Месть Азиатского ястреба, или Китайский ответ ИРА
Когда в центре Лондона прогремел взрыв, ответственность за который взяла на себя некая «истинная IRA», никому не было дела до старого китайца Нгок Мин Квана (Чан), потерявшего во время теракта дочь. Однако убитый горем отец не собирался оставлять возмездие исключительно в руках спецслужб. Пытаясь разыскать убийц, он выходит на заместителя министра по делам Ирландии Лиама Хеннесси (Броснан). Некогда член ИРА, нынче Лиам пытается удержать хрупкое перемирие между ирландцами и англичанами. Вот только искренне ли?
Но даже если так, что сможет сделать одному из высших британских чиновников обычный владелец китайского ресторана? Как выяснилось, ответ на этот вопрос лежит в прошлом Нгок Мин Квана.
Казалось, Джеки Чан был с нами всегда. Когда мы пошли в первые видеосалоны – он уже блистал на экранах стареньких телевизоров, корча забавные рожицы и повергая в прах узкоглазых врагов. Когда мы повзрослели, Джеки уже стал заезжать в Голливуд, но не утратил ни капли своего оптимизма и мастерства. Когда мы пошли на работу и занялись обустройством быта, вечный Джеки продолжал нас радовать своими трюками и трудолюбием. С 1962 Чан принял участие в 114 фильмах! И это отнюдь степенные разговорные трагедии, а наоборот фильмы, полные красиво поставленных драк, и крышесломных трюков, большинство из которых актер выполнял сам. Тем ценнее то, что Джеки до сих пор с нами. Вдвойне интересным оказалось то, что кроме боевых искусств в The Foreigner Чан демонстрирует и приемлемый драматический талант.
Фильм основан на книге Стивена Лизера «Китаец».
Его Кван старый, потускневший человек, потерявший всех близких и души не чающий в единственной оставшейся дочери. Человек, готовый на все, чтобы отомстить ублюдкам, лишившим его этой последней отрады и ниточки, дающей силы жить. Причем Нгок Мин, даже прожив в Лондоне несколько десятилетий, не забывает о своих восточных корнях. Это и непременные поклоны, обращенные даже к тем, кого Кван уже занес в свой черный список. И наивная для западного человека попытка дать взятку главному силовику, занимающемуся поиском террористов. И безэмоциональность при общении с посторонними.
Но, несмотря на эту внешнюю невозмутимость у Джеки Чана великолепно получилось передать внутренний мир героя. Горе отца, потерявшего последнего ребенка. Полную опустошенность и готовность к смерти (приписываемую чаще японцам, чем китайцам). Нутряную ненависть и неостановимое желание найти виновных. Возможно с «Иностранца» в кинокарьере Чана откроется новый, взрослый, по-настоящему лицедейский этап. Будем только рады.
Не подвел своего оппонента и Лиам Хеннесси в исполнении Пирса Броснана («Искусственный интеллект. Доступ неограничен»). Импозантный седой мужчина, осознавший и заплативший за грехи молодости. Нынче прилагающий все усилия для прекращения кровопролития. Уставший, теряющий хватку лев с наполовину стершимися от возраста зубами. Внешний лоск и внутренняя неуверенность, которую уже не может скрыть охрипший с годами рык. Эта самая слабина, незаметная на первый взгляд, но постепенно проявляющаяся при столкновении с неожиданными препятствиями, добавляет образу Лиама человечных ноток. При этом он теми самыми стершимися зубами держится за власть, и допустил в душу немало гнильцы. Что неудивительно, ведь в таких играх в ход идут любые методы. Хеннесси еще не худший вариант – он хотя бы всеми силами старался не допустить гибели невинных. Так что с его нутряной мотивацией вполне можно согласиться. Ведь бесконечная вражда англичан и ирландцев за долгие столетия, пожалуй, надоела уже подавляющему большинству самых ярых радикалов. Но остановиться оказывается выше их сил. Ненависть брызжет и отравляет кровь с обеих сторон. Теряют людской облик не только ирландцы, взрывающие гражданских, но и английские солдаты, пытающие и убивающие пленных. Кстати, такая откровенность в наполовину британском кино стала своеобразным откровением. Несмотря на то, что тема этого противостояния уже не раз освещалась в кинематографе. Вспомним хотя бы пронзительную «Собственность дьявола» с юным Питтом и еще полным сил Фордом. С той поры прошел не один год. А способа остановить это безумие как не было, так и нет.
С точки зрения напряжения лента поставлена на достаточно высоком уровне. Несмотря на то, что финал можно предсказать с 99 процентной уверенностью (хотя это не американский, а британо-китайский проект), смотрятся «Английские разборки» хорошо.
Боевика в «Иностранце» немного, это скорее разговорно-атмосферный триллер, чем бравое «мордобитие». Политические обсуждения и переговоры перемежаются диверсиями Квана, и попытками отловить назойливого китайца, завершаясь короткой, но яркой сценой, раздающей сестрам по серьгам.
Тем более что без фирменных боевых умений великолепного Джеки Чана зритель, конечно, не обойдется. Возраст, правда, дает о себе знать, и строить на них большую часть сюжета Джеки уже тяжеловато. Но поставить и блестяще показать пару-тройку сложных драйвовых сцен Чану и в 64 не составляет особого труда.
Да, постаревшие супербойцы, показывающие что пороха в ягодицах еще достаточно, мягко говоря, явление не новое (возьмем классическую уже «Заложницу», «Великого уравнителя» или того же «Ганмена»). И, в общем, картину можно было бы без проблем подрезать на полчасика. Но о потраченном времени особо жалеть не приходится.
Эрго. Политический триллер с элементами боевика о вечном английско-ирландском противостоянии, с непривычной трагической ролью неувядаемого Джеки и адекватной работой Броснана. Немного подзатянуто, но в целом приятно.
Режиссер: Мартин Кэмпбелл
В ролях: Джеки Чан, Пирс Броснан, Майкл МакЭлхаттон, Тао Лю, Чарли Мёрфи, Орла Брэйди, Кэти Льюнг, Рэй Фиарон, Руфус Джонс, Марк Тэнди, Джон Кронин, Каолан Бирн, Донна Бернард, Аарон Монахэн, Ниал МакНэми, Лия Уильямс, Дэвид Пирс, Скотт Спэрроу, Пиппа Беннетт-Уорнер