Кровавый завет, Макклеллан Б.

Брайан Макклеллан «Кровавый завет». — СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2015 г. Серия: Звёзды новой фэнтези. (Первый роман трилогии «Пороховой маг»).

Революция под посвист гильотины, или Ни за понюшку пороха

Когда фельдмаршал Тамас решил свергнуть монарха, облегчить участь народа и отомстить за жену, он не предполагал, насколько все будет непросто. Пустая казна, надвигающаяся война с соседями, толпа, попробовавшая крови, смерть верных соратников-магов, мятежи роялистов и предательство, грозящее из-за каждого куста.

А вдобавок непонятное пророчество, грозящее гневом богов. Пророчество, в котором по силам разобраться лишь сыну фельдмаршала — пороховому магу Таниэлю, да отставному сыщику Адамату. И то, если не пропустят очередной коварный удар.

 

Смешение псевдоисторических мотивов, магии и огнестрельного оружия прием далеко не новый (из свежих книг можно вспомнить того же Векслера), но все равно вызывающий определенный интерес. Американец Брайан Макклеллан, в свое время, кстати, посещавший литературные курсы  небезызвестного Брайана Сандерсона (чей «Пепел и сталь» явно произвел серьезное впечатление на молодого автора) занырнул в воды этого смешанного поджанра с головой.

Исторические аллюзии его книга вызывает с первых страниц. Перед нами классическая картина французской революции c гильотиной, казнями дворян и монарха с супругой, аналогом Наполеона, кровавыми народными «гуляниями», гражданскими столкновениями меж роялистами и взявшими власть. Разве что о предпосылках говорится немного, и последующий террор автор не счел нужным вводить. Да и время тут плюс-минус конец 18 – начало 19 века. Мушкеты, штуцеры, пушки, книгопечатание, университет, профсоюзы (анахронизмов, правда хватает даже для условного 18 века). В общем, один в один. За одним существенным исключением.

Магия.

Волшебства в мире Макклеллана хватает. Его колдуны делятся на три категории: Одаренные (обладающие одним даром, к примеру, способностью не спать) и Отмеченные с Избранными (все, понятно, с Большой Буквы).

Избранные — классические волшебники, не мыслящие себя без перчаток, использующие «распальцовку», работающие с первоэлементами, творящие файерболы, молнии и прочие разрушительные спецэффекты (с созиданием у здешних магов вообще нелады, за одним толстым исключением). Дальность их заклинаний обычно ограничена, но в принципе очень мощные хлопцы.

Отмеченные – ребята горой стоящие за честь Макклеллана как оригинального автора. Это колдуны, все способности которых завязаны на дымный порох. «Занюхав дорожку», или слизав добрую порцию пороха, Отмеченные приобретают неординарные способности, в основном связанные с их родимым организмом. В пороховом трансе увеличивается выносливость, скорость, сила, переносимость боли, улучшается зрение и слух, появляется возможность вызвать взрыв порохового рожка на поясе или в мушкете у оппонента, поразить белку в глаз на расстоянии пару миль, использовать энергию выстрела, направив пулю куда нужно, чуять порох и патроны. Пороховые маги действуют по принципу незабвенного герцога Икторна: «Я сам себе катапульта!», точнее супер-снайпер и оптический прицел. Правда, длительное и безудержное использование пороха приводит к зависимости, превращая мага в наркомана, но это уже издержки профессии. А если разом «вдуть» слишком много (половину порохового рожка и больше) то можно и на месте копыта откинуть. Да и с золотом у них своеобразные отношения. А для борьбы с этими славными парнями имеется особое оружие – духовые ружья, которые они не могут подчинить своей власти (похоже, стреляют эти самопалы без помощи пороха).

Отдельное место занимают Убийцы магии – Избранные, отказавшиеся от врожденных способностей, превратившиеся в существ, на которых не действует магия, а они, в свою очередь, могут защитить от колдовства тех, кто рядом и, прикоснувшись, лишить волшебника сил.

Развитие событий в романе с одной стороны достаточно шаблонно. Часть героев отправляется в квест, другая копошится в столице. Да и структуры типа Дозора, куда ссылают разных маргиналов (не Ночного и то хлеб), стоящего между жителями Ардо и прочим миром, не добавляют книге оригинальности. С другой автор старается, чередуя локации, поджанры, предчувствие опасности, не дать читателю заскучать. Имеется парочка нежданчиков, один их которых (с похищением), даже можно назвать удачным, правда слишком коротким.  

Начинается книга той самой революцией, довольно быстро приобретая все больше классических приключенческих черт. Затем Брайан запускает детективную линию, когда один из героев пытается вычислить предателя в новом правящем совете, а второй — не дать развалиться стране, в которой сменился государственный строй. В то же время на другом конце королевства (пардон, уже республики) в свои права вступает военная арка сюжета, когда армия вторжения злых соседей, при поддержке туевой хучи магов, пытается сломить сопротивление гордых защитников горной крепости, обороняемой тем самым Дозором и третьим из героев.

Но это все лишь фон для поистине смертельной опасности.

Основных протагонистов в романе, как вы уже поняли, ровно трое.

Фельдмаршал Тамас. Тот самый аналог Наполеона, правда, с изрядным количеством отличий. Он старше маленького корсиканца, и мотивация Тамаса отличается. Не жажда власти, гордыня и раздутое до предела самомнение (во многом обоснованные), а гремучий коктейль из желания отомстить за жену и облегчить жизнь народу. Фельдмаршал искренне болеет за свою землю и сделал для нее немало хорошего. Тамас из Одаренных и мало того, что является гениальным полководцем (не особо, к слову, это проявляя), еще и самолично способен причинить врагу немало проблем. На его примере мы видим столкновение благих желаний с суровой действительностью, размышления об аморальных методах, типа использования целой банды наемных убийц, тяжесть управления государством, груз уступок, на которые приходится идти перед совестью.

Второй главный герой – его сын Таниэль. Один из лучших стрелков и самых мощных пороховых магов Ардо. Охотник за Избранными, на чьем ружье немало смертных «зарубок». Переживающий об утилитарном отношении к нему отца. Запутавшийся в собственных чувствах к двум женщинам. Боевой юноша, для которого нет невыполнимых заданий.

Третий – детектив Адамат. Дяденька с феноменальной памятью, отвечающий за линию расследования. Неглупый, хороший профессионал, попавший как кур в ощип в неприятную ситуацию с огромным долгом. За который, как за поводок, его пытаются водить враги фельдмаршала.

Также интересны образы членов правящего совета: барышня, командующая самой сильной во всем Девятиземье армией наемников (привет от частных военных компаний). Первосвященник – бретер и жуткий бабник, любящий шинковать противников на дуэлях, невзирая на свой священный сан. Передовой лидер профсоюзов. Представитель вершин адопестского дна. Ректор университета. Финансист, погруженный в цифры.

Точнее интересны даже не сами образы, а личность предателя, таящегося среди них, и вычисление этой самой личности здешним Шерлоком Холмсом.

Самым любопытным, пожалуй, персонажем стало то самое толстое магическое исключение. Шеф-повар, чья магия связана с созданием еды, Одаренный, прослывший сумасшедшим, называющий себя перевоплощением божества.

В общем, герои съедобны, но не более.

Бензинчику в периодически затухающий сюжетный костер добавляет арка пророчества и подозрительно сильных Избранных. Непонятные проблемы, чуть ли не божественного уровня, обещанные нашим революционным потрясателям основ и низвергателям королей. Эта линия здорово поддерживает интригу, придает событиям глубины, придает этому миру прошлое, пытается добавить сюжету эпичности (не всегда удачно).

Общее ощущение от книги двойственное (ожидалось, скажу сразу, большего). Есть всплески, когда от страниц не оторвешься, есть вялые отрезки, клонящие в сон.   

Слог местами довольно корявенький, переходы рубленые и резкие, язык идеальным назвать не получится при всем желании (или опять переводчик порезвился?). Есть пару моментов просто оставивших в недоумении. Пуля после выстрела из пистолета «ударяется в пол», а следом из ствола того же пистолета «выкатывается свинцовый шарик»???  То «пороховым чутьем» маг способен взорвать мушкет на расстоянии, то чтобы включить свои силы, ему необходимо непременно нюхнуть пороху, который висит в паре метров от него.

Да и революцию можно (и нужно) было «замутить» круче (такой материал пропал), не превращая через сотню страниц роман в стандартное военно-магическое приключение. 

Эрго. Фентези, смешавшее магию с огнестрельным оружием на фоне событий, подозрительно напоминающих французскую революцию, и, к сожалению, не сумевшее полностью раскрыть потенциал идеи. Фентези довольно неровное, радующее пороховыми магами и отдельными удачными сценами. А вот ко многим остальным моментам есть вопросы.

Запись опубликована в рубрике КНИГИ-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.