Слышу голос из прекрасного далека, или Вера ученого — страшная сила
Элли Эрроуэй (Фостер) с самого детства испытывала жгучий интерес к невообразимым просторам космоса. Еще она была весьма умным ребенком и самозабвенно увлеклась радиоделом.
Не удивительно, что после окончания университета, девушка бросила все силы на поиски внеземного разума, прослушивая радиосигналы в обсерватории Аресибо.
Долгое время ее проект не давал ни малейших результатов, и, казалось, мечта Элли обнаружить инопланетян так и останется неосуществленной. Пока в один прекрасный день телескопы обсерватории не улавливают сигнал, идущий от звезды Вега. Сигнал несущий простые числа и, похоже, отправленный кем-то, обладающим разумом.
Известие производит фурор. Но настоящей «бомбой» становится информация, полученная после расшифровки сообщения.
Лента снята по одноименному роману Карла Сагана, известного астронома и писателя, прославившегося умением доносить до обычных людей непростые научные факты.
Теме внеземного разума и первого контакта посвящены сотни книг и фильмов. Большинство авторов не могут отказать себе в удовольствии устроить из знакомства с инопланетянами лихой боевик, и лишь немногие способны взглянуть на задачу с другой стороны.
С помощью чужого, попробовать лучше разобраться в своем собственном разуме, эмоциях и чувствах.
Лента Роберта Земекиса, автора шикарного «Форрест Гамп», и трилогии «Назад в будущее», как раз из числа этих немногих.
Размеренная и неторопливая история, из двух с половиной часового хронометража которой внеземным красотам выделена в лучшем случаем 1/5 часть, полностью посвящена людям.
Фанатичным, ограниченным, упертым, готовым перегрызть горло ради карьеры. Верящим, разумным, любящим.
Устраивающим абсолютно первобытное религиозное паломничество. Твердо убежденным, что именно они знают всю глубину божественного замысла. Никак неспособным поверить в не увиденное собственными глазами и не пощупанное собственными пальцами.
Готовым на смерть ради ответа на вопросы. Не отступающим и не сдающимся даже в самых трудных ситуациях. Твердо знающим, что любовь величайшая сила.
Таким разным и таким одинаковым.
Людям, у которых согласно Contact, еще есть надежда. Надежда понять, что все разумные существа, независимо от внешнего вида, места жительства, национальности, цвета кожи, религиозных или сексуальных предпочтений способны понять друг друга. Надежда на то, что вера прекратит быть рабой религии, и станет, наконец, методом познания мира. Надежда на то, что со временем каждый сможет сравняться с умниками, двигающими человечество вперед. Надежда на то, что любовь займет свое надлежащее место, и станет-таки первейшим фактором, определяющим действия гомо сапиенс.
Режиссер в это верит. И смог поделится этой верой со зрителем.
«Контакт» — эмоциональная, чувственная лента. Именно поэтому главный и фактически единственный герой фильма – женщина (в отличие от романа, где экипаж состоит из пяти ученых). Способная полностью доверится ощущениям, чувственной стороне своей природы. Не дать разуму запаниковать, поддаться сомнениям. Способная сказать: да я знаю, что факты против меня, но верю, в то, что видела. Способная найти поддержку и убедить в своей правоте.
Этим персонажем создатели также вновь затронули вечный конфликт между точным знанием и верой. Тем, что мы ясно видим, и тем, что пощупать не сможем. Твердыми фактами и неуловимым ощущением. Наукой и духовностью.
Отлично показав, что вера и научный подход отнюдь не антагонисты, а наоборот, факторы дополняющие друг друга. Факторы, при соединении позволяющие человеку вульгарис стать настоящим Человеком, венцом творенья.
Не забыв при этом пошутить над показательной религиозностью американцев, ограниченностью чиновников, людским фанатизмом и карьеризмом.
Откровенно порадовало отсутствие попытки придать картине излишнюю наукообразность. Оставаясь в достаточно твердых рамках ученого окружения, Земескис избег соблазна напичкать фильм терминологией, умными наморщенными лицами, изрекающими наукообразную «воду», создать пагубное ощущение «по-научному». Собрались поговорить о людях, их достоинствах, недостатках, реакциях, ожиданиях и стремлениях. И поговорили. От души.
И кстати, в таком режиме не возникает кучи вопросов к логике действия героев, их «гениальным» решениям и поступкам.
Все до боли реально и оправданно.
Но даже при этом «Контакт» удостоился второго места в перечне самых достоверных научно-фантастических фильмов по версии НАСА (лидером стала «Гаттака«).
И картинка, особенно в завершающей четверти ленты, выглядит весьма достойно и красиво.
Кстати, автора романа консультировал как раз Кип Торн, автор идеи недавнего «Интерстеллара» (обзор тут http://perekat.kiev.ua/интерстеллар-interstellar-2014-рецензия-обзор/). Именно благодаря совету Торна экипаж путешествовал через кротовую нору, а не прямиком через черную дыру, как Саган задумывал изначально.
Джоди Фостер в роли Эрроуэй смотрится абсолютно органично. Тоненькая, хрупкая барышня, полная огромной внутренней силы. Человек разумный, способный увлекать, зажигать, бороться. Именно благодаря таким людям и совершается большинство самых важных открытий.
МакКонахи, во всю эксплуатирующий образ романтичного красавца, здесь больше для мебели.
Из остальных актерских работ можно вспомнить Джеймса Вудса с его непоколебимым советником по нацбезопасности. Да Тома Скерритта, играющего классического кабинетного ученого, карьериста, идущего по головам. Причем не потому, что подлец и негодяй, а потому что так делают все.
Вот мы затронули еще один очень интересный аспект ленты. Мысль о том, что мир таков, каким мы его создаем. Сами. Подавляющее большинство плывет по течению, и максимум на что их хватает, это за рюмкой чая посетовать на несправедливость. А затем огромная инерция этого самого большинства формирует реальность. Всю эту подлость, злобу, войны, убийства. Все то, против чего они только что восставали между первой и второй. Потому что, а как иначе? Треба, щоб все було як у людей.
А что если можно иначе – будто кричат создатели «Контакта»! Что если мы можем изменить мир, поверив в то, что можно по-другому! Пускай сперва это будет одна женщина. Затем к ней присоединится ее мужчина. Потом друзья и коллеги. И наш мир сможет стать чище, светлее, добрее, лучше.
Contact – хорошее кино. Но для современного зрителя, наглухо испорченного постоянным экшеном, и непрекращающимися спецэффектами, может оказаться скучноватым и затянутым.
Яркого действия в картине действительно немного. И хронометраж можно было подсократить.
Но всем, кто хоть раз задумывался о Вселенной, нашем месте в ней, вере, изменении мира, человеческих недостатках и способах их устранения, картина Земекиса нудной не покажется. Режиссеру удалось, коснувшись ряда болезненных и неоднозначных моментов людской психологии, создать добрый и оптимистичный фильм.
Фильм уверяющий в том, что у человечества есть будущее.
Эрго. Хорошая нефантастическая фантастика, посвященная человеку. Неторопливая с минимумом движухи, но очень точно подмечающая многие мысли и идеи, по видимому уже не первый год витающие в воздухе.
P. S. Насчет доказательств, которые должны были оставить Элли наши загадочные братья по разуму. Может они посчитали, что 18-часовой пленки выше крыши? Sapienti sat – как говорили гордые квириты.
Режиссер: Роберт Земекис
В ролях: Джоди Фостер, Мэттью МакКонахи, Джена Мэлоун, Дэвид Морс, Уильям Фихтнер, Джеффри Блейк, Том Скерритт, Джеймс Вудс, Джейк Бьюзи, Джон Хёрт, Анджела Бассетт, Сами Честер, Тимоти МакНил, Лаура Елена Сурилло, Генри Строзье, Майкл Чабан, Макс Мартини, Ларри Кинг, Томас Гарнер, Конрой Чино, Дэн Гиффорд, Вэнс Валенсия, Донна Дж. Келли, Леон Харрис