, снятой при участии половины Европы и даже Штатов.
Костя Смагин из «По 206-й…» (1990), истории тракториста, попавшего в жернова системы, после совершения мелкого хулиганства. Егор в пионере отечественных телесериалов «Горячев и другие» (1992-1994). Юрий Мальцев из «Операции «Люцифер»» (1993), версии гибели барда Игоря Талькова. Иван Бездомный из «Мастера и Маргариты» (1994) Юрия Кары, фильма, из-за конфликта режиссёра и продюсеров, вышедшего на экраны лишь через 17 лет после создания. Фрол из «Волчьей крови» (1995), рассказа о командире особого отряда по борьбе с бандитизмом, мстящего за отца, на фоне гражданской войны. Сам Гармаш весьма отрицательно относится к этой ленте, вспоминая лишь великолепную алтайскую натуру. Борис Годунов в масштабном и эпическом «Ермаке» (1996), дорогущем проекте, съемки которого длились, с перерывами, около десяти лет. Фидель/Фёдор Кикоть во «Времени танцора» (1997), ленте о жизни на послевоенном Кавказе. Ленте, собравшей целый ворох наград и номинаций, и давшей путевку в большое кино Чулпан Хаматовой. Капитан милиции Кошаев из «Ворошиловского стрелка» (1999) Говорухина, сказе о том, как постаревший Михаил Ульянов дает прокашляться негодяям, изнасиловавшим его внучку. Оперуполномоченный Васин «Петрович» в криминальном сериале «Д. Д. Д. Досье детектива Дубровского» (1999). Майор Юрий Коротков в «Каменской» (1999-2000), очень качественно сделанном детективном сериале по романам Марининой (Гармаш не расстанется с Каменской еще три сезона, до 2003 года).
Семен Семенович из «Нежного возраста» (2000), истории взросления в стране, кардинально меняющей свой уклад (премия «Ника-2001» за лучшую роль второго плана). Евгений Маркеранц из «Механической сюиты» (2001), довольно удачной черной комедии с хорошим актерским составом. Иван в «Любовнике» (2002), сильной разговорной драме с мощным дуэтом из нашего именинника и великого Олега Янковского.
Старший мичман Николай Крауз в «72 метрах» (2004), картине чересчур патетичной, но с качественными актерскими работами. Обергруппенфюрер Гейдрих из «Красной капеллы» (2004), «шпионского» сериала, тепло воспринятого зрителем. Чекист Толя в очень качественной психологической драме «Свои» (2004), одной из лучших лент десятилетия о людях и войне. Генерал-полковник Николай Лаптев из мелодрамы времен застоя «Кружовник» (2006). 3-й присяжный в «12» (2007) Михалкова, интересной, но слишком разжеванной драме, спасаемой отличным кастингом. Анатолий Панарин из «Папы напрокат» (2008), доброй семейной комедии об отцах и детях. Выродок Аллу Зеф в «Обитаемом острове» (2008), полностью провальной попытке изобразить гламурных Стругацких. Киллер в «Горячих новостях» (2009), боевичке динамичненьком, но полном несостыковок. Майор НКВД из прозападного, весьма стереотипного и «паровозного» «Края» (2010). Метеоролог Владимир Дроздов из атмосферного триллеро-детектива «Прячься!» (2010). Авторитет Виктор Шаманов из «Дома» (2011), тяжелой криминальной драмы о конфликте поколений и смене времен, неоднозначно воспринятой как зрителями, так и критикой. Петлюровский полковник Козырь-Лешко в «Белой гвардии» (2012) обзор здесь http://perekat.kiev.ua/?p=964, фактически первой экранизации именно романа Булгакова. Демонический персонаж Гармаша, однозначное украшение довольно спорной экранизации.
От трех до десяти картин в год. И пусть у него немного главных ролей, но это не мешает оставаться одним из любимейших и известнейших актеров нашего времени. А также собрать массу номинаций и призов (включая номинации на Оскар). Он может себе позволить отказаться от роли, если чувствует: материал того не стоит. Хотя есть персонажи сыгранные исключительно ради денег, работы за которые ему стыдно. Тем, кто желает грозно насупить бровь по этому поводу, советую вспомнить слова некоего Иешуа Га-Ноцри, насчет камней.
Сейчас Гармаш в самом расцвете актерских сил. Нас, зрителей, он еще явно порадует не раз.
Посему остается в день его рождения пожелать, сбычи ЕГО мечт.
В частности, чтобы уже в ближайшее время, от его собственного дома на берегу, в кругосветное путешествие по предзакатному морю отправилась личная яхта, за штурвалом которой стоял Сергей Гармаш.