Роберт Джексон “Город Лестниц». — М.: АСТ, 2017 г. (Серия: Мастера фантазии). Первый роман цикла «Божественные города».
Гибель богов. Послесловие, или Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут?
Долгие столетия Мирград, при помощи милосердных Божеств, являлся сердцем Континента, жители которого правили всем миром. 75 лет назад все изменилось. Божества были убиты, рабы превратились в господ, а центром мирозданья стала отдаленная колония Сайпур, подчинившая себе все остальные страны.
Шли годы, но мирградцы помнили о своих корнях. Несмотря на запреты хранить артефакты, изучать историю, и упоминать о своих древних божественных покровителях. Память и ненависть. Вот что наполняло старинные разрушенные улицы Мирграда и сердца его жителей.
Посему гибель ученного из Сайпура, профессора-историка Ефрема Панъюя стала горестным, но ожидаемым событием. Шара Тивани, одна из лучших сайпурских оперативников, не должна была заниматься этим делом. Но оставить кому-то еще поиски убийцы одного из самых уважаемых ею жителей Сайпура Шара не могла.
Если бы она знала, к чему приведет ее инициатива, и каким опасным гадюшником стало бывшее сердце Континента, Тивани может и подумала бы, прежде чем ввязываться в это расследование. Тем более, когда слухи о Божествах — «в каком-то смысле живых», похоже, начинают подтверждаться.
Дебютное появление книги молодого американца Беннетта на наших просторах было тепло встречено русскоязычными любителями фантастики и сопровождалось отличным «сарафаном». Причем это оказался один из не столь многочисленных случаев, когда сарафанное радио не ошиблось. Роман действительно достойный.
City of Stairs был номинирован на премии Локус, Всемирную премию фэнтези и Британскую премию фэнтези. Однако номинациями дело и ограничилось.
В первую очередь привлекающий внимание миром, созданным Робертом. Миром, где Боги не вопрос веры – а объективная реальность. Ну или точнее была таковой донедавна. До той поры, пока некий житель отдаленной провинции Сайпур (земли, которой Древние отказали во внимании) не изобрел оружие способное уничтожать Изначальных Божеств.
Принесшая свет. Строитель. Воительница. Мать природы. Судья. Трикстер. Они отошли в область истории, мир в корне изменился, а все козыря оказалась на руках бывших слуг. Жителей столетиями эксплуатируемой провинции, почувствовавших себя выше богов.
Ах какие восхитительные нас ждут этюды по расовой конфликтологии! Причем не свежие, сдобренные кровью и местью сразу после захвата Континента сайпурцами, а отложенные, хорошо выдержанные, сдобренные налетом мирного времени. Как трансформируется отношение тех, кого веками держали в сырьевом рабстве, относились как к низшим существам, лишенным божественной благодати, над кем издевались и гнобили, к своим обидчикам. Как меняется отношение экс-обидчиков к бывшим рабам, в те годы, когда фортуна отвернула от континентальных жителей свой лик, и обрушились казавшиеся вечными устои. Когда бушевала горячая фаза конфликта и позднее в годы мирной интервенции. Плюс ретроспективные зарисовки со времен Великой Войны и ранних, летописных периодов, создающие более полную и целостную картину мира.
Кстати, в романе прослеживается забавная аллюзия Континента как Запада, Европы (его обитатели бледнокожие с бородами, и фамилиями, закачивающимися на «цев», «чев» и «ов»). А сайпурцы — невысокие смуглые южане, любящие карри – откровенно Востоком, Индией попахивают. Предостережение? Издевка? Пророчество?
А как шикарно автор показывает мир прошлого, буквально пронизанный божественными деяниями, эманациями, энергией (причем показывает лишь посредством обрывочных воспоминаний, легенд и рассказов). Мир жители которого сверяют каждый шаг с заветами своего небесного вождя. Вождя порой благостного, порой ироничного а порой безжалостного. Мир, где не только небожители управляют паствой, но и паства по полной программе влияет на своих богов. Мир, где на каждом шагу чудесные артефакты, строения и создания. Мир переполненный влиянием высших существ, держащийся на нем как мясо на скелете. И точно так же умирающий, когда этот самый скелет из организма изымают.
Типичным подтверждением этого тезиса стал Мирград. Бывший Престол мира, столица Континента, город, посвященный всем шести Изначальным Божествам, нынче в серьезном упадке. После гибели Богов, исчезновения всего сотворенного их силами, ряда катастроф, чумных лет — от былого величия остались лишь воспоминания. Да руины красивейших зданий. Да лестницы ведущие в небо, к уничтоженным и исчезнувшим храмам и часовням. Да гигантские чудесные стены, пережившие своих создателей. Да Запретный Склад, битком набитый волшебными артефактами и чудесами, до сих пор не утратившими своих свойств. Да пустоты на месте священных строений. Да ненависть бывших владык мира.
Как видите, современную обстановку, в которой придется вариться героям романа, несмотря на 75-летнее затишье, особо благоприятной не назовешь. Коррупция, причем как в Сайпуре, где она давно стала неписанным законом и рабочим инструментом, так и в Мирграде. Паутина заговоров и интриг, причем опять же, как местных, так и тянущихся через океан. Последователи мертвых богов. Внезапно появляющиеся опаснейшие волшебные существа. Убийцы и торговые магнаты. Невозможное божественное присутствие. Все это сплетается в такой ядреный клубок, что нашим героям придется приложить максимум (и немного больше) усилий, чтобы выпутаться из ситуации.
Детективная линия романа, скажу сразу, также на высоте. Скрупулезное расследование, собирание информации, мозговые штурмы и внезапные открытия, правильные и ложные выводы, силовые контакты – все как в лучших домах, не придерешься. И даже когда, кажется, что все карты раскрыты и начинается беспощадная финальная битва, вскоре выясняется, что так только кажется. Автору еще есть чем удивить читателя.
Еще одной привлекательной и важнейшей частью романа стали персонажи, сотворенные Беннеттом.
Ашара Комайд, она же Шара Тивани. Главная героиня романа, правнучка самого каджа Сайпура. Девчонка, по юношеской наивности 16 лет назад инициировавшая коррупционный скандал в правительстве, и с тех пор не видевшая родной земли. Отличный оперативник, умная, проницательная женщина. Уставший, несчастный человек, не имеющий друзей, мечтающий лишь вернуться домой.
Северянин-дрейлинг Сигруд. Гигант-варвар, машина для убийства, служащая Шаре не за страх, а за совесть. Переживший массу утрат мужчина, скрывающий немало тайн. Даже такой шаблонный персонаж как огромный варвар-северянин постепенно раскрывается перед читателем как драгоценная жемчужина, появляющаяся из раковины.
Воханнес Вотров. Богатей, один из Отцов Мирграда, однокурсник Ашары Комайд и ее любовник в прошлом. Патриот своего города, стремящийся к возрождению Мирграда. «Мажор из мажоров» в юности, постаревший лощеный бизнесмен на текущий момент. На удивление толерантный типаж (скорее всего, сказалось обучение за границей) с пристрастиями, абсолютно непозволительными в континентальном обществе.
Губернатор Турин Мулагеш. Отставная вояка, привыкшая решать проблемы натиском, и не особо уважающая дипломатические изыски. Грубоватая, но аж никак не глупая женщина, жаждущая спокойной должности на побережье и спокойной старости.
Винья Комайд матриарх семьи Комайд. Тетушка и куратор Ашары. Хитрый и коварный «настоящий беспринципный политик», считающий своими инструментами любые людские слабости. При этом ведущий свою весьма опасную игру вокруг фигуры Ефрема Панъюя. Одна из влиятельнейших политических фигур Сайпура.
Все герои отлично раскрыты и прописаны. Отличаются яркими особенностями и глубоким, продуманным шлейфом роли, вплоть до индивидуальных лингвистических конструкций и особенностей речи конкретного персонажа.
Причем Беннетт расскажет нам не только о людях. Среди ярко и вдумчиво описанных им героев важное место занимают Древние, Небеснейшие, Изначальные. Пускай не все из Шестерки удостоятся подробных историй, рассказывающих об их деяниях, свершениях и безумствах, несколько местных Божеств станут к финалу романа для нас столь же близкими, как и Олимпийцы после «Мифов» Куна.
Есть пара-тройка непродуманных или спорных моментов. Как то термин «бодрая фашисточка» использующийся в мире, где никогда не существовало подобных «связок или объединений». Да и о ликторах с фашинами автор также ни разу не упоминает. Или упорное игнорирование добычи селитры в Сайпуре, и это при существовании в мире пороха, артиллерии, мин и винтовок. Или слишком мощная фигура Сигруда, которому по плечу практически любая задача. Или смутные воспоминания о Нью-Кробюзоне Мьевиля (слава богам, в Мидграде Беннетта поменьше чернухи, чем у жутко полюбляющего «энто дело» Чайны), а также Элантрисе Сандерсона.
Но это действительно мелкие мелочи, на которые можно не обращать внимание.
Эрго. Отличный роман о людях и богах с интересным миром, шикарными персонажами, качественной детективной линией и идейной составляющей. Похоже на фантастическом небосклоне зажглась новая звезда (тьфу-тьфу-тьфу, чтоб не сглазить).
Обзор второй части трилогии тут http://perekat.kiev.ua/город-клинков-беннетт-фентези/
Обзор третьей части здесь http://perekat.kiev.ua/city-of-miracles-город-чудес-беннетт-фентези/