Питер Уоттс «Ложная слепота». — М.: АСТ, СПб.: Астрель-СПб, 2009 г. Серия: Сны разума
Приговор самосознанию, Или битва ума с разумом
Конец 21-го века. Человечество вышло в космос. Привело в порядок экономику. Практически позабыло о натуральном сексе, заменив его компьютерным. Изобрело свой собственный виртуальный рай. И вплотную подошло к концу плотской истории: эмуляции человеческого сознания в программную среду.
Однако, как обычно, человек предполагает, а кто-то по ту сторону располагает.
13 февраля 2082 года, в 10.35 по Гринвичу, люди убедились, что не одиноки во Вселенной.
Вокруг Земли появились 65536 зондов, тут же прозванных «светлячками». Никто не знал цели их визита, но человечество мгновенно начало готовиться к худшему. Экономика пошла вразнос, для защиты от пока неведомого врага вооружались грузовые корабли, переоборудовались убежища, срочно начались поиски хозяев загадочных «светлячков».
И что самое удивительное, кое-что таки обнаружилось.
Радиосигнал с транснептунианской кометы в поясе Койпера. Для прояснения ситуации к комете отправляется наиновейший корабль «Тезей», несущий на борту бойца, переговорщика, биолога, синтета, и…
Вампира.
Канадец Питер Уоттс («Морские звезды», «Водоворот», «Бетагемот», «Эхопраксия«, «Революция в стоп-кадрах«) далеко не сразу стал писателем. Начинал Питер как специалист по морским млекопитающим, причем подошел к делу основательно, получив степени бакалавра и магистра наук в одном университете и докторскую в другом.
И лишь в 1999-м году увидел свет его дебютный роман «Морские звезды». Особо плодовитым автором Уоттса не назовешь при всем желании, ведь с того момента он издал аж 5 романов. По-видимому, к написанию своих книг Питер подходит так же обстоятельно, как к процессу обучения. По-старому доброму принципу: тише едешь – дальше будешь. И выходит у него это вроде неплохо. Как минимум с пару десятков номинаций и восемь премий утверждают это со всей очевидностью.
Причем в основном как раз за нашу сегодняшнюю героиню, Blindsight. Она даже за Хьюго в 2007-м сражалась, но проиграла «Концу радуг» великолепного Вернора Винджа.
Роман действительно интересный, хотя не без недостатков. Уоттс, вспомнив заветы мэтров золотого века фантастики, подымает в Blindsight чертовски важные и сложные для вида гомо сапиенс вопросы.
Положив в основу книги твердую научную фантастику, Питер говорит о разуме, уме, сознании и личности. Работе мозга, сюрпризах серого вещества, приятных и не очень. Виртуальности, ее достоинствах и недостатках. Встрече с Чужими (ну совсе-е-е-м чужими), и неожиданностях, которые может принести эта встреча.
Но больше всего о человеке и человечности.
А чтобы читателю не было скучно, все эти размышления Уоттс заворачивает в обертку классической science fiction. Причем подходит к миру будущего со всей ответственностью и обстоятельностью, явно присущей ему по жизни.
И если конкретный уход человечества в виртуальность особо новым ходом не назовешь. Хотя и эту картину Питер буквально парой мазков (Небеса, борьба реалистов, мозгоправы) заставляет засиять новыми красками.
То экипаж Тезея, это просто праздник души какой-то.
Сири Китон. Синтет, в детстве подвергшийся «радикальной гемисферэктомии». «Комиссар» «Тезея», бесстрастный полукомпьютер, специалист по извлечению информации, идеальный наблюдатель, предназначенный для «упрощения реальности». Тот, от лица которого мы увидим львиную часть происходящего.
Фанат лингвистики, банда четырех Сьюзен Джеймс, специально подселившая к себе в черепушку пару-тройку дополнительных личностей (и не смейте называть из альтер-эго!).
Майор Аманда Бейтс. Представьте военного, предпочитающего решать конфликты дипломатическими способами. И возрадуйтесь неудержимой фантазии автора.
Биолог Исаак Шпиндель, ученый, способный разделять тело и сознание.
И кончено же, алмаз коллекции – упырь Юкка Сарасти. Существо, на несколько порядков как физически, так и интеллектуально превосходящее любого человека. Идеальный хищник. Смертельная угроза. Да что я вам рассказываю! А то вы про вампиров не читали.
Да, кстати, прямых углов/крестов они действительно не выносят.
В общем, в давние времена они почему-то вымерли, а какое-то время назад наверху решили, что пора вернуть их из могил. Наука взяла под козырек, и вуаля!
Один из кровопийц уже командует кораблем, отправляющимся к черту на рога.
Так что забойными архетипами для воплощения своего философского замысла, автор нас обеспечил. Постарался, не поспоришь.
А вот к стилю написания есть вопросы. Излагается происходящее (за редкими исключениями) от первого лица Сири Китона, который отнюдь не дурак погрузится в личные воспоминания. Оно вроде как и неплохо, глубже раскрывается персонаж, а с ним и мир будущего. Но в какой-то момент изрядное многословие Китона начинает надоедать. Объем книги не такой большой, чтобы читателю захотелось убить Сири раньше, чем пришельцы, но осадочек остается.
И еще один раздражающий к завершению романа аспект – перегруженность текста специальной терминологией, научной (псевдонаучной?), или наукообразной болтовней и отсылками к разнообразным ученым трудам, теориям и аксиомам.
Мне как кондовому гуманитарию, показалось, что Уоттс с ентим делом малехо перегнул палку.
Но то такое, кому что по нутру.
Главное, что вопросы, которые рассматривает Питер, рано или поздно встают как перед технарем или химиком, так и перед филологом или журналистом.
Потому что они все — люди.
Эрго. Интересный, но местами перегруженный философско-фантастический роман в стиле старых мастеров (но не забывающий о фишках 21 века), поднимающий массу актуальных для думающего человека проблем. Причем в мире, способном неоднократно удивить читателя. Вот бы еще бы поменьше «научной воды», было бы вообще хорошо.