Место встречи в 21 веке, или Энтомологи за работой
1946 год. Капитан разведки Денис Журавлев, получив направление в отдел по борьбе с бандитизмом, не опасался трудностей новой работы. Парень инициативный, смелый, во время войны прошел и огонь и воду.
И может именно такого человека не хватало начальнику угро майору Шумейко, чтобы отыскать неуловимого преступника по прозвищу Клещ.
Журавлев внедряется в криминальный мир, начиная смертельно опасную игру с местными уголовниками. Игру, у которой крайне мало шансов закончится безоговорочной победой нашего смелого разведчика.
Скажу сразу, вряд ли клон «Места встречи» удостоился бы моего внимания, если бы не участие Константина Хабенского. К сожалению, его тут гораздо меньше, чем хотелось бы, а остальные составляющие проекта, скорее всего не позволят сериалу надолго задержаться в зрительской памяти.
Перед нами действительно вариации на тему отличной «Эры милосердия» и ее не менее шикарной экранизации. Вариации, поданные более нарочито, лубочно. Не один погибший на встрече, а целый отдел. Не нормальные задержания, а тир на базарной площади. И даже милиционеры, начиная со старлея, одеты не как обычные люди, а как суперстиляги.
Неплохо было бы узнать мнение историка, специализирующегося на послевоенном времени, но то, что нам показали в сериале, смотрится слишком уж круто. Всевластный заведующий складом. Уголовный розыск, без зазрения совести массово применяющий автоматическое оружие в людных местах. Бандюки, стреляющие к месту и не к месту. Причем на эту самую стрельбу никто упорно не реагирует. Ни милиция, ни население. Палят себе, и нехай. Да, послевоенная преступность и бандитизм – явление огромных масштабов, и тогдашние «братки» вели себя чертовски нагло, но неужто до такой степени?
Криминальные элементы, как и изрядная часть персонажей, созданы аляповато, утрированно, на грани фарса. Автоматчики на «малине», застывшие в картинных позах. Нелогичные действия «блатных». Особенно отличается в этом смысле Кот (Белбородов). Его показывают с одной стороны откровенно комедийным персонажем, с другой – безжалостным убийцей, с третьей – терминатором, потом вдруг резко забывающим о своих внезапно проснувшихся боевых навыках, с четвертой – юношей с ограниченными умственными способностями.
Претендента на должность главгада нам вскрывают уже к пятой серии (с какого перепугу так рано? Или все же приберегли сюрпризов? Похоже, приберегли), а толстые подозрения на его счет возникают уже при втором появлении персонажа.
В сериале хватает секса, обнаженки, и романтических связей, возникающих на пустом месте. То девица-красавица поливает мужика презрением и холодностью, то через пару дней кардинально меняет свое отношение.
Проект изрядно затянут, от сокращения где-то на треть он бы только выиграл. А уж саунд, звучащий на титрах, и вовсе напрочь выбивает из эпохи. Эдакое техно 21 века.
Постановщики позволяют себе оригинальничать и эстетствовать, достаточно часто используя комбинированную съемку, несколько ракурсов, показывающих в одном кадре происходящее с разных сторон. Стоп-кадры, уход в черно-белое изображение. Особенно во время различных активных действий и стрельбы.
Боевка сериала, на жаль, слабенькая. Банальные, скучноватые перестрелки. Везет героям просто дьявольски – одной пулей по паре врагов кладут. А уж геройствования Кота и вовсе вызвали откровенное недоумение. Куда там Шварцу с его «Коммандо».
Попытались создатели по мере сил передать колорит эпохи с нарядами, коммуналками, грузовиками с ручным стартером, угаром ресторанов, непременными головными уборами. Кое-что даже получилось.
Главный герой в исполнении КВН-щика Андрея Бурковского («Легенда о Коловрате», «Пассажиры») оставил противоречивое впечатление. Как собственно большинство лицедеев, не демонстрирующих актерских подвигов. Добрый, интеллигентный мальчик, без «мужицкой удали», куда хуже Шарапова подходящий на роль «засланного казачка». Эдакий добродушный щенок сенбернара, жаждущий справедливости. А уж его напористый интерес к Клещу в реальной жизни скоро привел бы протагониста к безвременной кончине. Создатели сериала придумали Журавлеву любопытную фишку с контузией и галлюцинациями, обрушивающими парня назад, в военное время, но достаточно быстро о ней позабыли. Рассмотрели на его примере переход грани во время таких заданий, как окружение влияет на психику, поведение, отношение к жизни. И смерти. Регулярно ставили в неудобное положение, должное обеспечить продолжительный отдых на нарах, даже в случае удачного исхода операции. Сколько ж можно доблестных коллег отстреливать! Обеспечили смертельное давление со всех сторон, включая «своих». Двойная угроза стала еще одним отличием «Рассвета” от классики. Не считая любопытного «финта» ближе к финалу, скорее в стиле «Ликвидации», чем «Места». И на том спасибо.
Чтобы как можно дальше дистанцироваться от «Места встречи», постановщики добавили Журавлеву в команду пару уголовников, чье помилование напрямую зависит от поимки Клеща.
Артур Смольянинов («Фантом», «Белая гвардия»). Зек, с нар ушедший воевать в штрафных батальонах. Обманутый властью, на дух не переносящий ментов. Сельский парень, впервые нормально поевший лишь на фронте. Человек трагической судьбы, показанный типичный представителем советского крестьянства, не сильно соразмеряющий вину и наказание. Обстоятельства, приведшие его на нары, долгое время будут оставаться для зрителя загадкой.
Артур Ваха («Небесный суд», «Белая гвардия», «Ледокол», «Контрибуция», «Салют-7»). Пожилой, уважаемый в блатной среде уголовник, специализирующийся на подделке документов. Натуральный дворянский сын. Задумывающийся о близкой кончине. Вежливый, обстоятельный, общающийся с собеседниками исключительно «на вы».
И как же без дамы).
Ольга (Михайлова). Юная милиционерка-комсомолка. Худая, резкая девица, не чуждая сцене, пошедшая в милицию «чтоб мир стал лучше».
Константин Хабенский («Адмиралъ», «Небесный суд», «Белая гвардия», «Географ глобус пропил», «Метод», «Коллектор», «Время первых», «Троцкий», «Селфи», «Собибор», «Фея», «Метод-2») поначалу не особо выкладывается, однако со временем входит во вкус. Его майор по прозвищу Сатана брезглив, пижонист, безжалостен, считает людей расходным материалом, отличается тяжелым характером и рядом секретов. А вот в профессионализме как следователя возникают изрядные сомнения. Зато понятно, отчего Константин вообще подался на эти скрипящие и норовящие развалиться под собственным весом, галеры. Настолько неоднозначного образа в его фильмографии я не припомню. Вызов, как не крути.
Подкинут создатели героям пару-другую оскалов фортуны, из серии «человек предполагает…». К середине подымут градус напряжения на новую высоту, введут новых любопытных персонажей. Каждую серию будут заканчивать клиффхэнгером разной степени удачности.
При всех «косяках» проекта следить за происходящим небезынтересно. Сократить бы его. Убавить градус лубочной нарочистости происходящего, сделать бандитов не такими утрированными, поработать с актерами. Сериал мог стать на порядок лучше.
Эрго. Еще одна попытка сыграть на послевоенном криминальном поле, вдохновленная классикой. Попытка далеко не идеальная, местами лубочная, чертовски затянутая, с утрированными бандюками. Но чем-то затягивает.
Режиссер: Игорь Зайцев
В ролях: Константин Хабенский, Андрей Бурковский, Артур Смольянинов, Артур Ваха, Максим Белбородов, Алёна Михайлова, Агния Дитковските, Мария Лисовая, Валерия Вегнер, Александра Флоринская, Владимир Зайцев, Иван Агапов, Юлия Акимова, Глеб Бочков, Евгений Мундум, Нина Андронаки, Стас Румянцев, Владимир Чуприков, Артём Быстров, Николай Мачульский
Вообщем, фильм достойный, иначе бы зачем столько красноречие, порадовали
сериал, к сожалению, очень средний, а красноречие это мой конек независимо от качества продукции))