Шона Лоулес «Дети Богов и Воинов». — М.: Эксмо, 2024. Серия: New adult. Магические миры. Первый роман цикла «Гэльская Песнь».
Фэйри Изумрудного острова, или Знамена феминизма 10 века
10 век. Ирландия. На Изумрудном острове идет нормальная средневековая жизнь. Еще не ушли в прошлое конфликты между норманнами и аборигенами острова. Горят монастыри и деревни, льется кровь, умирают люди. Викинги чередуют грабежи с торговлей, ведь многие уже сменили на груди молот Тора на христианский крест. Властители многочисленных королевств норовят отгрызть кусочек земли у соседа, с вожделением посматривая на головной убор Верховного короля. Женщины вовсю манипулируют мужчинами, те традиционно пытаются поддаться всем пагубным страстям одновременно.
Но кроме людского населения, есть у Ирландии и иные обитатели, ведущие свою тысячелетнюю войну. Потомки Туата Де Дананн и фоморов, те, кому подвластно волшебство и могучие артефакты. Фоморы проиграли и повержены, но до конца ли?
Две женщины: из Потомков богини Дану, и племени ее извечных врагов. Одна жаждет дублинский трон для сына и верховную корону для брата – последнего из фоморов. Вторая – хотела лишь покоя и тихой жизни для сестры. Но воля Совета Потомков решила иначе, бросив ее в омут королевского двора, в окружение того, кто готовится вступить в схватку за Верховную корону.
Их интересы непременно пересекутся, повлияв на судьбы двух волшебных народов. И кто в результате одержит верх, не ведомо никому, кроме богов. А может и тем тоже.
Любопытное национальное фентези, приятное, но не без помарок. Перед нами две линии, которые долго не сходятся напрямую, но переплетены слухами, знакомыми именами, действиями, влияющими на всю Ирландию. Не обойдется без хронопрыжков, порой на пяток лет («Джонни, сделай монтаж»). Долгоживущие народы, что с них взять.
Главных героинь, как вы уже поняли, двое. Центральные женские персонажи с описанием от первого лица, становятся одним из главных достоинств романа.
Гормлат – дама с фоморской кровью. Женщина ослепительной красоты, лишь недавно избавившаяся от старика-козла-мужа. Ведомая одной единственной страстью – любовью к сыну, ради которого Гормлат готова на все. Не такая уж распространенная практика среди потомков волшебных народов, которые чаще всего воспринимают своих смертных детей как бабочек-однодневок, либо в лучшем случае, как фигуры в шахматной партии. Абсолютно безжалостная особа (материнские гены), в критических ситуациях не моргнув глазом способная на убийство своими руками. А уж тем паче на опосредованное участие в массовом лишении других жизни. Но обычно предпочитающая действовать более тонкими методами. «Хитра и изворотлива», шикарная интриганка, плетущая крепкую, долгоиграющую паутину козней, использующая манипуляции, психологию, знание реакций, желаний и слабостей других людей, их алчность, гордыню, жажду власти. Обладающая недурным актерским даром и стратегическим мышлением, лишь изредка затмеваемым страхом за сыночка. Живет на свете 40 годочков, сохраняя красоту и молодость (срок жизни здешних «фейри» до трех сотен лет). Уже понимает необходимость смены места обитания («выходи замуж, рожай, прячься»), но не хочет другой личности, очередного замужества и расставания с сыном. А придется — ведь потомки Туата Де Дананн находят своих врагов собирая информацию о людях, которые слишком долго не стареют.
Имеет брата по имени Малморда (да, вот такое вот говорящее имя, у! Морда!) – тоже знатный интриган (и он не последний в книге знаток козней, вспомним хотя бы Олафа), жаждущего захватить власть над страной и уничтожить, наконец, наследников богини Дану.
Фоула – представительница Туата Де Дананн. Несмотря на 105 годочков жизни, сохранила клиническую наивность и доброе сердце. Не очень любит общество, предпочитая отшельничать. Крепко накрепко привязана к сестре, не шибко уважающей законы Потомков. Целительница, способная с помощью дара излечить практически любую хворь. Но и без магии проявляющая себе знающим и талантливым лекарем. Также имеет в качестве мотиватора смертное дитя. В данном случае уже умершее. До сих пор хранит в сердце скорбь по недавно покинувшей этот мир дочери. Эта скорбь частенько оказывает влияние на ее действия. Не выносит жестокости, крайне негативно воспринимает людей, наносящих вред другим.
Обе барышни паршиво относятся к мужикам и могут служить знаменами воинствующего феминизма. Пускай выражаются его появления по-разному. Одна дама считает «сильный пол» — тупыми оглашенными самцами, требующими узды манипуляций, направления и изящного контроля. Другая – жаждущими крови животными, от которых стоит держаться подальше. Женского пренебрежительно-спесиво-манипулятивного отношения к мужикам нам отсыплют сполна. Использовать мужчин, ненавидя при этом, или относиться как к орудию – нормальное явление.
За кого болеет автор, понятно практически с первых страниц, что несколько снижает впечатление от книги. Фоморы, потомки короля Балора (эх, как с ними Дрезден ратоборствовал) в романе – натуральные исчадия зла: коварные, хитрые, безжалостные, готовые для достижения целей развязать массовую бойню. Эдакие ситхи, благо ко времени, описываемом в книге, их осталось ровно две штуки. Туата Де Дананн, напротив, аналог джедаев: пекутся о мире и благоденствии, помогают людям, стараются избежать лишних контактов. Лишь со временем проявляются определенные нюансы, несколько раскрашивающие эту черно-белую картину мира.
Здешние «фейри» не похожи на привычный английский «волшебный народ». Они поголовно полукровки. Не отличаются от людей ничем кроме долголетия и владения даром. Фоморы используют «волшебный огонь». Магия Туата Де Дананн более разнообразна, находится в ведении друидов, ведьм, арфистов, целителей, пророчиц, воинов и оружейников (не спрашивайте, чем последние отличаются друг от друга). Близко познакомимся мы далеко не со всеми видами колдовства. Заявлены также сокровища, как-то камень, дарующий бессмертие, котел, меч и копье, бьющее без промаха. Опять же, почему такой акцент на воинскую снарягу?
Фоморы активно прячутся, и вообще считаются уничтоженными. Потомки Дану обитают в крепости, скрытой заклятиями от глаз смертных. И тусят «под прикрытием» в людских монастырях, собирая информацию о возможных войнах и прочих аспектах высокой политики по-ирландски. При этом уже 60 лет избегают вмешательства в оную, после принятии новых законов, прямо запрещающих участие в делах смертных, вплоть до запрета сексуальных связей с короткоживущими. Это после того, как долгие столетия волшебный народ активно влазил в их «разборки», дрался между собой в войнах смертных. Ведь над Потомками тоже властны алчность и похоть. Кстати, Потомок может стать смертным и лишиться дара, пронзив сердце определенным кинжалом.
Стоит отметить:
-Мораль книги, вопрошающую, а точно ли стоит мести всех людей под одну гребенку, опираясь на пол, расу или племенную принадлежность? К примеру, все ли мужчины – злодеи? Или имеет смысл подходить с индивидуальным мерилом, и в любой группе будут как хорошие, так и дурные ее представители? И что насчет воспитания, способного создать хорошего, доброго человека, главное чтобы наставник был соответствующим?
-Жестокость времени, с его привычным средневековым зверством, когда никто не боится замарать рук. Войны, уносящие жизни молодых и зрелых. Паршивая медицина. Гибель невинных женщин и детей. Коварные убийства противников. Жизнь не сахар.
-Историчность книги. В романе фигурируют абсолютно реальные исторические личности, некоторые достаточно известные. Обратите внимание хотя бы на знакового для Изумрудного острова короля Бриана Бору или Олафа Трюггвасона, засветившегося при дворе Владимира Святославича.
А вот антуража 10 века мне оказалось недостаточно. Да, есть пара красивых моментов, как-то спор о погребальном обряде викинга, принявшего христианство, особенности дублинского правосудия, или «вдовья доля», становящаяся одним из сюжетообразующих факторов политики. Но хотелось бы большего.
Из любопытного: Открывающий книгу перечень действующих лиц. Дело даже не в куче имен с подробным указанием родственных связей, это нормальная практика. А вот указание покойников как полноценных героев – удивило. Позднее этот прием становится понятным: покойные родственники влияют на действия живых плотно и непосредственно. Причем отнюдь не явлением «привида батька Гамлета в брудному простирадли», а воспоминаниями, сожалениями, незаконченными делами, связанными с отправившимися в лучший мир.
Порадовала «Верховная виночерпица». Фух, это все же не о «побухать», а вид магии, способной осушать реки и лишать врагов воды во время пути. Ну, тогда ладно.
Эрго. Приятное ирландское фентези с сильными женскими персонажами, крепкой исторической основой и местными «фэйри». А вот акценты можно было расставлять не так заметно, да и антуража эпохи не жалеть.