Гай Гэвриэл Кей «Древо Жизни». — М.: Эксмо-Пресс, 2001 (первый том трилогии «Гобелены Фьонавара»)
Классическая фентези forever! Или Под покровительством Профессора
Давным-давно, после кровопролитной битвы, был повержен и заточен страшный волшебник Ракот, властелин Тьмы. Шли годы и столетия. Менялись владыки королевств, и даже повелитель светлых альвов, покинул мир, уплыв на запад. Лишь по-прежнему следили за узником пять сторожевых камней Гинсерат. Узником, с нетерпением ожидающего разрушения хотя бы одного Камня.
Пять студентов университета Торонто однажды вечером получают крайне неожиданное предложение. Посетить первый из миров – Фьонавар, побывав на полувековом юбилее начала правления короля Бреннина Айлиля.
Две недели, всего две недели, убеждал их маг Лорин. И благополучное возвращение домой.
Но все пошло абсолютно не так, как предполагалось.
Один из них потерялся уже при переходе. Двое других, завороженные обаянием наследного принца, ввязались в опасную авантюру. Третья и вовсе оказалась скрытой Ясновидящей. Четвертая…
Но самое ужасное, что, практически не таясь, поднимают голову силы Тьмы. И слава всемогущим Богам, что Камни, следящие за Ракотом, по-прежнему делают то, для чего их создали.
Или нет?
«Самый преданный ученик Толкиена» — это похвала, или порицание? Воспринимать можно по-разному. Особенно если учесть что с самим Профессором, Гай по малолетству ни разу не пересекался, хотя помогал его сыну, Кристоферу при работе над «Сильмариллионом».
Канадец Гай Гевриэл Кей с младых ногтей стремился к трем вещам: играть в хоккейной команде Торонто, стать адвокатом и писателем. Не знаю как насчет подвигов на льду, но две других мечты уже стали явью. Сперва Кей выучился на адвоката, а потом настал 1974-й, а с ним и уже упомянутая работа над «Сильмом». Казалось бы вот он бесценный опыт, вперед к вершинам! Опыт Гай, несомненно, получил, но еще десятилетие трудился над юридическими радиопередачами «Масштабы Правосудия». Параллельно работая над своим мастерством фантаста. И, наконец, в 1984-м году, мир увидел «ответ на деградацию литературной фэнтези» — роман «в толкиенских традициях». «Древо Жизни». Первую часть трилогии «Гобелены Фьонавара».
Влияние Толкиена в «Древе» бесспорно.
Самый главный «божественный» злодей, и злец-оборотень, повелитель волков. Последний союз. Битва при Барад-Ду…, пардон Старкадхе. Гордые всадники, помогающие в критический момент. Коварный изменщик. Альвы, уходящие за море. Расслабившееся королевство. Активный седобородый маг. Аналог Тропы Мертвых.
Ничего не напоминает?
С одной стороны как то не очень хорошо. Толкиеновские мотивы лучше читать у прародителя. С другой — ход мысли понятен. Дж. Р.Р.Т. создал канон классики фентези, и обойтись без него крайне непросто. Плюс «манки» для почитателей Профессора (коих миллионы) расставить. Что должны облегчить им знакомство с новой вселенной.
Ведь, слава Богине, у Гевриэла хватило таланта не утонуть в калькированном Средиземье, а оттолкнувшись от плечей великого, создать свой полностью оригинальный мир.
Мир, построенный по законам классического фентези, но с некоторыми изрядными нюансами.
Царство меча и магии. Четкое разделение на добро и зло. Чистое зло, один из приспешников которого жаждет даже не власти над миром, а его уничтожения. Жуткие цверги со своими волками. Светлые эльф… тьфу, альвы, любимые дети Богини. Благородные воители, мудрые маги.
Но!
Кроме этого непременного набора в наличии также:
«Попаданцы» из нашего мира. Жесткие языческие мотивы. Кровавые жертвы. Предопределение, играющее в этом мире большую роль. Масса богов, принимающих активное (как для себя) участие в происходящем. Гендерные разборки между кровожадными жрицами Богини и Советом магов. Романтические отношения, которым уделено немало внимания. Интересные образы некоторых героев, с четко определенным цветом, но при этом изрядными внутренними терзаниями, не забывающими соблазнить девицу, выпить и подраться.
В первую очередь Гая стоит поблагодарить за «попаданцев». Это всегда выигрышная тема, особенно если у автора достает мастерства удержаться золотой середины. Между рассказом о наших «сомирянах» и о том месте, где они очутились.
Но Кей поступил еще хитрее. Начав знакомить с новым миром с помощью канадских студентов, через привычные нам реакции, к середине книги он полностью погружает героев в атмосферу своей вселенной, постепенно растворяя их в новом мире. А заодно и нас с вами. Самый трудный период знакомства уже позади, и подготовленный читатель уже в состоянии обходиться без привычных костылей. Да и герои к экватору книги чертовски меняются. Превратившись из туристов в активных (иногда даже слишком) участников событий.
И, конечно же, за место действия. Знакомое, и неведомое. Доброжелательное и смертельно опасное. Полное прекрасных и отвратительных существ. Как всякая талантливо сотворенная вселенная.
Мир Кея более жесток, и не так идеализирован как у Толкиена. Причем проявляется это уже на уровне божеств. Древние существа (с корнями из кельтской мифологии), имеющие очень слабое понятие о милосердии, крайне полюбляющие жертвы, и символизирующие природу. Строгую, но справедливую. Да и жрецы, как никто, достойны своих небесных покровителей.
Мир Кея проявляется постепенно, в первой книге трилогии еще не раскрыт полностью, и по уровню воплощения пока не дотягивает до Средиземья (не забываем, впереди еще два тома). Он лишь начинает оформляться в читательской голове, как очертания волшебного города, возникающего из густого тумана.
И с каждой страницей уходит желание выискивать аллюзии на Толкиена. Взамен этого ты постепенно погружаешься в мир «Гобеленов», начиная по полной сопереживать героям, с напряжением следить за их непростыми приключениями, знакомиться с местными народами, с удовольствием слушая легенды о былых временах.
Временах вселенной, созданной действительно талантливым учеником, пускай лишь заочно знакомого со своим учителем.
Эрго. Весьма недурное фентези, построенное по классическим лекалам с некоторыми оригинальными вариациями. Способное, оттолкнувшись от плечей Профессора, привести нас в новый и весьма интересный мир.