Продолжение прогулки по Каменцу, начало тут http://perekat.kiev.ua/каменец-подольский-фото-kamenetz-podolsky/
Итак, утром, с новыми силами, отдохнувшие и принявшие чашечку кофе, мы отправляемся к сердцу Каменца — Старой крепости. Одно из прекраснейших и наиболее внушительных укреплений нашей страны, наравне с Хотинской (http://perekat.kiev.ua/хотинская-крепость-хотин-замок/), Белгород-Днестровской (http://perekat.kiev.ua/аккерманская-крепость-белгород-akkerman-krepost/) и Судакской (http://perekat.kiev.ua/жемчужина-сурожа-генуэзская-твердын/) крепостями, займет вас минимум на полдня.
Укрепления на этом месте существовали еще во времена Киевской Руси. Есть даже смелые гипотезы, настаивающие на существовании тут укрепленного поселения еще в начале нашей эры. Впрочем, официальная историография утверждает, что полноценный каменный замок возвели в 14 веке литовские князья Кориатовичи – племянники великого литовского князя Ольгерда Гедиминовича.
Кориатовичи (Александр, Юрий, Борис, Константин и Федор), ставшие местными владыками после монголо-татар, отбивших город у древних русичей, развернулись вовсю. Увеличивается толщина стен замка, возводятся каменные укрепления, усиливаются башни.
Что вполне логично – для себя старались. Именно Каменецкий замок назначили князья своей резиденцией. Не забывали и о других своих землях, развивая и строя замки в Меджибоже, Смотриче, Скале и прочих поселениях.
Вскоре Кориатовичи вместе с Подольем перешли под руку польского монарха, а в 1374 Каменец-Подольский уже обладал Магдебургским правом.
К концу столетия эра Кориатовичей заканчивается. В 1393 Каменец захватывает великий князь литовский Витовт – дипломатическое «виляние» братьев между Польшей и Литвой последней жутко не понравилось. Впрочем Витовт тут долго не проправил. Начинается настоящая чехарда с владельцами города и всего Подолья, которая продолжается до середины следующего столетия, когда Каменец становится одной из жемчужин Речи Посполитой. 1463 – Каменец получает статут королевского города, а заодно неофициальное звание крайнего, восточного бастиона христианства. В то же время начинается значительное укрепление фортификаций Каменца. Вкладывались все – и казна, и шляхтичи, и даже папы римские. Юлий II, например, даже направлял на восстановление башен церковную десятину. Не зря потом долгое время часть башен Замка называли Папскими. А одна из них (она же Кармелюкова) сохранила это имя до наших дней.
К середине 16 века замок становится практически таким, как и в наши дни. Будут еще конечно, потери, разрушения и достройки, но общая картина почти не изменится.
Всего в Старом замке Каменца 11 башен. Самые интересные — Папская (Кармелюкова), Ковпак (Шляхетская), Тенчинская, Белая (Лаская), Дневная (Донная), Рожанка, Комендантская, Лянцкоронская, Новая Восточная с колодцем.
В начале 17 века (1617-21) в связи с развитием артиллерии, возводится Новый замок — каменно-земляное укрепление бастионного типа. Земляные валы с полубастионами, окруженные рвом. Земляные валы имели неоспоримое преимущество перед каменными стенами во время артиллерийского обстрела. Тогдашние снаряды попросту вязли в земле.
Если верить легенде в 1621 году турецкий султан Осман собравшийся штурмовать Каменец, и ошеломленный мощью его укреплений, спросил у местных – «кто возвел этот город?». «Аллах» — ответили сообразительные каменчане. «Ну пусть тогда аллах его и берет» — обиделся султан и увел армию домой. Причем Осман был не единственным противником, обломавшим зубы об крепость.
Впрочем, буквально через полвека, в августе 1672 году, турки обошлись без аллаха. Султан Мехмед IV, со стопятидесятитысячной армией, при участии татар и гетмана Петра Дорошенко подошел к Каменцу. После пары недель обстрелов, турки, тайком выкопав галереи, подорвали часть бастионов Нового замка, захватив это укрепление. Отсюда, с валов, которые были выше, чем стены Старого замка, турки начали смертоносный обстрел этой твердыни. Через пару дней солдаты Мехмеда, повторив свой ход с галереями, подорвали часть башен Замка, угрожая высадить в воздух оставшиеся. Гарнизону пришлось сдастся.
Началась недолгая эра турецкого владычества над Каменец-Подольским.
Завершилась она в 1692-м, оставив после себя храмы, переделанные под мечети (с Петропавловским кафедральным костелом и его минаретом мы уже познакомились во время первой части прогулки) и название «турецкая» для Старой крепости. А ее меж тем ожидала непростая реконструкция после упорных обстрелов, подрывов и мощного взрыва более сотни бочек пороха (таким нетривиальным способом в день капитуляции отправился на встречу с создателем некий майор Геклинг). Реконструкция и ремонт продолжались почти столетие, условно завершившись к концу 18 века. Как раз перед тем как местный комендант Злотницкий сдал Каменец войскам Российской империи. Без осады, выстрелов, шуму и пыли.
При России, в начале 19 века, крепость из военного объекта превращается в тюрьму. Именно тут, в Папской башне, «мотал» несколько из своих многочисленных сроков небезызвестный Устим Кармелюк.
В 1928 году Старую крепость объявили государственным историко – культурным заповедником. Во время второй мировой она серьезно пострадала от обстрелов и бомбардировок. Позднее началась реставрация, которая продолжается и по сей день. Хотя сделано уже немало.
Итак, вперед, к Сердцу Каменца! Сперва по левую руку нас ждет изящный Тринитарский костел. Или же греко-католическая церковь Святого Йосафата. Он сооружен в стиле барокко в 18 веке монахами ордена тринитариев (в честь Св. Троицы), которые занимались благородным делом выкупа несчастных, оказавшихся в турецком плену. Причем на добровольные пожертвования. Обратите внимание на фигуры Жана де Мата и Феликса Валуа — основателей Тринитарского ордена. И само собой статую Девы Марии.
По другую сторону улицы Замковой находится Музей миниатюр «Замки Украины» (билет – 30 грн), открывшийся в 2017 году. Тут вас встретят более полутора десятков миниатюр различных укреплений и дворцов из многих регионов Украины в масштабе 1:20.
Все бы хорошо, но есть пара нюансов. Первая – чтобы нормально сфотографировать все миниатюры сюда нужно приходить два раза: утром и вечером. Часть замков в любое время дня окажется с засвеченным фоном. Если такой возможности нет – приходите в первой половине дня. Тогда большинство объектов можно будет исхитриться заснять при нормальном освещении. Особенно макет Каменецкой крепости на фоне оригинала. Второй нюанс – Музей закрывает проход на Армянский бастион, откуда открывалась отличная панорама настоящей крепости. С другой стороны проход закрыт стройплощадками, выходит, что на бастион сейчас попасть попросту нереально. Либо надо знать какие-то партизанские тропы со стороны строительства. Буду признателен, за комментарии от местных знатоков таких троп.
В остальном Музей хорош – напишу о нем отдельно.
Но вот, наконец, мы делаем еще пару шагов по Замковой и перед нами открывается ОНА. Каменецкая крепость. Тяжелые серые башни с редкими вкраплениями красного камня. Низкие, приземистые или устремленные в небо. Дышащие временем, познавшие жизнь, потрепанные веками, спокойные, по-прежнему уверенные в своей мощи.
Переходим по узкой ленте Замкового моста, и вот мы перед воротами. 40 гривен за билет и можно пожаловать вовнутрь.
Господи! Сколько же тут детворы! Группки по 30-40 человек нагруженные сувенирными бейсбольными битами («Ты зачем три взял? Так со скидкой же!») снуют туда-сюда, деловито бродят замковыми переходами, создавая настоящие заторы и производя изрядный галдеж. А ведь были мы тут в будний день, специально выбрав время между фестивалями. Представляю, что тут творится в выходные и праздники. Пожалуй, визит в крепость надо подгадывать к самому открытию, часам к 9-10, тогда может народу поменьше.
Но даже громкие недоросли не могут испортить впечатление от красоты Крепости.
Мощь Папской башни (с навечно заточенным макетом Кармелюка). «Краковское» изящество Тенчинской, Рожанки или Лянцкоронской. Строгая красота Белой. Миниатюрное совершенство Комендантской. Каждая башня по-своему интересна и неповторима. За каждой столетия истории, имена, подвиги и пролитая кровь. Причем, в отличие от Хотина, вы сможете не только поглазеть на многометровые башни и стены с земли, но и пройтись боевыми галереями, ступая по вековым камням, помнящим шаги польских жовниров, турецких янычар и казаков Дорошенко. Выглянуть в узенькую бойницу, увидев в полях накатывающие из глубины веков толпы врагов, услыхав свист стрел и пушечную пальбу. Постоять на забороле в тени Папской башни. Окунуться в темень закрытых галерей, едва разгоняемую светом из бойниц, стараясь не стукнуться о колпаки таких неуместных тут электрических фонарей. Пробежаться внутри стены от башни к башни, краем глаза выхватывая в бойницах то клочок голубого неба, то контуры стен напротив. Постоять на открытой площадке, наслаждаясь видами Каменца. Поймать удачный кадр стройной башни в прорези бойницы. Поглазеть на различные подвальные экспозиции. Например, на выставку осадных орудий. Погладить старинную пушку, хищно глядящую в направлении ворот. Прикоснутся к огромному вороту на 40-метровым колодцем. Сполна ощутить атмосферу древнего, практически одушевленного, дремлющего здания.
А ведь есть еще активные антуражные развлечения, типа возможности пострелять из лука и побросать в мишень боевые топорики. Покопаться в многочисленных сувенирах, и выбрать все же на память что-то не столь попсовое, как уцененная бита. Выпить что-нибудь вкусное в местном кафе.
Там, глядишь и дело к вечеру. А у нас еще куча дел.
Нужно наведаться к бастионам Новой крепости, окунувшись в их тихое, поросшее травой посмертие. Они сохранились хуже, чем их Старшая сестра, но вполне достойны вашего визита. Плюс туристы сюда редко заходят.
По возможности обойти крепость по периметру, добравшись до скульптурной композиции «Стол Согласия» (автор А. Игнащенко). Она символизирует культурное многообразие города, и появилась на этом холме в 2001 году после проведения первого международного фестиваля «Семь культур». Семь камней олицетворяют собой национальности, вместе творивших Каменец: украинцы, поляки, россияне, литовцы, армяне, турки и евреи. Да и виды с этого холма открываются весьма интересные.
Спуститься с Замкового моста к деревянной Крестовоздвиженской церкви 18 века.
Добраться под циклопическими гранитными скалами до Русской брамы (16 век) — гидротехнического фортификационного сооружения, предназначенного для затопления каньона реки Смотрич.
И Крепостных казарм (сооружены в конце 18 в. архитектором С. Завадским). К сожалению, сейчас они закрыты, и подзаброшены, но выглядят по-прежнему внушительно.
А там если осталось время, можно и в местный ботсад заглянуть. Насладиться ароматом трав и цветущих деревьев, плывущим в чистом воздухе Каменца
Дождаться заката, наслаждаясь латте в одной из кофеен с видом на Старую Крепость. Заворожено поглазеть как ночь окутывает Каменец, а он в ответ вспыхивает яркими огнями. Полюбоваться ровными рядами светоносных фонарей, подсветкой Крепости, Тринитарского костела, Ратуши и прочих зданий. Перехватить что-нибудь вкусненькое в одном из многочисленных кафе.
И потихоньку двигать на вокзал (поезд обычно отходит около полуночи). Можно пешочком, неторопливого ходу тут час с четвертью. Можно вызвать такси, разузнав номер у хозяев либо в ресторанчике.
С гудящими ногами после целого дня прогулок, уставшими, но чертовски довольными.
Благодарю, Каменец, за гостеприимство. Еще увидимся!
Очень красивый город! Обязательно надо посетить!