Первые 40 лет самые сложные в жизни мальчика, или «Отнимать игрушки у мужчин непозволительно!»
Кристофер Робин (МакГрегор) все-таки вырос. Закончил интернат, женился, завел дочь. Прошел войну. Устроился на работу менеджером по эффективности в компании, производящей чемоданы. Взвалил на свои плечи кучу ответственности, все глубже увязая в болоте рутины и обыденности.
До той поры пока во дворике лондонского дома Кристофера не объявился его старый знакомый Винни – медвежонок небольшого ума, но с золотым сердцем.
Истории о Винни-Пухе были чертовски популярны в нашем короткоштанном детстве. Правда, будем честными, мультфильмы Хитрука по известности оставляли далеко за спиной пересказы-переводы Заходера. А основным отличием мультов от книги было полное и окончательное отсутствие в мире мультипликационного Винни хоть какого-нибудь Кристофера Робина. Да, большинство из нас позднее познакомились с этим персонажем, но до конца своим для миллионов советских детишек он так и не стал. В отличие от Винни, Пятачка или Иа.
А так как все они, правда порой под непривычными именами, появляются в новой работе Марка Форстера («Война миров Z»), его фильму было решено дать шанс.
Перед нами классическое диснеевское кино, семейное, очень милое и порой перебирающее с патокой. Причем с первой же сцены в лесу. К счастью, постановщики дают после нее попить водички и отдышаться, почти на полчаса перебрасывая нас в послевоенную английскую реальность. А потом появляется самый любимый в литературе медведь, и реальность перестает быть особо реальной. Точнее превращается. Из унылой и постной взрослой в задорную и яркую детскую. Фактически у нас перед глазами сталкивают два мира. Скучные, уставшие, поглощенные работой взрослые и верящие в сказку, умеющие получать удовольствие от простых вещей дети. Первые «работают, работают, ни фига не зарабатывают», а если и зарабатывают, то ценой жуткой усталости, нервных срывов, сумасшествия, потери связи с близкими. А когда перед ними встает сложная проблема, решают ее исключительно традиционными арифметическими методами. Тут вычесть, тут упростить, тут испортить. Вторые – постоянно находятся в состоянии игры, восхищаются каждой мелочью, любят окружающий мир и способны порой трансформировать реальность, взглянув на задачу с неожиданной стороны, или создав ситуацию, когда этот взгляд возможен у других. Да, Christopher Robin изрядно идеализирует пору детства и отрочества. В картине касаются лишь одной проблемы этого возраста – полной зависимости от взрослых, но на самом деле их гораздо больше – психологические бури, ментальная уязвимость, формирующееся тело. И некоторые детишки вполне способны впасть в депрессию не хуже родителей. Но и позитивных недорослей хватает (по крайней мере, так принято считать).
Снята природная часть картины полностью в Великобритании, в частности в том самом Сассексе.
Довольно быстро по ходу просмотра всплывает вопрос ответственности. Но и она выглядит абсолютно по-разному у представителей этих двух миров (или реальностей). Угрюмой, сковывающей по рукам и ногам, лишающей последних сил, как натуральный чемодан без ручки, у первых. Веселой, заводной, чуть снисходительной игрой у вторых. Зверюги для юного Кристофера Робина откровенные подопечные. Но он для них не только хозяин и старший товарищ, но друг и герой. Да, детская ответственность дело чаще всего добровольное, потому и воспринимается проще. Но некая сермяжная правда в легком отношении к этой нелегкой ноше имеется.
А вот о такой банальности как «Все мы родом из детства» ставшей одной из идейных основ фильма, даже говорить особо не хочется. А как же, родом, кто б спорил, я не буду. Как и о непременных семейных ценностях. А чего вы хотели, это ж Дисней.
Также любопытен способ расторможения мозгов, предлагаемый постановщиками. Оказывается, можно обойтись без ЛСД, водки и прочих психотропных средств. Достаточно хорошенько отдохнуть на природе, прильнуть к истокам, осознать, что в жизни самое главное, вспомнить юного себя и его отношение к миру. Кристоферу помогло. Пожалуй, стоит попробовать.
По персонажам.
Эван, или Юэн МакГрегор («Невозможное», «Джек – покоритель великанов», «Фарго, 3-й сезон») в целом с задачей справился. Уставший, растерянный, близкий к нервному срыву мужик в начале. Недоумевающий и не способный поверить в визит старого друга. Решившийся вернуться, и буквально оттаивающий в родном лесу на наших глазах. Переосмысливающий ценности и многое понимающий в финале. Эвану явно «по кайфу» окунаться в детство, устраивать сражения со слонотопами и бродить по полям Суссекса. Лишь разок в его игре четко ощутилась фальшь, в одной из последних эмоциональных сцен с медведем. Ну и на солнце не без пятен.
Но не менее чем главный живой герой, порадовал главный плюшево-игрушечный герой картины.
Винни, хотя выглядит абсолютно непривычно и слегка невзрачно, покоряет зрителя буквально с первых лондонских сцен. Простые, наивные решения глупенького мишки сопровождаются мудрыми, откровенно даосскими словами и подходами к делу. Полнейший инфантилизм и глуповатые действия сменяются гениальными перлами, дарующими озарение и эмоциональными проявлениями, способными расчувствовать скалу.
Также нельзя не упомянуть восхитительно-пессимистичного осла. Его убийственно-меткие сентенции заставляют одновременно хохотать и чесать затылок. Эдакий циничный и очень умный мизантроп получился.
Жаль Пятачку (или как там его обозвали добрые сценаристы) досталось меньше внимания постановщиков.
Фильм легкий, юморной, теплый, эмоциональный, как я уже сказал, чертовски «ми-ми-ми-шный». Для семейного и детского просмотра в самый раз, несмотря на то главный герой выглядит как здоровый дядька. В конце концов, он ведь вспоминает, каково это быть маленьким, не так ли? Да и взрослым отдохнуть душой и пообщаться со «внутренним ребенком» будет не лишним.
Эрго. Семейный (подчас чересчур сладковатый) фильм о том, что всем нам стоит полегче относится к суровой реальности, и вспомнить, каково это получать детское удовольствие от простых вещей. Тогда и со взрослыми проблемами разобраться будет проще.
Режиссер: Марк Форстер
В ролях: Эван МакГрегор, Хейли Этвелл, Бронте Кармайкл, Марк Гейтисс, Оливер Форд Дейвис, Ронки Адеколуэхо, Эдриан Скарборо, Роджер Эштон-Гриффитс, Кен Нвосу, Джон Даглиш