Владимир Торин, Олег Яковлев «Мистер Вечный Канун: Уэлихолн/Город Полуночи». — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022 г. Серия: Red Violet. Темные миры.
Человек в зеленом, или Ведьмы существуют…, и не только ведьмы/Такие разные сказки/«Семья превыше всего»: Корделия с матерью подтвердят.
Виктор Кэндл не собирался возвращаться домой из Лондона. Слишком резким был разрыв с родней несколько лет назад, да и людьми родственники Виктора были тяжелыми.
Однако стоило парню получить анонимное письмо с просьбой о помощи и мольбой приехать в Эссекс, Виктор не устоял. Ведь в письме сообщалось, что обитателям семейного поместья угрожает опасность.
В особняке Крик-Холл Кэндла ждут не только мрачные воспоминания и меланхолия, но и куча родни и прочих гостей, которую собирает властная мать Виктора на праздник Дня Всех Святых.
Родительница – гроза всего города, пугливый младший брат, ехидная сестра-подросток, пышущие ядом тетки, манипулятор и подкаблучник дядюшка. Натуральный паноптикум!
Но кроме этих прекрасных людей в Крик-Холле поселился кто-то еще. Кто-то, чье имя упоминают, но чье присутствие отрицается. Кто-то, кого стоит опасаться. Кто-то, кто, скорее всего, не является человеком.
Роман с любопытной структурой и качественной атмосферой. Начинается Канун подобно сказкам Даля, типа Великана и особенно Ведьм, чуть мистическим, таинственным повествованием, полным намеков и приятных ожиданий, но изрядно детским по духу и настроению. Однако спустя немалый кусок текста стиль резко меняется, становясь похожим, когда на неадаптированные сказки братьев Гримм, когда на раннего Кинга. Постепенно все больше приближаясь к Ночи в тоскливом октябре. Напоминая в очередной раз, что волшебные существа обитают рядом с нами, и они отнюдь не добрые пусички (о чем уже неоднократно говорилось у тех же Инг, Кларк, Де Линта), в лучшем случае себе на уме.
Нас ждет постепенное знакомство с миром сверхъестественного Уэлихолна, с его магией, духами и фейри. Причем в лице Виктора, через которого мы изрядную часть времени видим эту самую мистику, мы имеем такого себе «нашего соседа». Не волшебника, как у той же Кларк или Батчера, а обычного человека (хотя кровь, знаете ли, не водица). Что добавляет чуток сопереживания. Жаль, как главный герой Виктор смотрится так себе. Снулым, аморфным, вяловатым, не слишком интересным. При этом его расследование загадки анонимного письма, становится одним из сюжетообразующих действий, позволяя читателю увидеть сверхъестественную сторону Уэлихолна раньше самого Виктора, упорно за деревьями не различающего леса. Парень лишь во втором томе начинает шевелиться поактивнее.
Немало внимания достается также младшему сыну семейства Кэндлов – Томасу. Через которого мы получаем детское восприятие Хэллоуина, и приходящее понимание настоящей сущности этого «праздника». И твоих близких, которые, на самом деле, могут оказаться еще теми скотами.
Кларе Кроу – последней из павшей семьи. Одному из самых многогранных и трагических протагонистов книги.
Но в целом, героев вряд ли можно назвать сильной стороной романа (особенно если учесть, что подавляющее большинство взрослых персонажей книги еще те скоты). Тем паче, авторы с ними не особо церемонятся.
Ведь основной фишкой «Кануна» являются аж никак не персонажи, а общая атмосфера мрачного и мистического Дня Всех Святых.
Неделя перед Хэллоуином выходят в городе насыщенной. Последние дни перед каникулами у школьников, разговоры о легендах праздника, закупка тыкв, украшение улиц фонарями, очереди в кулинарные магазины, где ждут покупателей тематические шедевры. Трепетное ожидание, размышление над костюмами, и непременная «Сладость или гадость».
Но кроме открытых приготовлений к веселому событию, в которые вовлечены практически все горожане, есть семьи, где подготовка включает в себя нечто большее.
Ведь Ведьмы существуют, как нам наглядно продемонстрируют. И они вполне соответствуют своей злобной репутации. Наложить проклятие, запугать ближнего, напакостить соседу — для них раз плюнуть. И в хозяйстве им гораздо проще, чем нам с вами. Живут большими (не-)дружными семьями, которые борются за влияние, плетут заговоры, заключают и разрывают союзы, порой вступая в натуральные войны друг с другом. Как вовне семейств, так и внутри оных. Не Игра престолов конечно, но что-то «игровое» присутствует. Выстроены их общества по принципу матриархата, некоторые из ведьмовских фамилий мужчин и вовсе не посвящают в колдовские дела («сильный» пол, что с них возьмешь).
Но ковенами из гомо, так сказать, сапиенсов, мистический мир романа не ограничивается. Мы увидим существ, аж никак не являющихся людьми. И преследующих в Канун праздника свои, неведомые никому цели. Природа этих самых существ тоже загадка из первейших.
Противостояние людей с нелюдью, попытки использовать друг друга (враг/врага) в своих целях, становится одной из основных линий дилогии.
Жаль, Иеронима авторы вскрывают относительно рано. Хотя аж никак не до конца. Многие нюансы проясняются лишь со временем. А определенные вопросы к его природе останутся и после финала.
Магия в книге разнообразна и порой довольно впечатляюща. Запутать дороги, заморочить голову, сменить обличье, сварить приворотное и отворотное зелье, использовать дальновидение через зеркало, наложить проклятие, левитировать предметы, подружиться с животными, поиграться с телекинезом, пропутешествовать через горящий камин, полетать на метле, управится с воздушным потоком или ядовитыми растениями, сойтись в колдовском поединке, излечить его последствия (отдельное спасибо за противостояние ведьм с гоблином). После экватора второй части нас ждет натуральное сражение волшбарей (и не одно) в духи заключительных книг Поттерианы, с применением всего магического арсенала. А у сверхъестественных существ имеются свои способности (эк, старине библиотекарю не повезло).
В наличии битвы за власть и силу, интриги, заговоры и прочие сложные отношения внутри ковена. Еще больше раскрывающие мерзкую сущность тех, кто связан с колдовством. Покажут нам также Зазеркалье с его малоприятными обитателями. Место, порой использующееся ведьмами и напрямую влияющее на сюжет.
Действие разворачивается неторопливо (наверное, даже слишком), обстоятельно вводя нас в мирок Уэлихолна, знакомя с различными людьми (и нелюдьми), постепенно приоткрывая маски и сбрасывая личины (которыми пользуется немало добрых горожан), не только отдельных людей, но и целых семейств. Погружая в вязкое, холодное, когда увлекательное, когда кошмарное преддверие Хэллоуина.
Напряжение в книге нарастает постепенно, как я уже сказал, переводя историю из разряда уютных детских сказок в темную, страшную категорию натурального хоррора. С предательством, подлостью, роковыми тайнами. Жертвованием и использованием своих близких. Болью и страданиями, как физическими, так и душевными. Полным игнорированием светлых чувств и наивных представлений о теплых родственных отношениях. Лозунг «Семья превыше всего» заиграет в Кануне новыми, кровавыми красками. Жесткий роман вышел, ничего не скажешь.
Достигая апогея после наступления Хэллоуина. Считай, половину второго тома, пропитанную безостановочным экшеном, оторваться от происходящего сложновато. Драйв зашкаливает.
Посокрушаются авторы о человеческой природе, когда неглупые могущественные люди, чье прозвание пошло от «ведающих тайны», оказываются полностью затянуты в омут ненависти, гордыни, презрения к окружающим, стремления к могуществу, жажды стать самой главной жабой в болоте. Их бы энергию да в мирных целях, горы бы свернули, право слово.
Эрго. Любопытный атмосферный проект, из детской сказки трансформирующийся в жесткий и жутковатый хоррор, еще раз показывающий темные стороны ведьм и сверхъестественных тварей. Недурно, но не помешала бы твердая редакторская рука и изрядное сокращение объема.